Автореферат (1139014), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Существенное внимание уделяется органами безопасности США вопросу выезда секретоносителей за рубеж. В ходе подготовки к выезду секретоноситель дает подписку о неразглашении закрытой информации, с ним проводится инструктаж сотрудникам спецслужб США; составляется служебная справка и отзыв о его лояльности и благонадежности. Государственный департамент США может отказать лицу в выдаче заграничного паспорта в случае наличия оснований полагать, что его пребывание за границей может нанести ущерб национальной безопасности.
Диссертантом проанализировано законодательство США, регламентирующее ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в целях защиты закрытой информации. Прослушивание проводных, устных и электронных коммуникаций в целях расследования преступлений регулируется Законом США от 21.10.1986 г. «О приватности электронных коммуникаций» 17. Прослушивание в целях обеспечения национальной безопасности регулируется Актом по наблюдению за иностранной разведдеятельностью от 25.10.1978 г. (далее – FISA)18. Если в соответствии с Законом «О приватности электронных коммуникаций» судья подписывает ордер на прослушивание телефонных переговоров по запросу от высшего чиновника департамента юстиции, то по FISA судьи действуют в рамках специального Суда FISA, выдавая ордера по запросу от генерального прокурора. Закон позволяет правительству начать подслушивание, а затем объясниться в суде и получить санкцию задним числом. В соответствии с FISA, объектом наблюдения не могут быть американские граждане, чьи права на частную жизнь защищены Первой поправкой к Конституции. Последнее ограничение было временно снято Патриотическим актом от 26.10.2001 года19. Вместо положенной в таких случаях санкции суда, ФБР имеет право действовать на основании «писем национальной безопасности».
Во второй главе «Ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, связанные с защитой государственной тайны Российской Федерации» проанализированы основные права и свободы, которые могут быть ограничены в целях защиты государственной тайны, выделены законодательные акты, в которых помимо Закона РФ «О государственной тайне», предусмотрена возможность таких ограничений.
§ 1 «Ограничения основных личных прав и свобод» посвящен изучению основных личных прав и свобод человека и гражданина, нашедших отражение в Конституции России, которые могут быть ограничены в целях защиты государственной тайны. В целях защиты государственной тайны допустимы ограничения: 1) права на свободу и личную неприкосновенность; 2) права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; 3) тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; 4) права на неприкосновенность жилища; 5) свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства.
В Законе Российской Федерации «О государственной тайне» предусмотрена возможность ограничения права на свободу и личную неприкосновенность, права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свободы передвижения.
Диссертантом проанализировано законодательство РФ, регламентирующее в целях защиты государственной тайны ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Подобные ограничения установлены: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях. В целях защиты государственной тайны ограничивается право свободно выезжать за пределы России. Автором установлено, что максимальный срок ограничения права выезда секретоносителя не совпадает с максимальным сроком засекречивания сведений, составляющих государственную тайну. Диссертант убежден, что по прошествии 5–10 лет некоторые сведения, составляющие государственную тайну, не теряют своей актуальности и могут по-прежнему представлять интерес для иностранных специальных служб и организаций. Необходимо устранить имеющуюся коллизию путем увеличения максимально допустимого срока возможного ограничения права на выезд из РФ для секретоносителя. Следует подчеркнуть, что ограничение права гражданина на выезд за пределы РФ в случае ознакомления со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, не носит абсолютного характера.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну ограничивается, прежде всего, в процессе проведения процедуры проверки при оформлении допуска к государственной тайне. В статье 22 Закона РФ «О государственной тайне» указано 5 возможных оснований для отказа гражданину в допуске к государственной тайне. Диссертант на основе зарубежного опыта и мнения практиков считает необходимым дополнить этот перечень еще 7 основаниями.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 20 проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения. Телефонные и иные переговоры прослушиваются только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об этих преступлениях. При расследовании любого преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, какова бы ни была предусмотренная санкция, по мнению автора, необходимо предусмотреть возможность ограничения прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища. Зачастую невозможно сразу определить наступление тяжких последствий при разглашении государственной тайны или утрате документов, ее содержащих. Государство может понести невосполнимый урон через десятилетия, а решение об ограничении права необходимо принимать уже при получении информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии.
Учитывая нормы международно-правовых актов, Конституции РФ, право на неприкосновенность жилища не является абсолютным. Законное проникновение в жилище в целях защиты государственной тайны возможно только по решению судебных и правоохранительных органов в случаях, необходимых для предотвращения или раскрытия преступления, задержания лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении. Ограничение права человека и гражданина на неприкосновенность жилища допустимо при проведении осмотра, обыска и выемки, а также при обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в рамках оперативно-розыскной деятельности. Следует предположить, что в случае обнаружения при обыске секретных документов, они должны быть изъяты. Часть 10 статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ21 обязывает следователя (дознавателя) предъявлять все обнаруженные и изъятые в ходе обыска предметы, документы и ценности понятым и другим лицам, присутствующим при его производстве. Если эти предметы, документы и ценности имеют отношение к расследуемому уголовному делу, они осматриваются, упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц. По мнению автора, в указанной процедуре может быть допущено изменение, связанное с обнаружением документов, имеющих соответствующий гриф секретности.
В качестве основных мер, ограничивающих личную свободу в целях защиты государственной тайны, следует назвать задержание, личный обыск, арест и заключение под стражу. В Уголовном кодексе Российской Федерации четыре состава преступлений в полной мере касаются защиты государственной тайны России. Каждый состав преступления, предусмотренный статьями 275, 276, 283, 284 УК РФ, имеет свои особенности, касающиеся ограничения права на свободу и личную неприкосновенность. По мнению автора, имеется потребность ужесточения наказания за государственную измену при отягчающих обстоятельствах и применение максимальной меры наказания в виде пожизненного лишения свободы.
Ограничения таких основных личных прав и свобод, как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, выступают, прежде всего, как превентивные меры, направленные на сохранение сведений, составляющих государственную тайну Российской Федерации, и не могут рассматриваться в качестве наказания.
§ 2 «Ограничения основных политических прав и свобод» посвящен изучению конкретных основных политических прав и свобод человека и гражданина, нашедших отражение в Конституции России, которые могут быть ограничены в целях защиты государственной тайны.
В целях защиты государственной тайны Конституцией Российской Федерации, международными нормативными правовыми актами, законами Российской Федерации допустимы ограничения: 1) права на участие в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправления; 2) свободы мысли и слова; 3) права на информацию.
В Законе РФ «О государственной тайне» указано на возможность ограничения права на информацию.
В Конституции РФ в числе первых политических прав и свобод упоминается свобода мысли и слова и производное право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Специальные ограничения свободы массовой информации касаются пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. К ним же, на взгляд автора, следует отнести ограничения распространения информации, содержащей государственную тайну России.
Еще одной проблемой, требующей пристального внимания, является возможность предварительного судебного запрета на публикацию информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, в СМИ. До настоящего времени эта тема не была предметом судебного разбирательства в РФ. Тем не менее, по мнению автора, предпосылки для этого имеются. Актуальность этой проблемы продемонстрирована при разбирательстве в Европейском суде по правам человека дела о запрете газетам «Гардиан» и «Обсервер» публиковать информацию, касающуюся деятельности британских специальных служб. Автором предлагается рассмотреть вопрос о возможности предварительного судебного запрета на публикацию информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. Это ограничение предоставит не только возможность предварительного запрета публикации подобных сведений, но и укажет орган, в чьей компетенции будет подобное решение. Вероятно, достичь баланса интересов государства и конкретного гражданина в информационной сфере не удастся никогда, но урезать свое желание «все знать» в пользу защиты интересов государства может, на взгляд автора, каждый.
В целях защиты государственной тайны непосредственное участие в управлении делами государства и местного самоуправления может быть ограничено в части права занять государственную или муниципальную должность, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Законодатель в качестве ограничений к принятию и нахождению на муниципальной службе не предусмотрел нахождение лица под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, а также выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации. По мнению автора, статья 13 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» 22 может быть дополнена указанными выше основаниями для отказа в принятии и нахождении на муниципальной службе. Ограничения права на участие в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправления содержатся и в статьях 283, 284 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ23. Автор полагает абсурдным то, что за государственную измену (статья 275 УК РФ) законодатель не предусмотрел лишения права занимать определенные должности, т.к. общественная опасность преступлений, предусмотренных статьями 283 и 284 УК РФ ниже, нежели у статьи 275 УК РФ.
Диссертант считает, что в Законе РФ «О государственной тайне» имеются очевидные пробелы, касающиеся особого порядка допуска к государственной тайне глав администраций муниципальных образований и предлагает к рассмотрению решения указанной проблемы.
В § 3 «Ограничения основных экономических, социальных и культурных прав и свобод» проводится анализ основных указанных прав и свобод человека и гражданина, нашедших отражение в Конституции России, которые могут быть ограничены в целях защиты государственной тайны.
В целях защиты государственной тайны Конституцией РФ, международными нормативными правовыми актами, законами РФ допускаются ограничения: 1) права на участие в культурной жизни, пользование учреждениям культуры, на доступ к культурным ценностям; 2) права на образование; 3) свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; 4) права на свободный труд; 5) права частной собственности; 6) права на свободное осуществление экономической деятельности.
В Законе Российской Федерации «О государственной тайне» оговорена возможность ограничения свободы научного и технического творчества, права на свободный труд, права частной собственности.
Проведенный анализ позволил автору сделать вывод о целесообразности, по соображениям секретности, ограничения прав пользования документами, изделиями, имеющими соответствующий гриф секретности, которые в силу историко-культурной значимости признаны культурными ценностями. Изложенное не означает, что доступ к подобным ценностям может получить любой обладатель допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Диссертант отмечает, что ограничение права на участие в культурной жизни, пользование учреждениям культуры, на доступ к культурным ценностям носит превентивный характер и не требует массового применения, то есть касается ограниченного числа граждан России и иных лиц.
В законодательстве имеется упоминание о библиотеках министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, правом пользования которыми имеют только те лица, которым в установленном законе порядке оформлен допуск к государственной тайне. Это связано с тем, что в данных библиотеках имеется закрытый фонд изданий. Соответственно, свобода творчества в ряде научных направлений ограничена наличием допуска к государственной тайне. В качестве примера можно привести такие направления, как разведка, контрразведка, криптография, атомная физика и ряд других.
В соответствии со статьей 24 Закона РФ «О государственной тайне» ограничению подлежит право на использование открытий и изобретений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. По мнению автора, данная статья напрямую ограничивает свободу научного и технического творчества.
Автор делает вывод о возможности ограничения права на получение образования в ряде учебных заведений, в целях защиты государственной тайны, для тех лиц, которые не могут пройти соответствующую процедуру допуска.
Рассматривая право на свободный труд, автор приходит к мнению, что оно может быть ограничено необходимостью оформления допуска к государственной тайне. Если такой допуск не оформлен или работник лишен его в силу ряда причин, то он не может выполнять работу на конкретном участке и занимать соответствующую должность. Указанное право может быть ограничено и решением суда, как произошло в случае с одним из бывших заведующих кафедрой МВТУ им. Баумана, который по приговору Московского городского суда от 19.02.2003 г.24 был лишен права занимать должность заведующего кафедрой и заниматься профессиональной научной и преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях сроком на 3 года.















