Автореферат (1139011), страница 4
Текст из файла (страница 4)
3 ст. 75 Конституции Российской Федерациивозникает вопрос о конституционности абз. 1 п. 1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 24 %, за исключением случаев предусмотренных пунктами 2-5 данной статьи. При этомсумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 %, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма, исчисленная по налоговой ставке вразмере 17,5 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.Ведь в ч. 3 ст.
75 Конституции Российской Федерации прямо указываетсяна систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет.В работе исследован п. «п» ст. 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому в ведении Российской Федерации находится федеральное коллизионное право. Значение федерального коллизионного17права применительно к сфере налогообложения не получило широкого освещения в научной литературе и широкого применение на практике.Установлено, что п.
«п» ст. 71 Конституции Российской Федерациипредполагает, что только на уровне Российской Федерации может осуществляться правовое регулирование налогообложения: сделок, заключаемыхгражданами и организациями из разных субъектов Российской Федерации;имущества, расположенного одновременно на территории несколькихсубъектов Российской Федерации; налогообложение деятельности, которую граждане и организации осуществляют одновременно на территориинескольких субъектов Российской Федерации.Правовое регулирование налогообложения сделок, заключаемыхгражданами и организациями из разных субъектов Российской Федерации,может осуществляться только на уровне Российской Федерации.
Если бытакое правовое регулирование осуществлялось на уровне субъектов Российской Федерации или местного самоуправления, то можно предположить, что не всегда бы эти нормы были согласованы между собой. В своюочередь это могло прямо или косвенно повлечь возникновение ограничений для таких сделок, что также не соответствует ч.
1 ст. 74 КонституцииРоссийской Федерации, согласно которой на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборови каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.В Преамбуле Конституции Российской Федерации указывается настремление обеспечить благополучие и процветание России. В свою очередь это предполагает такое регулирование сферы налогообложения, которые бы исключило угрозу процветания России как единого государства ипредотвратило бы экономическую изоляцию каких либо регионов на территории России.
Ряд конституционных норм предполагает именно такоерегулирование сферы налогообложения в России (ч. 1 ст. 8, ст. 74,подп. «ж» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 114). Автор в качестве полномочия Российской Федерации рассматривает обеспечение единого экономического пространства.Анализ конституционных норм показывает, что субъекты Российской Федерации при установлении общих принципов налогообложения исборов в Российской Федерации вправе лишь принимать участие в законо-18дательном процессе в рамках принятия федеральных законов.
При этомостальные полномочия в сфере налогообложения субъектам РоссийскойФедерации предоставлены нормами Налогового Кодекса Российской Федерации. Так как, согласно п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. При этом в соответствии с ч. 3ст. 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральнымзаконом. В настоящее время таким федеральным законом является Налоговый кодекс Российской Федерации, в ст. 3 которого закреплены основные начала законодательства о налогах и сборах.
В Налоговом кодексеРоссийской Федерации отсутствуют нормы, позволяющие субъектам Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, в которых бытакже устанавливались общие принципы или детализировались общиепринципы, указанные в Налоговом кодексе Российской Федерации.Налоговое законодательство предоставляет субъектам РоссийскойФедерации три группы полномочий: по установлению налогов и сборов,по введению налогов и сборов и иные полномочия, предусмотренные вНалоговом кодексе Российской Федерации.
Полномочия третьей группычетко прописаны в Налоговом кодексе и особых трудностей не вызывают.Высказана авторская точка зрения, что для понимания соотношения понятий «установление» и «введение» налогов и сборов ст. 57 Конституции Российской Федерации необходимо толковать буквально. Однакопри этом акцентировать внимание нужно не на словах «установленные налоги и сборы», а на словах «каждый обязан платить».Потому что ст. 57 предусмотрена в главе 2 Конституции Российской Федерации, которая называется «права и свободы человека и гражданина». Положения данной главы составляют основы правового статусаличности. Если определены налогоплательщики и все элементы налога,однако не определен момент времени, с которого возникает обязанностьуплатить данный налог, следовательно, обязанность отсутствует.
Такимобразом, категория «установление» налогов и сборов раскрывает содержание обязанности платить каждого законно установленные налоги и сборы,а категория «введение» налогов и сборов определяет момент возникнове-19ния данной обязанности.В работе подчеркивается, что при установлении элементов региональных налогов и сборов субъектами Российской Федерации нарушаетсяпринцип равенства.
Например, согласно ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным налогам устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных Налоговым кодексом. Таким образом, субъекты Российской Федерации могут устанавливать различные ставки в пределах, предусмотренныхнормами Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому в однихсубъектах налоговые ставки могут быть выше, в других - ниже. Следовательно, условия взимания региональных налогов и сборов поставлены взависимость от местонахождения налогоплательщиков.Только на основании системного толкования п.
«б» ст. 114, ч. 3ст. 55, ч. 2 ст. 6, ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации можно понять конституционную основу компетенции субъектовРоссийской Федерации в сфере налогообложения. Так руководствуясь вышеуказанными положениями Конституции можно предположить, что нормы Налогового кодекса, предусматривающие право субъектов РоссийскойФедерации вводить региональные налоги и сборы не соответствуют им.Поскольку одни субъекты Российской Федерации вводят региональныеналоги и сборы, а другие – нет. Поэтому в зависимости от того, на территории которого из них находится налогоплательщик, его налоговое бремябудет различным.
Тем самым нарушаются вышеприведенные положенияКонституции.В Конституции Российской Федерации ни в одной статье не упоминается о возможности устанавливать и взимать региональные налоги исборы. Поэтому вполне возможно, что вопрос об их взимании являетсяспорным. Однако на практике каждый субъект Российской Федерациидолжен стремиться к самостоятельному формированию своего бюджета,не ориентируясь на дотации и субвенции из федерального бюджета.Исследование компетенции субъектов Российской Федерации всфере налогообложения позволило автору констатировать, что Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной властисубъектов Российской Федерации» предусматривает более узкий объем20полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области налогообложения, чем Налоговый кодекс Российской Федерации.
Данная коллизия должна разрешаться в пользу норм Налоговогокодекса Российской Федерации как акта специального характера.Осуществленный анализ конституционных норм, показывает, чтоотносимое к компетенции Российской Федерации полномочие возлагатьили нет на налогоплательщиков обязанность по уплате налогов и сборов вКонституции Российской Федерации закреплено недостаточно четко.Представляется неясным, если Российская Федерация отказывается от возложения на налогоплательщиков обязанности по уплате налогов и сборов,нарушается ли в этом случае ч. 1 ст.
132 Конституции Российской Федерации. Существует некая неопределенность в толковании данной нормы, вчастности, не ясно можно ли ее содержание понимать следующим образом: так как к компетенции органов местного самоуправления отнесенополномочие по установлению местных налогов и сборов, то РоссийскаяФедерация не вправе отказаться от возложения на налогоплательщиковобязанности по уплате местных налогов и сборов.Проведенное исследование ч. 1 ст. 132 Конституции РоссийскойФедерации позволяет усомниться в конституционности положений действующего налогового законодательства.В настоящее время в ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации указываются два местных налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
При этом в ч. 1 ст. 132 Конституции РоссийскойФедерации среди полномочий органов местного самоуправления указывается также установление сборов. Однако действующее налоговое законодательство не предусматривает возможности установления местных сборов. Тем самым права местного самоуправления по установлению местныхналогов и сборов ограничиваются, что в свою очередь противоречит закрепленному в ст. 133 Конституции Российской Федерации запрету на ограничение прав местного самоуправления.Действующее налоговое законодательство к компетенции муниципальных образований в сфере налогообложения относит следующие полномочия: устанавливать элементы местных налогов и сборов; вводить местные налоги и сборы и прекращать их действие и полномочия относительно специальных налоговых режимов.21Отдельное внимание уделено исследованию вопроса, связанного свозможными сомнениями в конституционности норм налогового законодательства, которые предоставляют муниципальным образованиям полномочия устанавливать элементы местных налогов.
В ст. 57 КонституцииРоссийской Федерации устанавливается обязанность платить «законно»установленные налоги и сборы, а органы местного самоуправления непринимают законы.Действующее налоговое законодательство недостаточно четко регламентирует взаимодействие местного самоуправления и субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения. Так, согласно ч. 1 ст. 380Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу наимущество организаций устанавливаются законами субъектов РоссийскойФедерации и не могут превышать 2,2 %.
В соответствии с ч. 2 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. На основании этих норм однозначно сложно утверждать: могут ли законодательные органы субъектов Российской Федерации при установлении ставки по налогу на имущество организаций предоставить возможность органам местного самоуправления определять в рамках дифференцированных налоговых ставок. Не понятно также, по какой ставке будетоблагаться имущество, используемое в деятельности различных категорийналогоплательщиков на территории соответствующего муниципальногообразования.В заключении подводятся и обобщаются результаты диссертационного исследования.По теме диссертационного исследования автором опубликованыследующие научные работы:1.Непомнящих Е.В.















