Диссертация (1138996), страница 41
Текст из файла (страница 41)
В 2010 годуБельгиябыланагранираспада,посколькунадосрочныхпарламентских выборах победу одержали фламандские националисты(партия Новый фламандский альянс), выступающие за разделениекоролевства на Фландрию и Валлонию320. Однако угроза возможнойпотери членства в Европейском Союзе стала одним из решающих318319320Договор о Европейском Союзе (в редакции Лиссабонского договора от 13 декабря 2007 года.(2007/С 306/01)).Graham Avery. Op. cit. P. 1-2.Ханцевич О.М.
Развод по-бельгийски продолжается // Независимая газета. 16.06.2010.244факторов сохранения территориальной целостности государства.Позднее Европейская Комиссия подтвердила общеобязательность инеизменность порядка принятияв Европейский Союзновыхгосударств-членов, разъяснив, что в случае появления новой страны,вышедшей из состава одного из действующих государств-членов, этойстране придется в общем порядке подавать новую заявку навступление в Европейский Союз. В соответствии со статьей 49Маастрихтского Договора о Европейском Союзе321, государствокандидат должно уважать ценности человеческого достоинства,свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюденияправ человека, включая права меньшинств, соответствовать такназываемым Копенгагенским критериям322, включающим в себястабильностьгосударственныхадминистративныхисудебныхструктур и общественных институтов, наличие конкурентоспособнойрыночной экономики, признание общих правил и стандартов ЕС,включая приверженность целям политического, экономического ивалютного союза, соответствие национального законодательствазаконодательству Европейского Союза.
Согласно же протоколам,прилагаемым к Маастрихтскому договору, чтобы перейти на евро(или, применительно к Фландрии, остаться в европейской валютнойзоне), страна должна выполнить критерии конвергенции илиМаастрихтские критерии. Они устанавливают пределы темповинфляции,бюджетногодефицита(неболее3%ВВП),государственного долга не более 60% ВВП и другие экономическиепоказатели323.321322323Договор о Европейском Союзе (в редакции Лиссабонского договора от 13 декабря 2007 года(2007/С 306/01)).Критерии вступления стран в Европейский Союз приняты в июне 1993 года на заседанииЕвропейского совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседанииЕвропейского совета в Мадриде.Европейская интеграция: учебник. / Под ред. О.В. Буториной.
М.: Издательский дом «Деловая245Государство, соответствующее требованиям, может подать заявкуна вступление в Европейский Союз. Эта заявка должна пройтипроцедуруодобрениявовсехбезисключениядействующихгосударствах-членах Европейского Союза324. В соответствии состатьей 49 Договора о Европейском Союзе 325, «государство-заявительнаправляет свою заявку в Совет Европейского Союза; Советпостановляет по ней единогласно после консультации с ЕвропейскойКомиссией и после одобрения Европейского парламента, которыйвыносит свое решение большинством членов, входящих в его состав».До положительного решения Совета заявку должен одобритьЕвропейский парламент: заявка считается одобренной, если за неепроголосовало абсолютное большинство депутатов Парламента.Договор о присоединении нового государства, подлежит ратификациивсеми государствами-членами в соответствии с их ратификационнымипроцедурами, а также ратификации его в самом государствекандидате.Итолькопослеуспешногопрохождениявсехперечисленных стадий государство становится полноправным членомЕвропейского Союза.Отсутствие механизма правопреемства членства в ЕвропейскомСоюзе для государств, выделившихся из состава действующихгосударств-членовЕвропейскогоСоюза,обеспечиваетдополнительную гарантию сохранения государственной целостностиполиэтнических стран.
Участие Бельгии в процессе европейскойинтеграции,международноминститутахявляется324325сотрудничестве,существеннымнаднациональныхвнешнимфактором,литература», 2011. С. 209.Scottish independence: Barroso says joining EU would be difficult. BBC News. 16 February 2014.— [Электронный документ]. — URL: http://www.bbc.com/news/uk-scotland-scotland-politics26215963(по состоянию на 01.02.2015).Договор о Европейском Союзе (в редакции Лиссабонского договора от 13 декабря 2007 года(2007/С 306/01)).246обеспечивающимстабильностьтерриториальногоустройстваигосударственную целостность страны.В целом, говоря о влиянии Европейского Союза на бельгийскийэтнолингвистический конфликт, можно сделать следующий вывод:европеизацияконституционногоправагосударств-членовЕвропейского Союза, процессы международного сотрудничества иевропейскойинтеграцииявляютсяфакторами,положительновлияющими на преодоление этнолингвистических противоречийвнутри государства.
Создавая внешние предпосылки для сохранениягосударственной целостности, европейское и международное правоусиливают эффективность конституционно-правовых механизмовразрешения внутренних межэтнических противоречий. В то время,как отказ от интеграции и сотрудничества на европейском имеждународном уровне, наряду с отказом от принципа приоритетамеждународногоусложняютиправанадусугубляютнациональнымпроблемузаконодательством,этнолингвистическихпротиворечий.ПримерБельгиипоказывает,чтодлядостиженияэтнолингвистических компромиссов и социального примирения вшироком смысле этого слова важное значение имеют факторы, вцеломобеспечивающиеустойчивоегосударственноеединство,государственную целостность, реализацию принципов правового идемократического государства.
Такие институты, как регулируемыеобычаем особые полномочия Короля, исключительно парламентский(безпроведенияреферендума)способрешениявопросовгосударственного значения, приоритет права Европейского Союза, неразрешают этнолингвистический конфликт напрямую, но создают247условия, способствующие диалогу между лингвистическими иэтническими группами в составе многонационального государства, итем самым усиливают эффективность конституционно-правовыхмеханизмов разрешения этнолингвистического конфликта.248ЗаключениеЭтнолингвистическими разногласиями в течение пятидесяти слишним лет326 был пронизан весь конституционный строй Бельгии: вПарламентедепутатыделилисьнадвеязыковыегруппы,избирательная система предполагала дифференциацию партий полингвистическомуголосованиезаирегиональномуфламандскиеипризнакамваллонскиеираздельноепартии327,дляформирования двуязычного Правительства требовалась межпартийнаякоалиция и продолжительные переговоры, даже Конституция Бельгиипересматриваласьсцельюобеспеченияочередногоэтападецентрализующих государственных преобразований.
Необходимостьпостоянного поиска компромиссов и временных решений часто неприводила к желаемому сглаживанию противоречий, в то время какамбиции политиков и борьба партий за избирательный корпуссоздавали явные предпосылки для раскола страны. При этомразрешать конфликт на уровне государственной власти следовалоправовымисредствами.конституционно-правовыеЧтобысохранитьмеханизмыединоедолжныгосударство,былибытьэффективными, своевременными, адекватными текущей политическойситуации и направленными на конкретные причины очередного этапаобострения кризиса.Исходя из этих предпосылок, в рамках настоящей работы был326327С момента принятия в 1962 году Закона о фиксации лингвистической границы,этнолингвистический конфликт был переведен из социальной сферы в юридическую, в связи вчем целесообразно рассматривать конституционно-правовые способы его разрешения именноначиная с 1962 года.Овлияниирегиональныхполитическихпартийнаразвитиебельгийскогоэтнолингвистического кризиса см.
Барсуков А.М. Бельгия: тупик федерализма или кризис егоразвития: монография / С.В. Бирюков, А.М. Барсуков. – М.: ТЕИС, 2010. – 244 с. и Барсуков А.М. Национальные движения и этнорегиональные партии как фактор политического кризисабельгийского федерализма: автореферат диссертации канд. полит. наук. — Москва, 2012.249проведен подробный анализ причин и этапов этнолингвистическогоконфликта,выявленыиохарактеризованыконституционно-правовогоразрешения.шестьДанныеэтаповегонаправленияисследования показали, что конституционный строй Бельгии менялсяпод давлением длящихся этнолингвистических противоречий: стойкаятенденция к децентрализации административных единиц, изменениеформыгосударственно-территориальногоустройстваишестьгосударственных реформ последовательно сместили значительнуючасть государственно-властных полномочий с центрального уровня науровень сообществ и регионов.
Анализ этапов конфликта подтвердилпредположение о том, что характерной чертой государственныхпреобразованийвБельгиибыла«вынужденностьреформ,практически каждой из которых предшествовал достаточно острыйполитический кризис. При этом каждая из этих реформ, придававшихвсе более сложный характер властно-политическому механизмустраны, создавала предпосылки для новых, еще более глубокихконфликтов»328. Проведенное исследование позволило прийти квыводу о том, что конституционно-правовые механизмы способны нетолькоразрешать,ноипровоцироватьэтнолингвистическиеконфликты в ситуации, когда они применяются формально, вдействительностинеимеясвоейцельюурегулированиепротиворечий329, либо имеют существенные недостатки в правовомрегулировании330.














