Диссертация (1138922), страница 16
Текст из файла (страница 16)
В отличиеот информационных прав в информационной свободе выражено не столько153Под использованием в данном случае понимается широкий круг действий, которыемогут быть осуществлены в отношении информации, информационных и коммуникационныхтехнологий, в том числе создание, поиск, хранение, обработка, предоставление ираспространение, обеспечение доступа к ним, применение и защита.154Права человека. Учебник для вузов. С. 133.155Там же.65правопритязание, сколько автономия личности, ее независимость, в том числе отгосударства. Информационная свобода выступает ценностной основой дляширокого круга прав человека – не только таких, как право на свободу выражениямнения и свободу информации, но и, например, право на неприкосновенностьчастной жизни при использовании личной информации.В зарубежной правовой доктрине используется близкое по содержанию кинформационной свободе понятие «интеллектуальная свобода» (intellectualfreedom), под которым понимается информационная автономия, заключающаяся внезависимости принятия решений в отношении выбора информации, мыслей ивыражения 156 или, другими словами, «функция автономии, которую индивидывыбирают в отношении информации, поступающей к ним, исходящей от них, илиже связанной с ними» 157 .
В основе условий интеллектуальной свободы вотношении информации, поступающей к индивиду, лежит информированностьиндивида о ее существовании и возможностях доступа к ней, наличие у индивидахотя бы минимальных способностей по ее предварительной обработке икритическому анализу, а также непрерывный и постоянный рост количестваразличной информации.
Информация, исходящая от индивида, представляетсобой результат творческих процессов. Условиями интеллектуальной свободы вданном случае наряду с доступом к информации и критическим мышлениемявляется независимость от манипуляций, свобода использования определенныхвидовинформации,являющихсяобщественнымдостоянием,атакжерезультатами свободы выражения иных лиц, в том числе для критики икомментариев. Интеллектуальная свобода в отношении информации, связанной синдивидом,обусловленаналичиеминформационнойнеприкосновенностичастной жизни, которая в свою очередь влияет на критическое мышление исамостоятельность в принятии решений по поводу получения и созданияинформации. При соблюдении указанных выше условий обеспечивается156Cohen J.E.
Information Rights and Intellectual Freedom // Ethics and the Internet / Ed. byA.Vedder. Antwerp: Intersentia, 2001. P. 2.157Ibid. P.21.66информационнаяавтономияиндивидаипредотвращениеизбыточногоинформационного патернализма.В отличие от интеллектуальной свободы информационная свобода связанане только с информацией, но также с отношениями в сфере информационных икоммуникационных технологий, с помощью которых обеспечивается доступ кинформации или ее использование. Свобода в выборе таких технологийнепосредственно влияет на возможности выбора информации, которая поступаетк индивиду, создается им, на ее количество и содержание, а также на выбортехнических средств, с использованием которых обеспечивается информационнаянеприкосновенностьчастнойжизни.Доступкинформационнымикоммуникационным технологиям, включая сеть Интернет, в настоящее времяявляется одной из важнейших составляющих информационной автономииличности и определяет доступ индивида не только к информации, но и кмногочисленнымуслугам,которыеоказываютсясихиспользованием.Подавление данной свободы, монополизация в сфере информационных икоммуникационных технологий не только создает условия для манипуляцииинформацией и ограничения ее разнообразия, но и подавляет самостоятельностьличности при выборе соответствующих услуг.
Определение данной свободы какинформационнойявляетсяболееточным,нежелиееопределениекакинтеллектуальной. Несмотря на то, что интеллектуальная, критическая оценкаинформации в данном случае играет бóльшее значение, чем для других свобод,особый характер информационной свободе придает именно информация, а такжеинформационные и коммуникационные технологии, с использованием которыхсвязана такая свобода выбора индивида.Информационнаябезопасностьслужитценностнымкритериемприопределении пределов прав человека путем сопоставления с правами других лиц.Необходимость обеспечения национальной и государственной безопасности, аследовательно, и информационной безопасности как их составляющей определенав качестве основания для ограничения свободы выражения мнения в статье 10Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
(далее – Конвенция671950 г.)158и статье 19 Международного пакта о гражданских и политическихправах 1966 г. 159 В то же время без признания, соблюдения и защиты правчеловека его информационная безопасность в полной мере обеспечена быть неможет. Исходя из этого в Доктрине информационной безопасности РоссийскойФедерации обеспечение реализации конституционных прав и свобод человека игражданина выступает одной из составляющих информационной безопасностиРоссийской Федерации.
В Стратегии кибербезопасности Европейского союза 160защита фундаментальных прав, свободы выражения, персональных данных инеприкосновенности частной жизни названа одним из ключевых ее принципов.Информационная свобода и информационная безопасность выступаютправовыми ценностями независимо от того, обозначены они явно в текстенормативных правовых актов или нет.
Справедливо, что «подход, при которомпредпринимается попытка вычленить из правового текста понятия, которыми, какправило, обозначаются социальные ценности, назвав их на этом основании«правовыми158ценностями»,вомногомповерхностен»161.ЦенностьБюллетень международных договоров, № 3, 2001.Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, № 12, 1994.160См.: Cybersecurity Strategy of the European Union: An Open, Safe and Secure Cyberspace.URL: https://eeas.europa.eu/archives/docs/policies/eu-cyber-security/cybsec_comm_en.pdf (датаобращения – 6 марта 2016 г.).
Единообразного понимания термина «кибербезопасность» взарубежных стратегических документах и правовой науке на сегодняшний день не выработано(см. напр.: Luiijf H., Besseling K., Spoelstra M., de Graaf P. Ten National Cyber Security Strategies:a comparison // Critical Information Infrastructure Security. 6th International Workshop, CRITIS2011, Lucerne, Switzerland, September 8-9, 2011, Revised Selected Papers.
Berlin: Springer BerlinHeidelberg, 2011. P. 1 – 17). В настоящее время преобладают два подхода. В первом подходе,который следует из Стратегии кибербезопасности Европейского союза, кибербезопасностьопределяется через конфиденциальность, целостность и доступность, аналогичноинформационной безопасности, и соотносится с ней как часть и целое. Во втором подходеинформационная безопасность, кибербезопасность и безопасность в сфере информационных икоммуникационных технологий определяются как пересекающиеся множества. (См.: Solms R.von, Niekerk J.
van. From Information Security to Cyber Security // Сomputers & Security. 2013. V.38. P. 101). При этом предполагается наличие областей, в которых правовое обеспечениеинформационной безопасности и кибербезопасности не пересекаются. Речь идет о случаях, прикоторых отсутствует информационная цель, основа и сфера посягательства на личность. Ктаким случаям, в частности, относятся так называемая «кибертравля», неавторизованноепроникновение во внутридомовые автоматизированные системы, кибертерроризм, имеющийсвоей целью поражение жизненно важной инфраструктуры.161Мурашко Л.О.
Аксиологическое измерение процесса правообразования: история исовременность: дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 / Мурашко Людмила Олеговна. Москва, 2015.378 c. С. 67.15968информационной свободы и информационной безопасности является правовой,поскольку в условиях расширения сфер цифровых коммуникаций данныеценности определяют развитие связанных с ними правовых явлений и находят вних свое особое выражение. В результате информационная свобода иинформационная безопасность становятся одним из ориентиров в развитии какинформационных прав, так и иных прав человека, осуществление которых внастоящее время связано с информацией, представленной в цифровой форме.Впостиндустриальномобществеинформационнаясвободаиинформационная безопасность приобретают характер не только личной, но такжепубличной правовой ценности.
Правовая охрана информационной свободы всехчленов такого общества, являясь индикатором его развития, становится одним изгосударственныхприоритетов,тогдакакобеспечениеинформационнойбезопасности государства – гарантией устойчивого функционирования егоинститутов. Тогда как личные правовые ценности могут обеспечиваться правовойохраной в условиях минимального государства и максимальной автономиииндивида, для правовой охраны публичных правовых ценностей роль правовогогосударства повышается – оно осуществляет позитивные действия, выраженныепрежде всего в развитии правового регулирования и направленные на созданиеусловий для осуществления и защиты прав человека. В конечном итоге правоваяохрана информационной свободы и информационной безопасности способствуетуважению не только прав человека, но и таких правовых ценностей, как правовоегосударство и автономия личности. Это обусловлено тем, что правовая охранаинформационной свободы и информационной безопасности возможна только приусловии уважения и защиты соответствующих правовых ценностей.Между информационной свободой и информационной безопасностьюсуществует конфликт, который берет начало из общего конфликта свободы ибезопасности, подобного противопоставлению личности и государства.
Причинаданного конфликта заключается в том, что национальное право, даже если ононаправлено на создание условий для осуществления и защиты прав человека иобеспечение его безопасности, связано с правовым принуждением, которое само69по себе вступает в противоречие со свободой и автономией личности (еще И.Бентам говорил, что «всякий закон есть нарушение свободы» 162 и «без законов неможет существовать безопасности»разрешении данного конфликта164163). В связи с этим встает вопрос о.















