Диссертация (1138922), страница 15
Текст из файла (страница 15)
В отечественной литературе высказывается точка зрения о том, чтопринцип правового равенства может быть применим только к одним и тем жеправам. Как отмечает отечественный ученый-юрист В.В. Лапаева, принципправовогоравенства позволяет «соизмерять правоспособность различныхсубъектов одного и того же права и находить такую меру вторжения закона всферу его реализации, которая обеспечивает принцип формального равенства»145.С этой точки зрения проводить равенство между правом на доступ к информациии, например, правом на неприкосновенность частной жизни некорректно, балансмежду ними невозможен по определению и его поиск может привестиисключительно к произвольному решению. Другими словами, данный принциппредназначендляисключенияпривилегийидискриминациивсфереосуществления конкретного права человека. Вместе с тем такая точка зрениявступает в противоречие с требованием соразмерности и эквивалента вотношениях между свободными индивидами, которое лежит в основе данногопринципа, когда определяется сбалансированность правовой охраны одних правпри вмешательстве в сферу осуществления других прав.
Поскольку требованиесоразмерности и эквивалента лежит в основе принципа правового равенства, тообеспечение равенства различных прав также является и его составляющей.Равенство различных прав обеспечивается, если они в равной степениобеспечиваются правовой охраной, если охрана одних прав человека путемограничения других прав не приводит к вторжению в сферу, составляющую145Лапаева В.В. Критерии ограничения прав человека с позиций либертарной концепцииправопонимания // Журнал российского права. № 4 (112). 2006. С. 106.61сущность и содержание права человека, то есть не приводит к их умалению146. Всоответствии с рядом международных деклараций, включая Венскую декларациюи программу действий 1993 г. 147 , отмечается эквивалентность различных правчеловека.
Согласно пункту 5 данной декларации, «все права человекауниверсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международноесообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой иравной основе, с одинаковым подходом и вниманием». Правовая наука такжеговорит о равенстве различных прав человека 148 . В этой связи не лишенасправедливости точка зрения Р. Дворкина о том, что из всех прав наиболеефундаментальным является право на равенство, которое он назвал «право наравную заботу и уважение» 149 .
В данном случае это означает, что уважение изащита прав различных субъектов правоотношений должна осуществляться вравной степени, без дискриминации. В этом заключается их правовое равенство.Вместе с тем при наличии правового равенства различных прав человека вонлайновой среде усиливается их фактическое неравенство, если данные праваосуществляются другими лицами. Обусловлено оно различием правового статусаих обладателей, а именно тем, что права человека занимают более высокуюиерархию среди прав иных субъектов. В правовом государстве при разрешенииконфликта прав человека, осуществляемых с использованием сети Интернет, иправ других субъектов правоотношений – пусть даже речь идет об одних и тех жеправах по содержанию – различие статуса их обладателей приведет к тому, что146См., напр.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня2012 г.
№ 14-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 статьи 15Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РоссийскуюФедерацию» и статьи 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» в связи сжалобой гражданина А.Н.
Ильченко» // СЗ РФ. 2012. № 28. Ст. 3977; Пчелинцев С.В.Соотношение понятий «умаление прав и свобод» и «ограничение прав и свобод»:теоретические аспекты // Современное право. 2006. № 4. С. 47–50.147Международное публичное право. Сборник документов. Т.
1. М.: БЕК, 1996.С. 521–540.148См., напр.: Ducoulombier P. Conflicts between Fundamental Rights and the European Courtof Human Rights: An Overview // Conflicts between Fundamental Rights / Ed. By Eva Brems.Intersentia, 2008. XVIII + 690 p. P. 217, 234.149Дворкин Р. О правах всерьез / Пер. с англ.; Ред. Л. Б.
Макеева. М.: «Российскаяполитическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 392 с. С.12.62права человека будут защищены в большей степени. Это определяет неравенстворазличных прав.Таким образом, в современном обществе решение проблемы цифровогоравенства связано с развитием принципа правового равенства, его конкретизациейи наполнением новым содержанием. В основе обеспечения цифрового равенствалежит создание юридически равных возможностей для осуществления права надоступ к сети Интернет. Данное право развивается как социальное в соответствиис принципом универсальности публичных услуг, который заключается вобеспечении правового равенства в доступе к социально значимым услугам.Принципправовогоравенстваконкретизируетсявпринципесетевойнейтральности и принципе доступности.
В условиях различных национальныхмоделей регулирования сетевой нейтральности соблюдение данного принципаосновано на технологически нейтральном подходе. Принцип доступности связанс устранением различных форм дискриминации по отношению к лицам сограниченными возможностями здоровья на основе технологически зависимогоподхода путем внедрения доступных для инвалидов форматов и иныхтехническихсредств,учитывающихразличныеформыинвалидности.Технологическая зависимость также свойственна концепции открытых данных,которая лежит в основе новых подходов к обеспечению права на доступ кинформации о деятельности органов государственной власти. Наряду спроблемой цифрового неравенства обостряется проблема неравенства различныхправ. В правовом государстве при разрешении конфликта прав человека,осуществляемых с использованием сети Интернет, и прав других субъектовправоотношений, пусть даже речь идет об одних и тех же правах по содержанию,различие статуса их обладателей приведет к тому, что права человека будутзащищены в большей степени.63ГЛАВА 2.
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА§1. Информационная свобода и информационная безопасность как правовыеценностиВ изменяющемся обществе происходит трансформация человеческихценностей, в основе которой лежит преодоление экономической, материальноймотивации,характернойдляпредшествующихпериодов,формированиесоответственно «постэкономической» 150 и «постматериалистической» 151 системыценностей. Информационные и коммуникационные технологии увеличиваютвозможности человека для развития и самовыражения и тем самым расширяютего свободу. Люди получают разнообразные инструменты для постояннойдистанционной коммуникации друг с другом, доступа ко все большейинформации и к знаниям об окружающем мире.
Одновременно с развитиемиспользования данных технологий в различных сферах жизни обществаповышается значение обеспечения безопасности. Такие проблемы, как сочетаниесвободы и безопасности152, все чаще выходят на первый план. Происходящиепроцессы оказывают на правовые ценности влияние, выражающееся прежде всегов их переоценке, изменении их системы и иерархии, смене ориентиров в развитииправа, а также условий, при которых обеспечивается его стабильность. Подправовыми ценностями понимаются правовые явления, воплощающие в себеобщественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного.150Toffler A. The Adaptive Corporation. New York: McGraw-Hill, 1985.
217 p. P. 100.Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton: Princeton UniversityPress, 1990. P. 151.152См.: Hicks. J. Wealth and Welfare, Collected Essays on Economic Theory. V. 1. Oxford:Basil Blackwell. 1981. 320 p. P. 138 – 139. Согласно Инглхарт-Вельцельской культурной картемира, основанной на результатах международного научно-исследовательского проекта WorldValues Survey (Обзор мировых ценностей), существует высокая зависимость уровня развитияпостиндустриального общества от отношения его членов к ценностям выживания (физическойи экономической безопасности) и ценностям самовыражения (свободы и развития). См.: WVSDatabase.
URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp (дата обращения – 31 июля2016 г.).15164Правовые ценности берут начало в субъективной оценке человеком и социумомправовой действительности, определении в ней идеалов и облечении их вправовую форму.Впостиндустриальныйпериодповышаетсяправоваяценностьинформационной свободы и информационной безопасности, которые соотносятсясо свободой и безопасностью как часть и целое. Традиционно свобода понимаетсякак свободное волеизъявление человека, его возможность осуществлять выборсобственного поведения, тогда как безопасность выражается в отсутствииопасностидлячеловека,состоянииегозащищенности.Внастоящемисследовании суть информационной свободы заключается в возможностичеловека осуществлять выбор собственного поведения при использовании 153информации, а также информационных и коммуникационных технологий.Информационная безопасность в качестве правовой ценности указывает наотсутствиеопасностидлячеловека,состояниеегозащищенностисвободеличностивинформационной сфере.Информационнаясвободасоответствуеткакнравственному идеалу, облеченному в правовую форму, не ограниченномусвободами других людей или же правовым принуждением.
Хотя в отечественнойправовой науке признается, что «по своей юридической природе и системегарантий права и свободы идентичны» 154 и «различие в терминологии являетсяскорее традиционным» 155 , информационная свобода как правовая ценностьотличается от информационныхправ человека. Информационные правагарантируются государством, которое обеспечивает их осуществление и защиту сиспользованием правового принуждения. Такие права имеют установленные врезультате сопоставления с правами и свободами других лиц границы.















