Автореферат (1138921), страница 4
Текст из файла (страница 4)
С общетеоретической позиции информационнуюбезопасность предложено понимать как состояние защищенности прав человека винформационной сфере.Целями правового регулирования в области обеспечения информационнойбезопасностиявляетсядостижениеконфиденциальности,целостностиидоступности в информационной сфере.
Данные цели отличают информационнуюбезопасность от иных видов безопасности и определяют направленностьсвязанного с ней правового регулирования. Основные идеи и руководящие19положения, на которые оно ориентируется, могут быть выражены в правовыхпринципах конфиденциальности, целостности и доступности.Роль принципа конфиденциальности заключается в предотвращении вреда,который может быть причинен общественным отношениям в результатенеправомерного предоставления и распространения информации, сохраняемой втайне в силу ее значения для безопасности личности, общества или государства.Ему соответствует право на сохранение информации в тайне, ограничение правадоступа к ней третьих лиц, контроль ее целевого использования.В отличие от конфиденциальности обеспечение целостности информациистало актуальным в процессе развития компьютерной техники и появлениявозможностей несанкционированного доступа к информации с целью внесения внееизмененийилиуничтожения.Принципцелостностипроявляетсявобеспечении подлинности и достоверности информации, которая позволяетсохранять между участниками общественных отношений необходимый уровеньдоверия и уверенности в том, что они имеют дело с оригинальной информацией иее источником, а не с подделкой или модификацией.Принцип доступности играет важную роль для обеспечения осуществленияи защиты права на доступ к информации.
В соответствии с данным принципомопределяются условия доступа к информации, в том числе платность илибесплатность ее предоставления, форма представления, доступность для лиц сограниченнымивозможностямиздоровья,доступностьвовремениипространстве. Он проявляется в создании условий для осуществления права надоступ к информации и предотвращении избыточных и чрезмерных егоограничений.В диссертации указывается на соотношение правовых режимов и правовыхпринципов конфиденциальности и доступности. Правовой режим информацииопределяется совокупностью правовых средств, которые могут быть выражены взапретах и обязанностях, разрешениях и ограничениях определенных действий.Он устанавливается в правовом регулировании и может быть прекращен.
В то жевремя правовые принципы конфиденциальности и доступности определяют20условия, при которых установление или прекращение такого правового режимаявляется правомерным. В работе отмечается, что с развитием информационных икоммуникационныхтехнологийправовыепринципыконфиденциальности,целостности и доступности распространяются на общественные отношения,связанные с различными средствами хранения, обработки, передачи и иногоиспользования информации.Правовые принципы конфиденциальности, целостности и доступностипредставляют собой универсальную модель и могут применяться в разныхстранах и правовых системах.
В международном и национальном правеосуществляется конкретизация данных правовых принципов в целях обеспеченияреализации и защиты прав человека.В § 3 «Правовые и технические гарантии прав человека приобеспечении информационной безопасности» автор исследует особенностигарантий прав человека при обеспечении информационной безопасности наоснове правовых принципов и подходов к соблюдению баланса интересов винформационной сфере.Вдиссертацииобосновывается,чтообеспечениеинформационнойбезопасности представляет собой одну из гарантий прав человека. Онанеразрывно связана с другими видами гарантий и в них находит свое выражение.Автором отмечается развитие технических гарантий прав человека приобеспечении информационной безопасности. Диссертант приходит к выводу отом, что технические нормы при обеспечении информационной безопасности незаменяют, но дополняют правовое регулирование.
Технические способы защитыправ человека могут выступать гарантией прав человека только при наличииправовых гарантий, предоставляющих механизмы правовой защиты от ихпроизвольного использования.В работе отмечается, что обеспечение информационной безопасности такжевыступает одной из целей, для достижения которой устанавливаются ограниченияправ человека. Они не являются произвольными и связаны с правовымигарантиями прав человека от чрезмерных и избыточных ограничений, которые21определяются как в международном, так и в национальном праве и выражены вправовых принципах. В соответствии с принципом соразмерности, которыйявляется основной такой правовой гарантией в государствах романо-германскойправовой семьи и также применяется наднациональными судами, ограниченияправ человека должны быть установлены для достижения определеннойлегитимнойцели,действительноспособствоватьеедостижению,бытьминимально необходимыми, быть соразмерными (пропорциональными) в строгомсмысле (stricto sencu).
В правовых системах общего права баланс интересов приограничении прав человека в целях обеспечения информационной безопасностиустанавливается путем взвешивания интересов с учетом принципов разумности,надлежащей правовой процедуры и других принципов, вырабатываемыхвысшими национальными судами. Автором обосновывается, что правовойпринцип соразмерности является универсальным в том смысле, что он применимдля проверки легитимности любых ограничений прав человека, установленных сцелью обеспечения информационной безопасности.Диссертант указывает на тенденцию, при которой правовые ограниченияправ человека в цифровой среде дополняются фактическими (материальными)ограничениями, выраженными в материальном принуждении индивида копределенному поведению.
Оно заключается в возложении на разработчиковтехническихсредствиинформационныхпосредниковобязанностей,осуществление которых влияет на пределы прав человека. На основе такихобязанностей обеспечивается принудительное исполнение решений органовгосударственной власти даже в случаях, когда индивид, права которогоограничиваются, находится за пределами национальной юрисдикции. В работеанализируются различные национальные модели материального принуждения. Ихотличиезаключаетсявкритерияхоценкилегитимностиматериальногопринуждения, которые используются в тех или иных государствах. Для однихнациональныхмоделейматериальногопринужденияхарактернаоценкаправомерности возложения соответствующих обязанностей на разработчиковтехнических средств, а для других – легитимности связанных с такими22обязанностями ограничений прав человека в цифровой среде, в том числе наоснове принципа соразмерности.
Диссертант заключает, что для легитимностиматериальногообязанностейпринужденияразработчиковнедостаточнотехническихюридическогосредствизакрепленияинформационныхпосредников. Ограничения прав человека признаются легитимными, только еслиони сформулированы в национальном законодательстве таким образом, чтобы вясной и недвусмысленной форме определять, какое право человека и в какомобъеме ограничено. Вследствие этого легитимность материального принужденияобусловлена такой детализацией правового регулирования, выступающегооснованием для его применения, которая позволила бы создать правовыегарантии от избыточных и чрезмерных ограничений прав человека.В заключении автор обобщает итоги диссертационного исследования,формулирует основные выводы.Основное содержание диссертации отражают следующие публикации:Статьи в российских рецензируемых научных журналах, в которыхдолжны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций насоискание ученых степеней доктора и кандидата наук:1.
Туликов, А. В. Публично-правовые и частноправовые аспектыобеспечения информационной безопасности // Современное право. – 2013. –№ 8. – С. 27–31. – 0,5 п. л.2. Туликов, А. В. Обеспечение информационной безопасности как гарантияреализации прав человека // Право.
Журнал Высшей школы экономики. – 2015. –№ 2. – С. 50–60. – 0,75 п. л.3. Туликов, А. В. Зарубежная правовая мысль в условиях развитияинформационных технологий // Право. Журнал Высшей школы экономики. –2016.– № 3. – С. 235–243. – 0,65 п. л.23Иные публикации:4. Туликов, А. В. Развитие законодательства о государственно-частномпартнерстве при создании, эксплуатации и совершенствовании государственныхинформационных систем // Информационные ресурсы России. – 2014. – № 2(138).– С. 2–5.
– 0,25 п. л.5. Туликов, А. В. Роль институтов демократии при обеспеченииинформационной безопасности // Демократические институты в условияхразвития информационного общества / Ответ. ред. И.Л. Бачило. Сб. науч. работ. –М.: ИГП РАН, Изд-во «Канон+», – 2014. – 224 с. – С. 63–72. – 0,5 п. л.6. Туликов, А.















