Диссертация (1138902), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Версия 2016.166См., например: п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практикерассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (ред. от09.02.2012) // РГ. 2007.
08 декабря; 2012. 17 февраля; Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2011 № 11-Г11-3О // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Версия 2016; Апелляционноеопределение Московского городского суда от 08.07.2015 по делу № 33-23207/2015 // Документ опубликован небыл. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Версия 2016.167См., например: Чечина Н.А. Общественность в гражданском процессе // Избранные труды по гражданскомупроцессу. СПб.
2004. С. 615.76 факторами социальной стабильности, укрепления законности и правопорядка168.Исследователи отмечают, что современное общество встало на путь созданияорганизаций «снизу». Объединения во многом формируют лицо новойдемократии, которая характеризуется тем, что они принимают на себя рользащитника как коллективных, так и индивидуальных интересов личности169.Создание условий для активной деятельности объединений в судебной защитеправ своих членов и иных лиц, на наш взгляд, является одной из наиболее важныхпредпосылок к формированию гражданского общества.Однако, как показывает практика последних лет, нормативное ограничениене только не способствует эффективной реализации принципа диспозитивности,а, наоборот, в определенной мере создает существенные ограничения в доступе кправосудию.
В.Ю. Кулакова совершенно справедливо отмечает, что изначальносоздание института защиты чужих интересов в гражданском процессе брало своеначало из политического лозунга «Усилить вмешательство государства вчастноправовыеотношения».Данныйпризывполучилреализациювдеятельности органов государственного управления, выполняющих публичныефункции в различных сферах жизни общества. Впоследствии, с развитиемрыночных отношений и поворотом политики государства в сторону приоритетачастных интересов, право защищать в суде чужие интересы получилиорганизации и граждане.
Соответственно, содержание ст. 46 ГПК РФ выходит зарамки гарантии государственной защиты нарушенных прав и охраняемыхзаконом интересов, устанавливаемой ст. 45 Конституции РФ. И если ранееналичие специального закона органично укладывалось в смысл указаннойгарантии и было призвано не допустить произвольного вмешательствагосударства в частные отношения, то в настоящее время обоснованностьнормативного ограничения требует переосмысления.Субъекты, перечисленные в ст. 46 ГПК РФ, обращаются в суд «в чужихинтересах», и, соответственно, они должны иметь специальные основания для 168Томилов А.Ю. Защита чужих прав и интересов общественными организациями в гражданском процессе //Российская юстиция.
2009. № 8. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Версия 2016.169Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 176 - 177.77 этого. В качестве такого специального основания выступает не закон,содержащий формулировку «вправе обратиться в суд», как это принято считать впроцессуальной теории и судебной практике.
Из закона лишь вытекают теоснования, которые определяют возможность соответствующих субъектоввыступить в защиту чужих интересов. Достаточным основанием для обращенияобъединения в суд в защиту прав других лиц, по смыслу ст. 3 ГПК РФ, должнабыть юридическая заинтересованность этого объединения в защите чужогосубъективного права и не более того. Иными словами, должна быть связь междусубъективными правами или интересами, требующими защиты, и самимзаявителем. Применительно к объединениям такая заинтересованность должнаопределяться исходя из целей деятельности объединений, которая должнаустанавливаться на основе законодательства и уставных документов объединения.Требование же о получении согласия гражданина на обращение с заявлениемв его интересах, закрепленное в ст.
46 ГПК РФ, позволит исключитьзлоупотребления организацией предоставленной ей возможностью в видебеспричинного вмешательства в частную сферу жизни ее членов и предотвратитьнарушение принципа диспозитивности170.Именно в таком направлении должна развиваться судебная практика,обеспечивая максимально широкий доступ объединений к правосудию, а, невыискивая в законодательстве прямого указания на возможность объединенияобращаться в суд в защиту других лиц171.Аналогичным образом, на наш взгляд, должен решаться и вопрос о праве наобращение объединений в защиту прав своих участников и других лиц в рамкахарбитражного и административного судопроизводства, производства по делам обадминистративных правонарушениях. 170Кулакова В.Ю.
Указ. соч. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Версия 2016.Такой вывод прослеживается и в правовой позиции Конституционного Суда РФ, который проанализировавположения Закона «Об общественных объединениях» и ст. 42 ГПК РСФСР, Суд сделал вывод, что ни один изуказанных законодательных актов не препятствует общественным объединениям реализовывать право насудебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и интересов их участников и иных лиц, если это вытекаетиз природы общественного объединения и его уставных целей, выявление которых относится к компетенции судовобщей юрисдикции (См.: Определение Конституционного Суда РФ от 11.10.2002 № 265-О // Документопубликован не был.
Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Версия 2016).17178 Особый характер конституционного судопроизводства предопределяет иопределенные специфические условия для допуска к конституционномуправосудию. Решение проблемы обращения объединения в защиту прав егоучастников и иных лиц имеет насущный характер, поскольку практика самогоКонституционного Суда РФ в этом вопросе совершенно неоднозначна. Даннаяпроблема будет подробно исследована в последующих параграфах диссертации.Право регистрироваться и приобретать права юридического лица являетсянеобходимой гарантией расширения правосубъектности объединения и еепризнания со стороны государства.Право создать объединение и право объединения приобрести статусюридического лица являются разными правомочиями.
Статус юридического лицаоткрывает новые горизонты для деятельности объединений. Он позволяетобъединениювступатьвгражданско-правовыеотношения,становитьсясубъектом гражданского оборота.От наличия или отсутствия статуса юридического лица зависит объем идругих правомочий. К примеру, только те общественные объединения, которыеимеют статус юридического лица, вправе: участвовать в выработке решенийорганов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке иобъеме, предусмотренными законодательством; проводить собрания, митинги,демонстрации,шествияипикетирование;учреждатьсредствамассовойинформации и осуществлять издательскую деятельность; участвовать в выборах иреферендумах в порядке, установленном законодательством и т.д.Как отмечаетКонституционный СудРФ,традиционнымиформамиреализации конституционного права на объединение являются создание идеятельностьполитическихпартий,религиозныхобъединений,профессиональных союзов, а также иных объединений, посредством которыхграждане получают возможность на основе общих идей и взглядов совместнымиусилиями добиваться тех или иных социально-экономических, политических,культурных, научных, природоохранных и других целей, вследствие чего нагосударстве лежит конституционная обязанность признания за объединениями79 граждан необходимой правосубъектности, в том числе в качестве юридическоголица, без которой их деятельность во многом лишалась бы своего смысла172.На такое понимание подлинной природы права на объединение ориентируетпубличную власть и прецедентная практика Европейского Суда по правамчеловека, неоднократно отмечавшего в своих решениях, что в контексте ст.
11Конвенции о защите прав человека и основных свобод возможность созданияюридического лица с целью совместной деятельности в сфере, представляющейвзаимный интерес, является одним из важнейших аспектов свободы объединения,имеющимконвенционноеюридическоголица,азначение;равноотказвнеобоснованныепредоставленииограничениястатусанормальнойдеятельности объединения - юридического лица приводят к сокращениюколлективных организационных возможностей и означают вмешательство всвободу ассоциаций, несовместимое с обязательствами государств - участниковКонвенции.















