Автореферат (1138867), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Выбор юрисдикции США вкачестве основной зарубежной юрисдикции для исследования обусловлен,прежде всего, тем, что в американском праве не только формальнопредусматривается возможность предъявления гражданско-правовых исков кинсайдерамовзысканииубытков,причиненныхинсайдерскойдеятельностью, но и предоставляются правовые механизмы, учитывающиеспецифику такого правонарушения, как инсайдерская деятельность нафондовыхрынках.Подходы,выработанныезаконодателямииправоприменителями США, успешно используются странами с активноразвивающимися фондовыми рынками (страны Азиатско-Тихоокеанскогорегиона: Австралия, Сингапур и другие).Методологическая основа исследования - при подготовке, изучениии обработке теоретических и практических материалов применялисьформально-юридический,сравнительно-правовой,историко-правовой,системный, структурно-функциональный методы.Теоретическойосновойисследованияпослужилиработыотечественных ученых-юристов в сфере цивилистики и информационного10права: М.М.
Агаркова, С.С. Алексеева, В.К. Андреева, Б.С. Антимонова,С.И. Аскназия, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, И.Л. Бачило, В.В. Богданова,Д.Е. Богданова, Е.В. Вавилина, А.В. Венедиктова, В.В. Витрянского, Д.М.Генкина, Б.М. Гонгало, В.П. Грибанова, Е.П. Губина, В.С. Евтеева, А.В.Егорова, С.С. Занковского, Е.А. Зверевой, И.С. Зыкина, Т.И. Илларионовой,О.С. Иоффе, Д.Н. Кархалева, О.А. Красавчикова, Н.В. Кузнецова,А.Л. Маковского, Н.С.
Малеина, А.В. Мякининой, В.Ф. Попондопуло, Б.И.Пугинского, В.К. Райхера, О.Н. Садикова, С.В. Сарбаша, А.П. Сергеева, В.Л.Слесарева, В.Т. Смирнова, А.А. Собчака, П.И. Стучки, Е.А Суханова, Ю.К.Толстого, А.В. Томсинова, Е.А. Флейшиц, Р.О. Халфиной, В.А.Хохлова, Х.И.Шварца, К.К. Яичкова, В.Ф. Яковлева и иных исследователей.В диссертационном исследовании также использовались научныетруды А.В. Габова, И.В. Гетьман-Павловой, В.И. Добровольского, Е.А.Емельяновой,И.А.Клепицкого,Я.М.Миркина,А.Е. Молотникова,Л.К.Савюка, А.С. Селивановского, А.Г.
Шаповалова, М.В.Ясуса и иныхисследователей, посвященные вопросам защиты прав добросовестныхучастниковфондовогорынкаотнеправомерногоиспользованияинсайдерской информации и иных недобросовестных практик.В рамках проведения настоящего исследования проанализированынаучные работыиностранныхученых(специалистов попроблемамгражданско-правовой ответственности, противодействия неправомерномуиспользованию инсайдерской информации): С. Бэйнбриджа, К. Ванга,В.Варкалло, У. Великонья, В.
Виншип, В. Догерти, В. Йео, Д. Карлтона, Б.Карра, Р. Кларка, Д. Лангевурта, Г. Манна, Д. Нэги, P. Феррара, Д. Фишеля,Х. Хуанга и иных исследователей.Нормативно-правовой базой исследования являются российские иамериканские правовые акты, посвященные вопросам гражданско-правовойответственности за неправомерное использование инсайдерской информации11на фондовых рынках (как действующие в настоящее время, так и утратившиесилу).Эмпирической основой послужили решения органов исполнительнойвластиРФиСША,регламентирующихпринятыевопросывоисполнениепротиводействияправовыхактов,неправомерномуиспользованию инсайдерской информации на фондовых рынках, а такжесудебные акты американских судов.
В работе также использованы материалысредств массовой информации, российских уполномоченных органов вобласти финансовых рынков – Федеральной комиссии по ценным бумагам(ФКЦБ), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), БанкаРоссии, российских и американских фондовых бирж, Международнойорганизации регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO). Проанализированыстатистические и справочные материалы Комиссии США по ценнымбумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, далее также – SEC) идр.Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервыепредставлены разработанные автором концептуальные предложения поразвитию института гражданско-правовой ответственности за инсайдерскуюдеятельность на фондовых рынках, которые определяют оптимальный, сточки зрения автора, вектор развития российского права в этой области.Основу указанных предложений составляет использование неклассическихподходов к гражданско-правовой ответственности, предусматривающих рядположений и принципов, не характерных для традиционного подхода кданному институту, в частности, возможность предоставления права навзысканиеснарушителейубытковнеконкретномусубъекту,анеограниченному кругу лиц, соответствующих определенным критериям.Указанные концептуальные предложения позволяют решить стоящие вроссийском праве проблемы, связанные с реализацией права на взысканиеубытков, причиненных инсайдерской деятельностью на фондовом рынке:12установить лиц, обязанных возместить соответствующие убытки, а такжелиц, имеющих право на взыскание данных убытков с инсайдеров; определитьсостав(правовуюприроду)убытков,причиненныхнеправомернымиспользованием инсайдерской информации (и методику расчета такихубытков); установить причинно-следственную связь между инсайдерскойдеятельностью и убытками, причиненными в результате указанногоправонарушения.Достичь вышеперечисленных результатов с помощью классическихподходов к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной вЗаконе об инсайде за убытки, причиненные инсайдерской деятельностью, неудавалосьиз-заспецификиправоотношений,возникающихмеждуучастниками фондового рынка («обезличенность» сделок, совершаемых нафондовом рынке, а также сложность выявления и расследования случаевнеправомерного использования инсайдерской информации).В диссертации произведена оценка целесообразности использования вроссийскомправеответственностинеклассическихзаинсайдерскуюконцепцийгражданско-правовойдеятельность,разработанныхиприменяемых в праве США.Положения, выносимые на защиту.
Проведенное диссертационноеисследование позволило сформулировать следующие основные положения,которые выносятся на защиту:1.Предложены«инсайдер»,определенияотличающиесяот«инсайдерскаясодержащихсявинформация»изаконодательствеопротиводействии инсайдерской деятельности:- под инсайдерской информацией на фондовом рынке понимаетсялюбаясущественнаяинформация,котораянепубличнаявслучаеее(необщедоступная)предоставления,релевантнаяраспространения13(раскрытия) может существенным образом повлиять на цены ценных бумаг,обращающихся на соответствующем фондовом рынке;- инсайдером признается любое лицо, обладающее инсайдерскойинформациейиимеющеепрямые,косвенныелибопроизводныедоверительные (фидуциарные) обязанности по отношению к эмитенту, кценным бумагам которого относится инсайдерская информация, и/или ксоответствующему источнику инсайдерской информации, а также любоелицо, хотя и не имеющее фидуциарных обязанностей в отношенииуказанных лиц, но получившее инсайдерскую информацию при совершениинеправомерных действий либо при подготовке к совершению неправомерныхдействий; лицом, неправомерно использующим инсайдерскую информацию,может признаваться только инсайдер.Вданныхопределенияхотсутствуеттакойпризнакпонятий«инсайдерская информация» и «инсайдер», как наличие прямого указания наинформацию, относящуюся к инсайдерской (либо на лиц, являющихсяинсайдерами) в исчерпывающем перечне, определенном в законе, в актахуполномоченных государственных органов или в иных актах.
Этообусловлено тем, что исчерпывающее перечисление всех сведений, которыемогут являться инсайдерской информацией, равно как и исчерпывающееперечисление всех лиц, которые могут являться инсайдерами, объективно непредставляется возможным.2. В целях уточнения круга лиц, имеющих право на взыскание убытков,причиненных в результате неправомерного использования инсайдерскойинформации, автор исходит из приоритета защиты прав добросовестныхинвесторов (добросовестных участников фондовых рынков) на взысканиесоответствующих убытков (по сравнению с иными лицами, понесшимиубытки от инсайдерской деятельности, например, эмитентами).143. В связи с отсутствием в российском праве концепций, позволяющихс учетом специфики правоотношений между участниками фондового рынка(в частности, «обезличенности» таких правоотношений) определить лиц,имеющих право на взыскание с инсайдеров убытков, автором сделан вывод оцелесообразности использования в российском праве неклассическихконцепций гражданско-правовой ответственности, применяемых в правеСША для определения круга добросовестных инвесторов, имеющих право навзыскание убытков, причиненных инсайдерской деятельностью.Согласно указанным концепциям право на взыскание убытков (синсайдера-нарушителя) предоставляется тем добросовестным инвесторам,которые соответствуют определенным критериям: согласнонеклассической«концепцииодновременныхторгов»(contemporaneous trading approach), право на взыскание соответствующихубытков имеют инвесторы, которые заключили на фондовом рынкесделки по покупке (продаже) определенных ценных бумаг в то же самоевремя («период одновременных торгов»), когда инсайдер осуществлялсоответствующие им биржевые сделки противоположного содержания(продажа (покупка) аналогичных ценных бумаг); согласно неклассической «концепции торгов, осуществляемых в периодутаивания (нераскрытия) инсайдерской информации» (non-disclosureperiod trading approach), право на взыскание с нарушителей – инсайдеровубытков имеют все инвесторы, которые заключили сделки с ценнымибумагами, противоположные по содержанию сделкам, совершенным саналогичными ценными бумагами инсайдером, во временной период,начинающийся с момента совершения инсайдером первой инсайдерскойсделки и завершающийся в момент, когда инсайдерская информация, наоснове которой инсайдер совершал свои сделки, была предоставлена,распространена(раскрыта)истала публичнодоступной.
Данная15концепция является наиболее применимой в тех случаях, когдаинсайдерская деятельность имеет место не только в форме осуществленияинсайдерских сделок с ценными бумагами («инсайдерской торговли»), нои одновременно в форме передачи инсайдерской информации (и/ илиоснованных на ней рекомендаций) третьим лицам.4. В диссертации сделан вывод о целесообразности ограниченияобщегоразмерагражданско-правовойответственностинарушителя-инсайдера за убытки, причиненные инсайдерской деятельностью. Такойподходобусловленконцепцийтем,что,согласногражданско-правовойположениямответственностинеклассическихзаинсайдерскуюдеятельность, право на взыскание с нарушителя-инсайдера причиненных имубытков фактически предоставляется неограниченному кругу лиц. На основеуказанного подхода автором делается ряд предложений по внесениюизмененийвроссийскоезаконодательствоопротиводействиинеправомерному использованию инсайдерской информации.5.















