Диссертация (1138858), страница 18
Текст из файла (страница 18)
202–225.8687Спустя два года — 8 сентября 2014 года — была создана «Организациястандартов независимой прессы» (The Independent Press Standart Organisation— IPSO). IPSO является независимым регулятором печатной индустрии вВеликобритании. «Мы поддерживаем высокие стандарты журналистикипутем мониторинга и соблюдения стандартов, изложенных в Кодексередакторской практики, а также обеспечения поддержки и возмещенияущерба лицам, обнаружившим нарушения Кодекса. IPSO стремится работатьс индустрией печатных СМИ для поддержания и повышения свободы ивлиянияпрессыпосредствомэффективногоинезависимогорегулирования»106. К июлю 2015 года организация уже рассмотрела 168жалоб107.«К концу 2013 года все ведущие национальные газеты, за исключениемThe Guardian, подписали принципы IPSO — нового органа, которыйутверждал, что будет в ―полном разрыве с прошлым‖, соблюдая при этом всеосновные рекомендации Левесона.
<...> Организация будет иметь правоназначать штрафы до 1 миллиона фунтов, расследовать жалобы, работать сгорячейлиниейосведомителейиконтролироватьразмещениепредварительных судебных решений и поправок. Для своих сторонниковIPSO предлагает действительно независимое саморегулируемое решение с«очень настоящими зубами» (Кузик, 2013). Для своих недоброжелателей,например профессора Брайана Кэткарта (The Hacked Off Campaign), это сталопросто ребрендингом дискредитировавшей себя комиссии, что представляетиз себя не более чем ―косметические изменения‖ и средство ―уклонения отКоролевской Хартии‖»108.Немецкий совет по делам прессы (Deutscher Presserat) был создан в1956 году.
Причиной этому, как и во многих других странах, послужила106 The Independent Press Standards Organisation [Электронный ресурс] URL:http://www.ipso.co.uk/IPSO/index.ht ml (дата обращения: 18.02.2015).107 Ibid.108Keeble R., Reeves I. The Newspapers Handbook. — Routledge, 2014. — Р. 70.8788необходимостькаким-либообразомограничитьгосударственноерегулирование средств массовой информации.
По сей день все правовыенормы, касающиеся СМИ, прописаны только в Основном законе ФРГ(Конституции), который был принят 23 мая 1949 года. Пятый пунктКонституции гласит, что «каждый имеет право свободно выражать ираспространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, атакжебеспрепятственнополучатьинформациюизобщедоступныхисточников. Гарантируются свобода печати и свобода передачи информациипосредством радио и кино. Цензуры не существует»109.
Тем не менее в 1951году правительство Бонна подготовило проект Федерального закона опечати, который предусматривал форму самостоятельного мониторинга напредмет соответствия законодательству. Данная инициатива спровоцировалаширокое недовольство среди журналистов против какого-либо проявленияцензуры, после чего послевоенная Германия решила последовать примеруАнглии, где в 1953 году был создан Британский совет по делам прессы110.Стоит отметить, что германский кодекс этики был впервые оформлен почти20 лет спустя — в 1973 году.Отличительной чертой немецкого медийного медиатора является егосостав, в который входят исключительно журналисты и представителииздательского сообщества.
Совет состоит из 28 человек — по 7 человек откаждой из 4 организаций-основателей: Федеральная ассоциация немецкихгазетных издателей (Bundesverband Deutscher Zeitungsverleger — BDZV);ассоциациянемецкихиздателейжурналов(VerbandDeutscherZeitschriftenverleger — VDZ); Немецкий союз журналистов DeutschenJournalistenverband — DJV) и профсоюз журналистов (IG Medien). Такимобразом, среди арбитров нет представителей аудитории, то есть людей,109Основной закон Федеративной Респуб лики Германия, 23 мая 1949 го да [Электронный ресурс] URL:http://www.1000doku mente.de/index.html/ index.ht ml?c=doku ment_de&dokument=0014_gru&object=translation&l=ru (дата обращения: 18.02.2015).110 Freedo m and accountability: safeguarding free expression through Media self-regulat ion, Article 19 // TheGlobal Campaign for Free Exp ression International Federation of Journalists, 2005.8889которые в силу своей деятельности не являются профессиональнымижурналистами.Получается,чторешенияносятисключительнопрофессиональный характер с точки зрения журналистского восприятиястандартов, а не «общечеловеческой» этики.
Немецкая модель являетсяпоказательной моделью саморегулирования. Авторитет организации такжево многом строится именно за счет данного условия, поскольку журналистыготовы к критике со стороны коллег, а не людей, чье мнение основаноисключительно на собственном восприятии истины. Именно по этой причинеDeutscher Presserat не только рассматривает различные жалобы на СМИ, нобóльшаячастьегопрофессиональныхконституции,деятельности посвящена поддержанию высокихстандартовжурналистики,предписывающейсвободуаслова.такжесоблюдениюЕжегодноСоветрассматривает около 600 жалоб. Он был основан на базе соглашения, котороеподписали 95% издателей.
Одно из условий соглашения обязывает газетыпечатать на своих страницах решения Совета, невзирая на то, насколько этоможет быть неудобно или же неуместно. Бюджет немецкого Советасоставляет порядка €400 000 в год: четверть из них поступает изфедерального бюджета в виде гранта (примерно €123 000, итоговая суммагранта обсуждается каждый год при составлении федерального бюджета),Ассоциация издателей покрывает 75% от оставшейся суммы, а 25% — взносАссоциациижурналистов.Размергосударственногогрантавфинансировании Совета регулируется законом 1976 года, основная целькоторого заключается в гарантировании независимости Совета; государствузапрещено любое вмешательство в работу Совета прессы Германии. Помнению специалистов, идея финансирования из нескольких источниковимеет два аспекта: любые манипуляции становятся более затруднительными,отчего и менее вероятными в случае софинансирования, а также, когдаучастники платят членские взносы, это создает ощущение причастности кпроцессу.8990По мнению Л.
Тиллманнса, «это было бы контрпродуктивно, если бымы провоцировали государство на ужесточение законов против средствмассовой информации. Существование Совета прессы за последние 50 летпоказало, что федеральное правительство Германии и государство ведут себяочень осторожно касательно регулирования печати с помощью законов. Ядумаю, это правильно, что медиаиндустрия осознаѐт, что она должнаработать, чтобы иметь свои привилегии, и должна нести ответственность.Вот почему это должно быть добровольным — потому что тогда нет никакихобязательств перед государством, и с добровольной системы мы имеембольшее признание нашей роли»111.§ 2. Северо-американский опыт саморегулирования (США, Канада)Идеясозданияамериканскогоинститутасаморегулированиязародилась в США после Второй мировой войны; первая рекомендация былапредставлена Комиссией по свободе прессы в 1947 году, которую возглавлялна тот момент Роберт Хатчинс (Robert Hutchins), ректор ЧикагскогоУниверситета,авпрошлом—деканшколыправаЙельскогоУниверситета112.
Комиссия призывала создать независимый орган, которыйсмог бы оценивать происходящее в СМИ и отчитываться о важнейшихсобытиях и тенденциях. По заверениям сенатора от Коннектикута УильямаБентона в 1951 году, решение о создании подобного органа для электронныхсредств массовой информации было принято Конгрессом, причем членыданногосоветадолжныбылиназначатьсяпрезидентом.Многиепредставители университетов призывали к созданию подобного органа, и всѐчаще обсуждали это как в научных статьях, так и на различных111 Deutsche Welle.
Kate Hairsine interviewed Lut z Tillmanns // German Press Council Celebrates 50 Years,20.11.2006.112 Ritter J. A., Leibowit z M., Press Councils: the answer to our first amend ment dilemma. — № 5. — December.— Vo lu me 1974. — Р. 852.9091конференциях. Тем не менее все они призывали к тому, чтобы основнымифункциями были мониторинг СМИ и отчет о состоянии медиарынка.Причинойобсуждениясозданияреальногосоветабылужесуществующий опыт английского совета по делам прессы, который к томумоменту уже успел наработать практику в разрешении медиаспоров, однакоправовая дискуссия протекала исключительно в рамках обсуждения первойпоправки американской Конституции, которая гарантирует свободу прессы.Мнение научного сообщества было консолидированным в том плане, чтозакон может гарантировать свободную прессу, но не может никак обеспечитьчестную прессу, а запрос на это у общества, безусловно, есть.
Английскийлорд Девлин, будучи правовым экспертом, обозначил сферу деятельностианглийскогосоветакаксферу«общегоправа»113(commonlaw)журналистики. Именно к этой модели и стремились его американскиеколлеги в поисках рабочих механизмов для создания аналога на территорииСША.Как пишут Д. А. Риттер и М.
Лейбовиц, «совет прессы предоставляетвозможность в достижении следующих общественно значимых целей:освобождение СМИ от наложения экономических или уголовных санкций;рассмотрение медиаспоров как обывателя и журналиста; исправлениенедостовернойилинедобросовестнопредставленнойинформации;повышение журналистских стандартов для средств массовой информации».Перваяреальнаяпопытка создания совета по делам прессы,аналогичного английскому, была предпринята в 1971 году в Миннесоте поинициативе местной ассоциации газетчиков. Совет по делам прессыМиннесоты возглавил почетный судья Верховного суда К. ДональдПетерсон, чье назначение было обусловлено английским опытом выбораглавы совета из представителей судебной власти114.
Важно отметить, что прирассмотрении кандидатур на членство в совете одной из ключевых задач113114Ritter J. A., Leibowit z M. Op. cit. Р. 852.Ibid. Р. 854.9192являлась необходимость представления в составе совета разных социальныхгрупп,напримерруководителей,представителейпредставителейнаучногоразличныхмира,государственныхменьшинств,женщин,работающих в сфере связей с общественностью. Ставя перед собой задачусоздания площадки для диалога между журналистами и аудиторией впоисках стандартов честной журналистики, Совет по делам прессыМиннесоты брал на себя следующие функции: созыв совета длярассмотрения жалоб от граждан; предоставление общественности исредствам массовой информации образовательных возможностей с цельюобучения созданию диалога и умения слушать друг друга и учиться друг удруга; повышение общественных ожиданий от журналистов и предъявлениетребований высоких журналистских стандартов; создание ресурса по поискукомпромисса и справедливости между обществом и журналистами.27 января 2011 года Совет прессы Миннесоты объявил о своемзакрытии после 41 года рассмотрения жалоб на средства массовойинформации в штате.
В заявлении на сайте Совета в качестве основныхпричин принятия такого решения были указаны отсутствие финансированияи снижение числа жалоб. Годовой бюджет совета сократился с $ 220 000 до$75 000–$ 100 000, а количество жалоб сократилось с 142 в 2003 году до 50 в2008-м, 35 в 2009-м и 25 в 2010-м. Совет провел 155 слушаний в период с1971 до 2009 года; участие было добровольным, а решения Совета неявлялись юридически обязательными. Совет состоял из 24 человек, половинаиз которых были журналистами, а вторая половина — представителямиаудитории; возглавлялся Совет всегда судьей Верховного суда штата115.В статье, опубликованной на сайте «Центра Первой поправки» (FirstAmendment Center), Р.
Ридер высказался, что закрытие было неожиданным,поскольку Совет Миннесоты был успешнее, чем многие другие советы. «В товремя как советы по делам прессы вряд ли процветали в США, Совет штата115Cannon S. Minnesota News Council Closes after 41 Years , The Silha Center for the Study of Media Ethics andLaw [Э лектронный ресурс] URL: http://www.silha.u mn.edu/news/MinnesotaNewsCouncilCloses.html ( датаобращения: 18.02.2015).9293Миннесота был частью журналистского пейзажа в течение длительноговремени»116, — сказал Ридер.Совет по делам прессы Миннесоты являлся не единственной попыткойжурналистскогосообществаСШАсоздатьсобственнуюсистемусаморегулирования СМИ — подобные органы также были созданы вГонолулу и Вашингтоне, а кроме того, существовал Национальныйновостной совет.Совет прессы Гавайев (Media Council Hawaii) был создан в 1970 году исостоял из журналистов и аудитории — беспартийных представителейнекоммерческих организаций, которые стремились к улучшению доступаобщественности к информации; укреплению общественной поддержки прав исвобод, гарантированных первой поправкой; расширению общественногопонимания роли средств массовой информации и содействию честнойжурналистики на Гавайях117.















