Диссертация (1138858), страница 16
Текст из файла (страница 16)
ОднакоРоссия в данном случае не является единственным примером: в СШАистория саморегулирования насчитывала около полувека, а на сегодняшний7778день институты медийного саморегулирования и вовсе упразднены,поскольку американские журналисты были солидарны, решив, что толькосуд может ограничивать право, данное законом, в какой угодно степени иликритиковать, призывая к ответственности.В 2011 году ЮНЕСКОвыпустила книгу «Профессиональнаяжурналистика и саморегулирование: новые медиа, старые дилеммы в ЮгоВосточной Европе и Турции», в которой говорится, что «создание иэффективное функционирование независимых систем саморегулированияСМИ является ключевой задачей ЮНЕСКО по текущему продвижениюжурналистских профессиональных и этических стандартов.
Их важностьбыла признана в создании Показателей развития СМИ (the UNESCO MediaDevelopment Indicators), чья деятельность направлена на оценку степени, вкоторой медиаструктуры вносят вклад в свободу выражения мнений,надлежащее госуправление и развитие человеческого потенциала»94. Этосвидетельствует о том, что вопрос саморегулирования носит не тольконациональное, но уже международное значение. Тем не менее ключевымостается вопрос, насколько журналистское сообщество и аудитория могутналагать на журналистов дополнительные требования, вынуждая ихподчиняться не только законодательству, но и профессионально-этическимнормам, и действительно ли разумнее отдать полномочия контроля третьимлицам,чтобыизбежатьгосударственногоучастияв регулированиимедиасферы.§ 1. Классическая (европейская) модель саморегулированияАнализируя зарубежный опыт в сфере медийного саморегулирования,в первую очередь следует рассмотреть историю и традиции европейских94Baydar Y., Hu lin A., Lani R., Mollerup J., Turtia T., Vilović G., Zlatev O.
Professional journalis m and selfregulation: new media, old d ilemmas in South East Europe and Turkey // Unesco, 2011. — P. 11.7879организаций. Объяснить это можно не только длительным срокомсуществования, но и большим практическим опытом, который не разподвергался пересмотру и изменениям в стремлении найти самыйоптимальный баланс при разрешении медиаконфликтов.На сегодняшний день в Европейский Альянс независимых советов поделам прессы входят советы из 32 государств, каждый из которых имеетсвою историю и особенности, но тем не менее организации, появившиеся впоследние 20 лет, решили не начинать свой путь с нуля, а перенять опытколлег, добавляя свои местные особенности, а также учитывая историческиеи политические нюансы.Первые инициативы по поиску механизмов с целью создания диалогамежду представителями общества и журналистами для повышения качествапредоставляемой информации принадлежат шведскому Совету по делампрессы (Pressens Opinionsnämnd , POn), который вскоре отметит свой 100летний юбилей.
Совет был основан в 1916 году — в то время, когдаподобных аналогов в мире не существовало. «Во времена Первой мировойвойны силы Центральных держав и Антанты боролись за положительноеосвещение в шведской прессе, и их манипуляции подорвали доверие к СМИ.Реформа была необходима»95. Спустя несколько лет, в 1923 году, шведскиеиздатели разработали свой первый этический кодекс.
В первоначальнойверсии совет состоял исключительно из представителей медиасообщества, итолько в 1969 году были приняты существенные изменения в работе совета,на которых по сей день основана его деятельность. Ключевая реформасостояла в том, что в Совет по делам прессы вошли представителиобщественности. В настоящее время Совет состоит из шести членов, трое изкоторых представляют общественность, и им запрещается иметь какие-либосвязи с медиабизнесом или журналистскими организациями. Главой Советаявляется судья, который должен быть членом Верховного или Верховного95Meyer Ph. The Vanishing Newspaper: Saving Journalism in the Information Age.
— University of Missouri,2004. — Р. 115.7980административного суда Швеции. Остальные три члена Совета являютсяпредставителями медиасообщества, причем каждый из них представляеторганизацию — учредителя Совета: Ассоциацию газетных издателей, Союзжурналистов и Национальный пресс-клуб. Ключевой задачей Советаявляется обеспечение соблюдения профессионально-этических стандартовжурналистики, которые прописаны в кодексе.Также в 1969 году был создан институт омбудсмена по делам прессы,он является первой ступенью при подаче жалобы в Совет. Многие жалобытак и не доходят до рассмотрения Советом, а разбираются непосредственноомбудсменом, только по решению которого жалоба дойдет до Совета как доследующей инстанции рассмотрения.омбудсменавходитдеятельностьпоПомимоэтого,разъяснениюв обязанностиобщественностивозникающих вопросов, связанных со СМИ. Кандидатура омбудсмена поделам прессы выдвигается специальным комитетом, в который входят главапарламентских омбудсменов, председатель Шведской коллегии адвокатов ипредседатель национального пресс-клуба.
Омбудсмен должен иметь нетолько представление об этических стандартах журналистики, но ипрактический опыт работы журналистом.В соответствии с ныне действующим «Этическим положением дляпрессы», которое включает Кодекс журналистской этики, устав Совета иинструкции для омбудсмена по вопросам прессы, все заявления с жалобой поповоду опубликованного материала должны подаваться омбудсмену вписьменной форме не позднее чем три месяца со дня публикации материала.Данное требование о соблюдении сроков подачи является единственнымобязательным. В случае необходимости гражданам предоставляется помощьпо составлению жалобыв секретариате омбудсмена, что означаетвозможность обращения, не прибегая к помощи юристов.
Первостепеннаязадача омбудсмена — выявление наличия нарушений общепринятойжурналистской практики, после чего решается вопрос о возможностиисправления или опровержения изданием, нарушившим профессиональные8081стандарты. В случае если подобные нарушения не выявлены, делозакрывается на первой стадии рассмотрения, о чѐм немедленно сообщаетсязаявителю, который имеет право обжаловать решение в Совете прессы.
Вслучае же, если нарушения этики в материале всѐ-таки присутствуют,омбудсмен передает дело на рассмотрение в Совет.Важной особенностью является тот факт, что шведский Советрассматривает жалобы, которые касаются только печатных изданий,игнорируя при этом нарушения на телевидении и радио, — их деятельностьрегулируется исключительно законодательством, и кодекс этики, которыйимеет свою специфику касательно периодической печати, на них нераспространяется. По мнению П. А.
Йигениуса, «объяснение этому вытекаетиз исторических причин. Первый закон о свободной прессе был принят в1766 году. Совет прессы был создан в 1917 году, и шведская системасаморегулирования является старейшей в мире. В 1917 году существовалтолько один вид прессы — периодическая печать. Радиовещательные ителекомпании изначально были государственными монополиями. Печатныеизданияимеют долгую традицию независимости вотношениях сгосударством и свободу создания; традиции регуляции теле- и радиовещаниясуществуют намного меньше, и они монополизированы.
Недавно членПарламента предложил назначение медиаомбудсмена, чья деятельностьраспространялась бы на все СМИ, т. е. на печать, радио и телевещание,заменив собой пресс-омбудсмена и забрав некоторые функции у властей,контролирующих радио и телевидение. Печатная индустрия ответилаотказом, как и теле- и радиокомпании. Печатная индустрия заинтересована вуспешнофункционирующей системе саморегулирования,а теле-ирадиокомпании и вовсе не заинтересованы в саморегулировании.
Кстати, этопарадокс, что депутат может внести предложения касательно саморегуляции.Концепциясаморегулированияподразумевает,чтодвестороныформулируют этические и профессиональные принципы и преследуют цель,чтобы эти принципы соблюдались. Правительство и парламент не имеют8182никакого влияния на этические стандарты в прессе. С 1 апреля 2000 годастало также возможным подавать жалобы на интернет-версии печатныхизданий. Это непозволительно, чтобы газеты могли пользоваться двойнымиэтическими стандартами — высокий уровень в печати и ниже в―вэббумаге»96.Помимо авторитетного решения совета, который несет важнуюрепарационную составляющую для СМИ, шведский Совет прессы имеетсистему материальных санкций, а именно штрафов, которые нарушителиобязаны уплатить, в случае если Совет прессы приходит к выводу, чтопубликация является нарушением общепринятой журналистской практики.Издание обязуется опубликовать текст решения «на хорошо обозримом вгазете месте» (при этом имя заявителя, как правило, не указывается), а такжеуплатить штраф.















