Диссертация (1138854), страница 42
Текст из файла (страница 42)
Если же дух ставит перед собой цели так-бытия ипреобразования реальных факторов, которые не находятся по крайней мере впространстве собственной каузальной взаимосвязи реальных факторов, то онлишь пытается грызть гранит и его “утопия” выдыхается в ничто. Такого родаутопиями являются, например, плановое хозяйство, “всемирно-политическая202конституция”, проводимые планомерно и по закону евгеника и смешениерас»271.Ошибканатуралистическихобъясненийистории,поШелеру,заключается в том, что реальным факторам они приписывают решающеезначение, т.е.
такую роль, при которой те однозначно детерминируют этотсмысловой мир, что, мол, все творения духа можно однозначно вывести изреальных отношений. Но, хотя реальные факторы играют негативную роль вотборе идей для реализации, тем не менее решающая позитивная роль ихобразования, формулирования и реализации принадлежит человеческомусознанию и воле.
Отсюда и возможность множества вариаций, плюрализмакультур, интерпретации смыслов. Ошибка же идеологических воззрений наисторию, по мнению Шелера, состоит в том, что они, наоборот, считаютисторию реальных событий отражением и продолжением истории духа и егоидей. Он пишет: «Ход реальной истории совершенно безразличен поотношению к смысло-логическим требованиям духовного производства! Ноточно так же и определенные реально-исторические следствия не определяютоднозначным образом смысловое и ценностное содержание духовной культуры(как это предполагает, например, экономическое воззрение на историю)»272.Таким образом, заключает автор, «человеческий дух и воля могут достичьприменительно к ходу реальной истории только управления и направления поотношению к твердо упорядоченным последовательностям фаз в течениисобытий и состояний, следующих своим собственным законам, наступающихавтоматически, независимых от “воли” людей и слепых к духу и ценностям»273.Под управлением автор понимает первичную функцию духа, заключающуюся в«удержании ценностно-акцентированной идеи», а под направлением –вторичнуюфункцию,состоящуюв«торможенииирастормаживанииинстинктивных импульсов, упорядоченные движения которых реализуютидею».
Управление определяет способ направления.271Шелер М. Проблемы социологии знания. С. 13.Там же. С. 35.273Там же. С. 34.272203«Нет никакого постоянства в примате действия реальных факторов;здесь существует как раз упорядоченная изменчивость. Но при этомсуществует фундаментальное отношение идеальных факторов к реальнымфакторам вообще, которое сохраняет строжайшее постоянство во всейчеловеческой истории и никоим образом не допускает никакой инверсии илихоть какого-нибудь изменения»274.§ 4.2. М ЕСТОИ Р ОЛЬ ЮРИДИКО - ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯВ СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКО Й РЕАЛЬНОСТИСовременное состояние вопроса о природе законодательства такого, чтонаучному дискурсу более несвойственно процесс создания и развития праваописывать в терминах безличного (объективизированного) правообразования,но принято понимать под этим организованную процедурную деятельностьспециально уполномоченных субъектов и описывать этот процесс в терминахправотворчества275.
Под правотворчеством же подразумевается познание иоценка правовых потребностей общества уполномоченными органами изакрепление результатов в нормативно-правовом акте. Очевидно при этом, чтосовременной наукой не просто не отрицается связь такого познания сгосударственно-правовыми, экономическими, демографическими и другимизакономерностями, но само собой подразумевается и всячески подчеркиваетсяих знание и полагание в основу всякого нормативно-правового акта. С другойстороны, не менее очевидным для современной юридической науки является ито основоположение, что правовая норма, создаваемая «сверху», спускается«вниз» в виде модели поведения, опосредуя конкретное общественноеотношение, в итоге трансформируя его в правоотношение, т.е.
имеет характер274Шелер М. Проблемы социологии знания. С. 47.См.: Теория государства и права : Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В.Малько. Лекция 16.275204произвольно созидающей силы, где норма-причина порождает следствиеотношение. Между тем в этом пункте, по нашему мнению, и кроется основноепротиворечие в проблеме законодательства, которое необходимо объяснить.Какпроизвольностьзаконодательногомышленияможетсочетатьсясобъективной закономерностью? Что же все-таки вызывает юридическую нормук жизни – потребности общества или мышление и воля законодателя, его идеи?Рассмотренныевышетритеориизаконодательствакаждаяпоотдельности едва ли дают правильное описание его природы. В данном случаетребуется некоторое обобщение, использующее преимущества каждой из этихтеорий и добытое ими знание. Не претендуя на исчерпывающий ответ,опираясь на вышеприведенный порядок взаимодействия идеальных и реальныхфакторов, нам видится ситуация следующим образом.Всякое познание законодателем действительности начинается с анализасовокупности разрозненных и разнообразнейших эмпирических данных, свосприятиятехреальныхсоциальныхвзаимодействий,которыеданыфактически в виде наблюдаемых условий и обстоятельств в рамкахопределенного места и времени.
Отсюда, законодатель при формулированиисистемы норм не может не считаться со сформировавшейся комбинациейреальныхфакторов,ссостояниемпроизводственныхотношений,демографической картиной, т.е. количеством и свойствами людей в своей массеи качеством политической организации по вертикали и горизонтали. При этомзаконодатель одним усилием своей воли не может изменить существующегоположения, ведь он не знает достоверно объективного направления егодвижения, поэтому вынужден строить предположения, гипотезы по поводудействительности. И эти предположения соотносятся с реальностью как теориясоотносится с практикой.
Всякая конкретная историческая ситуация ужесодержит в себе несколько потенциально возможных вариантов развитияситуации, заложенных в сочетании реальных факторов. В этом смысле в недрахобщества уже производится «негативный отбор» тех путей развития, покоторымможетпойтиобщество.Поэтому,всамомделе,всякое205правотворчество, безусловно, есть познание объективных потребностей,интересов, целей общества. Но их множество, и одна группа потребностей иинтересов всегда противоречит другой группе, ведь одним людям свойственнов силу исторических причин сохранять существующий порядок отношений,другие заинтересованы в его изменении.Отсюда возникает вопрос: все ли потребности отражает законодательствоили законодатель из массы общественных отношений делает сознательныйвыбор в пользу каких-то конкретных, а другие намеренно отказываетсяподдерживать? если так, то чем он руководствуется в своих интерпретациях,каким принципом? Очевидно, что на первую часть вопроса следует ответитьутвердительно: законодатель производит селекцию потребностей и подлежитудовлетворению только часть наиболее важных из них с его точки зрения,остальные не только не удовлетворяются, но и подлежат ограничению изапрету.Таким образом, в основе познания законодателя лежит необъективныйкритерийотражения,асубъективнаяоценка,поисковаяизбирательность, предпочтение.
Но каков критерий этой оценки, кому онапринадлежит и по какому праву?Марксизм утверждал, что такая оценка принадлежит господствующемуклассу, воля которого возведена в закон, потребности, интересы и ценностикоторого являются руководящим принципом при создании права. Сами же этипотребности и интересы объективны в том смысле, что созданы и обусловленыматериальными условиями жизни общества, способом производства.
И внекотором смысле эта точка зрения оправданна, здесь можно также провестипараллельикаузальностисшелеровскимэлит»,высказываниемявляющейсятемсамымо«духовно-личностной«позитивнымфакторомреализации» идеи, о котором говорилось выше. Но Маркс слишкомгипертрофированное значение придавал классовой борьбе и объективнымматериальным условиям жизни, всячески принижая сознательный фактор. Амежду тем, как показало дальнейшее развитие истории борьбы буржуазии ипролетариата, классовая борьба между ними преобразовалась в классовое206сотрудничество посредством осознания необходимостисолидарности ивзаимных уступок для дальнейшего выживания, а также осознания в рамкахконкретной страны своего социокультурного родства, общего происхождения,национального единства, гуманизма и т.д.
То есть возобладало духовнонравственное начало. Сам же марксизм впоследствии послужил материалом,базисом для теорий социального реформизма276.Все это говорит о том, что в основе интерпретации действительностизаконодателем не обязательно лежит экономический или властный критерий,но также естественно-правовые идеалы, право разума. Поэтому, когдазаконодатель подходит к анализу массы «фактов», которые ему необходимопреобразовать в правоотношения, его мышление пронизано не толькопрагматическими соображениями, но и морально-ценностными мотивами,идеалами.Другимисловами,изначальновосновеегопознаниядействительности лежит некий абстрактный регулятивный принцип, модельсоциального устройства.
И свои предположения о реальности он берет не извоздуха, а исходя из той традиции, которой он придерживается и которуюпроводит в жизнь. Социальные факты, которые подлежат правовой оценкезаконодателя,неотделимыотеготеоретическихиаксиологическихинтерпретаций. Конечно, содержание этого идеала, традиции, системыценностейкоррелируетсокружающейисторическойобстановкой,обусловившей само ее возникновение, ведь в противном случае это означалобы способность законодателя провести в виде нормы права в жизнь любоепроизвольное содержание. Но, тем не менее, в неменьшей степени этосодержание соотносится и с достигнутым уровнем нравственного сознания иинтеллектуальной эволюции, присущих человечеству на определенном этапеего развития.
В этой связи становятся понятны слова С.А. Муромцева о том,что чтобы понять какую-либо юридическую норму, мало понять жизнь, радикоторой она образовалась, следует понять еще ту умственную среду, которая еесформулировала. Также становятся очевидны утверждения Л.И. Петражицкого276Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М. : КРАСАНД, 2010. С. 329 и сл.207о том, что право можно оценивать не только с точки зрения целесообразности(его пригодности для каких-то целей), но и с точки зрения нравственности(соответствия с требованиями должного), а потому нужна дедуктивная наукаполитики права о том, каким право должно быть. У П.И.















