Автореферат (1138825), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Для Чаннинга равенство всех людей передБогом и свобода их воли означали невозможность принятия власти одногочеловека над другим. Принудительное осуществление подобной властипротивно человеческой природе. Человек совершенствуется за счёт того, чтонесёт полную индивидуальную ответственность перед Богом за все своипоступки.
Это возможно только в случае, если каждый имеет возможностьсамостоятельно контролировать своё поведение, т.е. управлять собой. Любоевнешнее принуждение ограничивает свободу воли, а, следовательно – и степеньличной ответственности. Наиболее серьёзным ограничением свободы воличеловекаявляетсяпринудительнаявластьгосударства,обладающегомонополией на насилие. Таким образом, развитие человеческого обществанапрямую связывалось Чаннингом с постепенным упадком государства вплотьдо его полного исчезновения. На место физического принуждения, противногочеловеческой природе, должна прийти власть правды и добродетели.Нойес полагал, что любая власть есть вмешательство во взаимоотношенияБога и человека, любой закон есть искажение состояния благодати, и потомукаждый христианин обязан сопротивляться любой земной власти.
С точкизрения Нойеса, второе пришествие Христа произошло в момент основанияхристианской церкви. По его мнению, это событие ликвидировало властьгосударств, оставив только власть Бога. Нойес считал, что попытки что-либоизменить в государстве тщетны – само оно по своей сути глубоко противноистинному христианству, поэтому каждый верующий должен выступать за егоуничтожение. У человека не может быть одновременно двух господ, и он неможет одновременно подчиняться двум системам правил, а значит, по мнениюНойеса, нельзя быть одновременно христианином и субъектом права.16Центральное место в философской системе Эмерсона занимал индивидуумвместе с теми способностями и возможностями, которыми его наделилаприрода.
Идеальное общество должно быть основано на внутреннем осознаниичеловеком необходимости кооперации с другими столь же самостоятельнымиличностями.Вовсенегосударствоимеетвозможностьорганизоватьчеловеческое общежитие наилучшим образом, более того – самые великиесвершения человечества произошли без участия государства, которое, выступаяслугойузкихслоёвнаселения,всегдаявлялосьреакционнойсилой,противящейся прогрессу.Человеческие законы не могут иметь постоянного характера, посколькуприрода – это «не демократия, не ограниченная монархия, но деспотия».Природа не может быть изменена голосованием. Кроме того, каждый наделёнправом самоуправления, а, следовательно, любые законы кроме тех, которыечеловек устанавливает для самого себя, не имеют силы.В четвёртом параграфе – «Аболиционизм и право на самоуправление» изученыэлементыанархистскогополитико-правовогосознания,присутствовавшие в движении за отмену рабства.Идее самоуправления, на которой была основана американская республика,противоречилинститутрабовладения,сохранявшийсяпослепринятияконституции.
Поскольку рабовладение опиралось на действовавшую правовуюсистему, мишенью критики стало само государство, защищавшее этотинститут.Аболиционисты объявляли о необходимости личного выхода из «союза срабовладельцами». С их точки зрения, государство, защищая владение человекачеловеком, лишается всякой власти над теми, кто отказывается примириться стаким положением дел.Втораяглаведиссертационногоисследованияиндивидуального суверенитета Джозайи Уоррена» -–«Концепциясостоит из двухпараграфов, в которых раскрывается содержание воззрений мыслителя,считающегося первым анархо-индивидуалистом на территории США.17Впервомпараграфе–«Инстинктсамосохраненияипринципиндивидуальности» - рассмотрены взгляды Уоррена на взаимоотношениеиндивидуального и коллективного начал в обществе.Базовой концепцией Уоррена стала идея суверенитета индивида.
Под нимУорренпонималабсолютнуюавтономностьчеловека,егополнуюнезависимость от окружающих, а, следовательно – и проистекающее из этогоправо на самостоятельное решение всех вопросов собственной жизни.С точки зрения Уоррена, личный суверенитет является своего родаинстинктом каждого живого организма, и, следовательно, не может бытьотчуждён от этого организма. Голоса сколь угодно многочисленногобольшинства не могут лишить человека свободы или ограничить его в правах.Уоррен указывал на то, что государство есть примитивная формасоциальной организации, возникшая из необходимости реализации присущегокаждому живому существу стремления к самосохранению, но утратившая своёположительное значение, сохранив при этом худшие черты варварства.Развитие человеческой индивидуальности, по мнению Уоррена, должно снеизбежностью привести к исчезновению принудительной власти.Второй параграф – «Критика государства и позитивного права» посвящён анализу представлений Уоррена о насильственном характерегосударственной власти, а также оценке их влияния на развитие теории анархоиндивидуализма.Государство предполагает тотальное подчинение всех индивидов, посколькуосновывается на идее выражения их общей воли.
По мнению Уоррена, никакойобщей воли не существует, каждый человек руководствуется только емуизвестными соображениями, постичь которые до конца невозможно. Уорренотрицал демократическую теорию организации управления, приравнивающуюволю большинства к воле населения в целом.Уоррен считал, что язык как таковой превращается в способ осуществленияконтроля.
Неоднозначность языка позволяет создавать абстрактные категории сменяющимсясодержанием,спомощьюкоторыхможноуправлятьокружающими. К таким категориям относятся, в том числе, государство и18законы. Уоррен указывает на то, что содержание этих понятий трактуетсялюдьми по-разному, и этот факт, по его мнению, сводит на нет пользу отподобных институтов.То, что законы постоянно меняются, свидетельствует о том, что они не носятобъективного характера и не отражают волю всех тех, кто должен имподчиняться. Законы формулируются узкой группой лиц в собственныхинтересах. Кроме того, неоднозначность языка позволяет трактовать законы поразному – решение этой проблемы путём наделения лишь некоторых субъектовправом толкования есть лишь ещё один метод установления диктатуры.
Такимобразом, идея верховенства закона используется в качестве ширмы для тиранииотдельных лиц.Государство, применяя насилие в интересах той или иной политическойгруппы, становится агрессором, достойным сопротивления. Уоррен признавалправо людей на восстание – государство, принудительно руководящеенаселением и распоряжающееся их жизнями, заслуживает такого жесопротивления, как и всякий преступник, посягающий на жизнь человека.Уоррен указывал на то, что в варварском обществе, каким являетсясовременная цивилизация, само слово Свобода существует в виде словаВосстание.
Подавление восстаний государством есть подавление Свободы.Уоррен создал понятийную и идейную базу для последующего оформленияполитико-экономической теории анархо-индивидуализма в США. Именно он всвоих рассуждениях первым пошёл дальше, чем либералы в своём утверждениироли личности в противовес государству, отказавшись признавать правопоследнего на осуществление принудительной власти в отношении населения.Уоррен не только в теории, но и на практике (путём создания коммун)предвосхитил анархизм Прудона, получивший название мютюэлизм, и в целомисходивший из тех же принципов организации производства и обмена. Крометого, периодическое издание Уоррена «Писфул Революшионист» фактическиявлялось первой анархистской газетой в мире.Третья глава – ««Юридический» анархизм Лисандера Спунера» включает в себя два параграфа, в которых раскрывается трансформация19взглядов крупного американского юриста XIX века Лисандера Спунера отрадикального конституционализма к анархо-индивидуализму.Впервомпараграфе–«Радикальныйконституционализм»-рассматривается ранний этап деятельности Лисандера Спунера, в рамкахкоторого сформировался особый подход мыслителя к анализу правовойдействительности.Закон для Спунера — это естественный, перманентный, неизменныйпринцип, управляющий определенным явлением или группой явлений.
Этотуниверсальный,беспристрастныйижёсткийпринцип —единственныйисточник прав и свобод индивида. Этот принцип — проявление естественнойсправедливости.Любойписаныйзакон,противоречащийпринципуестественной справедливости, не имеет силы. Конституционное право любогогосударства состоит только из тех норм, содержащихся в нормативных актах,которые не противоречат естественному закону и естественным правамчеловека.Любое легитимное государство, полагал Спунер, есть страховая компания,которую добровольно создают её участники для защиты своих прав.Государство должно являться не выражением воли большинства, а формойорганизации группы лиц, которые становятся её участниками исключительнодобровольно.















