Диссертация (1138808), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящейстатьи, совершенные организованной группой либо с применением насилия,опасного для жизни или здоровья указанных лиц, –наказываются…»;164«Статья 311. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении лица, осуществляющего правосудие или уголовноепреследование, либо иного участника судопроизводства1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного или арбитражного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава или иных представителей власти в сфере отправления правосудия, а равно их близких, если этодеяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или сталиизвестны в связи с его служебной деятельностью, –наказывается…2.
То же деяние, совершенное в отношении иных участников судопроизводства, а равно их близких, –наказывается…3. Деяния, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, –наказываются…»;2) дополнить Кодекс ст. 2961 следующего содержания:«Статья 2961 Угроза в связи с осуществлением правосудия илиуголовного преследования1. Угроза применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, атакже причинения имущественного ущерба в отношении судьи, присяжногоили арбитражного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящегодознание, судебного пристава или иных представителей власти в сфере отправления правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел илиматериалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, –наказывается…2.
То же деяние, совершенное в отношении иных участников судопроизводства, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в165суде, производством предварительного расследования либо исполнениемприговора, решения суда или иного судебного акта, –наказывается…3. Угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, –наказывается…4.
То же деяние, совершенное в отношении лиц, указанных в части второй настоящей статьи, –наказывается…».§ 3. Иные лица – потерпевшие в преступленияхпротив правосудияНесмотря на то что суть преступлений, содержащихся в гл. 31 УК РФ,сводится к нарушению нормального функционирования отношений правосудия, реальный ущерб от них может затрагивать интересы не только непосредственных участников судопроизводства. Эти посягательства могут причинять ущерб (создавать угрозу причинения вреда) и другим лицам, в томчисле и тем, которые вообще не имеют никакого отношения к разбирательству по делу. Интересы таких лиц, если они оказываются в сфере правосудияи могут быть нарушены названными деяниями, на наш взгляд, также должныучитываться законодателем при конструировании соответствующих уголовно-правовых запретов.В зависимости от степени прикосновенности к правосудию всех перечисленных выше лиц, по нашему мнению, можно разделить на три категории. Во-первых, это те, кто оказался вовлеченными в отношения по осуществлению правосудия, но еще не приобрели статус процессуального лица294.
Речь идет о случаях, когда, например, имеется конкретный факт нарушения уголовно-правового запрета, который зафиксирован в соответствующем процессуальном порядке, запущен механизм уголовного преследования,294Ранее мы отчасти уже обращали внимание на данную проблему.166но круг подозреваемых еще не определен; когда расследуется уголовное илиразбирается в суде гражданское дело, свидетели по которому только устанавливаются представителями правосудия. Однако о них уже известно заинтересованным в деле лицам, которые могут оказывать на них давление в целяхсклонения на свою сторону, принуждения к даче заведомо ложных показанийили к отказу от дачи показаний и т.д.Такое нередко встречается на практике, особенно в отношении свидетелей, реально располагающих информацией, имеющей доказательственноезначение, но еще не привлеченных в этом качестве к рассмотрению дела.
Тоже самое в полной мере касается и других потенциальных участников судебного разбирательства: потерпевшего, законных представителей и др.Вопрос обеспечения безопасности всех перечисленных выше лиц, втом числе и средствами уголовного права, главным образом упирается в проблему определения момента приобретения такого статуса, который не всегдаимеет конкретное выражение в процессуальном законодательстве. Поразному определяют его и в литературе.Одни ученые считают, что статус, например, свидетеля или специалиста появляется у лица с момента вызова (приглашения) его для участия в судебном разбирательстве в соответствующем качестве295. Другие авторы полагают, что свидетель или лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое для участия в деле в качестве специалиста, приобретает соответствующий процессуальный статус с момента разъяснения ему прав и обязанностей, а также ответственности перед началом следственного действия, дляучастия в котором привлекается296.295См., например: Рыжаков А.П.
Практика применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном процессе: комментарий к постановлениюПленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 № 17 // СПС «КонсультантПлюс». 2010; Срукова А.Х. Отдельные вопросы законодательной регламентации правового положения иуголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания //Российский следователь.
2012. № 15. С. 21.296См.: Качалова О.В. Глава 8. Иные участники уголовного судопроизводства //Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: постатейный/ под ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского. М.: ЭКМОС, 2002. С. 135.167Если исходить из интересов безопасности указанных лиц как потенциальных свидетелей, специалистов и других участников судопроизводства, томомент приобретения ими соответствующего процессуального статуса, нанаш взгляд, нецелесообразно связывать ни с вызовом их в соответствующиеорганы, ни с моментом ознакомления их с правами и обязанностями, ни сдругими юридическими фактами подобного рода. Тем более что их временные параметры зачастую не имеют четких границ.Как правило, привлечение лица в качестве того или иного участникапроцесса не только растянуто во времени, но и обременено последовательностью совершения определенных процессуальных действий.
Иногда с момента, когда следователь принял решение о привлечении лица в качестве свидетеля, и до его появлении на допросе может пройти неделя, месяц, а то ибольше, особенно если последний не желает участвовать в расследованииуголовного дела или рассмотрении гражданского дела и т.д., под разнымипредлогами избегает явки к следователю или в суд. Но значение этой фигурыи той информации, которой она обладает, для установления истины по делуот этого не уменьшается.
Представляя интерес для той или иной стороны,например свидетели, часто становятся объектом насильственного воздействия, шантажа и т.д.Поэтому считаем наиболее правильным связывать приобретение статуса тех процессуальных лиц, у которых порядок его возникновения не имеетчетких границ, с моментом начала отношений по осуществлению уголовногопреследования и отправления правосудия. Такой момент в уголовном процессе ученые, как правило, связывают с возбуждением уголовного дела297, вгражданском и арбитражном процессе – с моментом подачи соответствующего заявления в суд298. Конечно, это не постулативные утверждения, по поводу определения данных отправных точек также существуют разногласия297См.: Строгович М.С., Алексеева Л.Б., Ларин А.М. Советский уголовнопроцессуальный закон и проблемы его эффективности.
М., 1979. С. 91, 92.298См.: Чечина Н.А. Гражданские процессуальные отношения // Избранные трудыпо гражданскому процессу. СПб., 2004. С. 52; Сумин А.А. Судебная практика и закон //Адвокат. 2012. № 9. С. 41–46.168среди ученых. Кроме того, нужно учитывать нюансы реализации отдельныхформ осуществления правосудия. Так, уголовно-процессуальные отношенияпо делам частного обвинения, к числу которых относятся, например, дела оклевете, по мнению некоторых ученых, возникают с момента принятия судомзаявления потерпевшего, его законных представителей или близких родственников или вынесения прокурором, следователем, дознавателем постановления о возбуждении дела, что является следствием возникновения уголовно-правовых отношений на более раннем этапе299.















