Диссертация (1138808), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Понятие потерпевшего употребляется в уголовно-процессуальномправе, уголовном праве и криминологии.Первичным по отношению к уголовно-процессуальному понятию потерпевшего является его уголовно-правовое определение. Более того, основупроцессуального концепта должно составлять именно материально-правовоепонятие потерпевшего; последнее должно быть закреплено в уголовном законе. По объему и содержанию указанные определения могут не совпадатьмежду собой, но общий смысл их должен быть одинаковым.Обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человекаи гражданина в уголовном судопроизводстве обусловлено не формальнымпризнанием лица потерпевшим, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих его фактическое положение как нуждающегося вобеспечении принадлежащих ему прав.Криминология изучает свойства и поведение человека в плане потенциальной или реальной возможности стать потерпевшим от преступления, вто время как уголовно-правовое значение личности и поведения потерпевшего определяется их влиянием на квалификацию преступления и назначениенаказания.132.
Под потерпевшим в уголовном праве следует понимать физическоеили юридическое лицо (в том числе муниципальное образование), государство, выступающие участником (субъектом) охраняемых уголовным закономотношений, которым преступлением причиняется физический, материальныйили иной, имеющий конкретное выражение в объективной действительности,вред.Потерпевший в уголовном праве характеризуется следующими признаками:во-первых, является конкретным физическим или юридическим лицом(в том числе муниципальное образование), государством;во-вторых, выступает участником (субъектом) охраняемых уголовнымзаконом отношений;в-третьих, преступлением причиняется ему вред, выраженный внаступлении каких-либо материальных последствий (жизни, здоровью, собственности, экологии и др.) или имеющий иные объективные черты выражения (моральный, подрыв деловой репутации, нарушение конкретных прав,свобод, законных интересов).3.
В преступлениях против правосудия потерпевшими могут выступать:1) представители власти в сфере отправления правосудия;2) участники судопроизводства, не наделанные властными полномочиями в этой сфере, выполняющие функцию содействия представителям властив осуществлении уголовного преследования и отправлении правосудия;3) лица, которые не принимают непосредственного участия в судопроизводстве и не имеют интереса в исходе конкретного уголовного, гражданского или иного дела, выступающие в этом качестве в результате стеченияопределенных обстоятельств.4. Представители власти в сфере отправления правосудия – это:а) лица, исполняющие обязанности по отправлению правосудия: судьисудов всех уровней и видов, входящих в судебную систему Российской Фе-14дерации (конституционных и уставных, общей юрисдикции, военных и арбитражных); присяжные заседатели; арбитражные заседатели;б) лица, осуществляющие уголовное преследование в рамках производства по конкретному делу: прокурор; следователь и руководитель следственного подразделения; дознаватель и руководитель подразделения дознания,должностные лица органов государственного пожарного надзора МЧС России; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, а также другие должностные лица, уполномоченныеосуществлять дознание и другие процессуальные полномочия;в) судебные приставы, т.е.
должностные лица, обеспечивающие исполнение решений суда, соблюдение порядка в ходе судебного заседания и безопасность участников процесса.5. К числу потерпевших – участников судопроизводства, не наделенных властными полномочиями, следует относить не всех вовлеченных в неголиц, а лишь тех участников конституционного, гражданского, арбитражного,административного и уголовного процесса, которые отвечают следующимкритериям:1) непосредственно наделены таким статусом законодателем;2) их права и обязанности находятся в прямой функциональной связи сдостижением основных целей и задач отправления правосудия;3) через насильственное или иное воздействие на них может быть нанесен ущерб правосудию.Помимо лиц, традиционно включаемых в указанный круг, сюда следует отнести помощника судьи и секретаря судебного заседания, которые, обладая определенными процессуальными полномочиями, оказывают на этотпроцесс и его результат существенное влияние.6.
В целях более точного отражения в законе содержания внешних ивнутренних угроз отношениям правосудия необходимо дифференцироватьответственность за применение физического насилия в отношении потерпевшего и причинения ему имущественного вреда, а также за угрозу совер-15шения таких действий. Эти деяния имеют различную природу, разные характер и степень общественной опасности, отличаются по объекту, предмету посягательства и направленности преступного воздействия, поэтому и оцениваться должны по отдельности.Дифференциацию ответственности за посягательство на жизнь указанных лиц, а также за применение насилия в отношении них целесообразнопровести в рамках уже имеющихся статей (ст. 295 и ст.
296 УК РФ), изменивлишь их название и структуру. Угрозу применения такого насилия или совершения иных действий в отношении рассматриваемой категории потерпевших необходимо обособить в отдельную ст. 2961 УК «Угроза в связи сосуществлением правосудия или уголовного преследования».7. Не все виды воздействия на субъектов осуществления правосудия,среди закрепленных в гл. 31 УК, способны существенно повлиять непосредственно на само правосудие, а именно: посягательства на честь, достоинствои репутацию указанных лиц. Названные преступления всегда имеют индивидуализированный характер и направлены на конкретных участников судебного разбирательства, а значит, в первую очередь затрагивают их личныеблага и интересы, честь и достоинство.
Ущерб, который претерпевают представители власти в таком случае, не препятствует рассмотрению спора посуществу и вынесению справедливого, обоснованного решения, а в целом этоне сказывается на нормальной работе органов правосудия.В данной связи предлагается исключить ст. 297 и ст. 2981 из Уголовного кодекса РФ, предусмотрев вместо них нормы о соответствующих преступлениях против личности.8. Отражение угроз безопасности участникам судопроизводства, которые не наделены властными полномочиями, в действующем УК отличаетсянеполнотой и неточностью.
В связи с этим предлагается расширить переченьспособов принуждения к потерпевшим в ст. 302 и 309 УК РФ, указав в нормена принуждение не только к даче показаний и тем действиям, которые внастоящее время перечислены в ее диспозиции, но и к совершению участни-16ками судопроизводства иных процессуальных действий или отказу от их совершения.Угроза, проистекающая изнутри системы отправления правосудия, может происходить не только от перечисленных в ст. 302 УК РФ предлагаетсяследователя и лица, производящего дознание, которые непосредственно работают с остальными участниками процесса в ходе осуществления предварительного расследования, но и от руководителя следственного органа или руководителя органа дознания, прокурора, а в некоторых случаях и судьи, т.е.от представителей власти в сфере осуществления правосудия. Термин «представитель власти в сфере осуществления правосудия» как универсальныйследовало бы закрепить в тексте рассматриваемой нормы.В ст.
295 и 296 УК РФ механизм уголовно-правового обеспечения нормального функционирования правосудия охватывает своей защитой не всех,а лишь некоторых участников судопроизводства, что противоречит его целями задачам. Поэтому целесообразно распространить действие специальныхнорм, предусмотренных ст. 295 и 296 УК, не только на защитника, эксперта испециалиста, но и на всех остальных участников судопроизводства, черезвоздействие на которых правосудию может быть причинен ущерб.9. Устанавливая защитный барьер от негативного воздействия научастников судопроизводства через посягательство на их близких, УК РФ невключает последних в круг потерпевших от посягательства, предусмотренного ст. 302 УК.
Принуждение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего,свидетеля и иных участников судопроизводства к даче показаний, совершению иных процессуальных действий или отказу от их совершения вполнеможет осуществляться следователем или лицом, производящем дознание (атакже другим лицом с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание) через воздействие на их близких (путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий), поэтому необходимодополнить норму об ответственности за принуждение к даче показаний (ст.302 УК РФ) указанным выше признаком.17Теоретическая и практическая значимость работы определяютсятем, что она представляет собой впервые осуществленное монографическоекомплексное исследование проблемы потерпевшего в преступлениях противправосудия.
Изложенные в работе выводы и рекомендации могут быть использованы в качестве теоретической базы при совершенствовании нормуголовного закона об ответственности за нарушения нормального функционирования отношений по осуществлению уголовного преследования и отправления всех видов правосудия посредством воздействия на представителей власти в этой сфере и иных участников судопроизводства, их близких, атакже учтены при внесении изменений и дополнений в соответствующие положения иных отраслей российского законодательства.
Результаты проведенного исследования могут быть положены в основу дальнейших научныхразработок в области охраны интересов правосудия и лиц, непосредственноучаствующих в нем.Практическая значимость работы обусловлена ее направленностью наобеспечение точного и единообразного применения уголовно-правовыхпредписаний, устанавливающих ответственность за преступления противправосудия, исключение из судебной и следственной практики ошибок, связанных с неверным толкованием юридически значимых признаков соответствующих деяний и неправильной их квалификации.
Отдельные положенияисследования также могут быть приняты во внимание при подготовке постановлений Пленума Верховного Суда РФ, посвященных вопросам применениязаконодательства о преступлениях, связанных с нарушением интересов правосудия посредством посягательства на лиц, представляющих власть в этойсфере общественных отношений, и иных участников судопроизводства, атакже их близких.Материалы диссертационного исследования могут использоваться впроцессе проведения учебных занятий по уголовному праву и спецкурсам«Преступления против правосудия», «Должностные преступления» и т.д.,при подготовке и переподготовке сотрудников правоохранительных органов.18Обоснованность и достоверность результатов обеспечены методологией и методикой исследования, нормативной базой, его теоретической основой, комплексным характером примененных методов и приемов научногоанализа проблем права вообще и уголовного права в частности, соответствующих сущности и содержанию изучаемых явлений и процессов, отвечающихпоставленным целям и задачам исследования, обобщением следственной исудебной практики, в своей совокупности позволившими получить непротиворечивые исходные научные положения, внутреннюю логику, аргументированность выводов и предложений, сделанных в диссертации.















