Диссертация (1138808), страница 19
Текст из файла (страница 19)
301 УК РФ – лица, подвергнутые незаконному задержанию или заключению под стражей, содержанию под стражей.164См., например: Саморока В., Бекетов М. Проблемы соблюдения конфиденциальности сведений о защищаемом лице при обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства // Уголовное право. 2010. № 5. С. 96; Брусницын Л.В. Комментарий законодательства об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.
С. 34.85Иначе дело обстоит с составом незаконного освобождения от уголовной ответственности, в котором признаки потерпевшего выделить сложнее.По смыслу ст. 300 УК РФ вред от данного посягательства причиняется лицу,пострадавшему от преступления, по делу о котором ведется расследование165.Поскольку незаконное освобождение от уголовной ответственности чащевсего предполагает прекращение уголовного преследования либо уголовногодела166, то для потерпевшего это означает, что он будет лишен возможностисатисфакции.
Получается, что, во-первых, для него не будет восстановленасоциальная справедливость, а во-вторых, ему не будет возмещен материальный и моральный ущерб. Более того, этот ущерб увеличится за счет осознания собственного бессилия против преступности и безнаказанности тех, ктопричинил ему вред.Не менее интересная ситуация складывается в отношении преступлений, посягающих на порядок доказывания (получения и предоставления) доказательств по делу (ст. 302–304, 307–309 УК РФ). Некоторые среди них могут причинять вред лишь строго определенным категориям лиц. Так, принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ), как и ложных показаний (ч.
2 ст.309 УК РФ) состоит в применении насилия или психического давления только в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля,эксперта или специалиста, которым, помимо прочего, может быть причиненфизический вред и моральный ущерб167. Конкретную адресную направленность имеет и состав провокации взятки либо коммерческого подкупа (ст.304 УК РФ). Это деяние состоит в попытке передачи денег, ценных бумаг,иного имущества и т.д.
либо должностному лицу, либо лицу, выполняющемууправленческие функции в коммерческих или иных организациях. Как результат, указанные лица могут быть незаконно привлечены к уголовной от165См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 811.166См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ под ред. Г.А. Есакова. М.: Проспект, 2010.
С. 412.167См., например: Дворянсков И.В. Уголовно-правовая охрана процессуального порядка получения доказательств. Ульяновск, 2002. С. 18.86ветственности со всеми вытекающими для них из этого неблагоприятнымипоследствиями в виде существенного ограничения прав, свобод и законныхинтересов человека и гражданина.Другие же деяния, наоборот, отличаются неопределенным кругом потерпевших, например состав фальсификации доказательств (ст.
303 УК РФ),в этом случае потерпевший, которому был бы причинен реальный ущерб, вообще может и не появиться168. Как правило, нарушение порядка получения ипредоставления доказательств происходит на стадии предварительного расследования или судебного следствия. На этом этапе трудно говорить о том,приведет ли нарушение к неправильному разрешению дела по существу иповлияет ли на исход дела.
Тем не менее если цель названного выше преступления будет достигнута, это может привести к ущемлению интересов заявителей, лиц, чьи права были нарушены, а также интересы тех, кто в результате вынесенного судебного решения был необоснованно привлечен к ответственности.То же самое касается и остальных преступлений рассматриваемойгруппы: заведомо ложных показаний свидетеля, потерпевшего либо заключения или показания эксперта, показания специалиста, а также заведомо неправильного перевода в суде либо при производстве предварительного расследования (ст. 307 УК РФ); отказа свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст.
308 УК РФ); подкупа свидетеля, потерпевшего в целях дачи имиложных показаний либо эксперта, специалиста в целях дачи ими ложного заключения или ложных показаний, а также подкупа переводчика с цельюосуществления им неправильного перевода (ч. 1 ст. 309 УК РФ). В этих деяниях на момент их окончания фигура потерпевшего может и не появиться.Если же они все-таки приведут к принятию решения, не соответствующегофактическим обстоятельствам дела, то ущерб будет причинен тому, чьи пра168См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ под ред.
А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 974;Белозерских А.Н. Вопросы квалификации фальсификации доказательств по уголовномуделу // Российский следователь. 2010. № 8. С. 20–22.87ва в действительности должны были быть восстановлены в ходе отправленияправосудия.Похожи по своей сущности и преступления, посягающие на порядоквынесения и реализации судебного акта или решения (ст. 305, 312–315 УКРФ). В этих составах преступлений не определен круг потерпевших, затоочевиден результат, последствия их совершения и прежде всего для правосудия.
Особенно это касается вынесения заведомо неправосудных приговора,решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ), которое может повлечьтяжкие последствия в виде ограничения и лишения прав, свобод и законныхинтересов для совершенно невиновных людей.В других случаях, наоборот, несмотря на то, что формально правосудиевроде бы свершилось и виновные были привлечены к ответственности, егозадачи не были решены до конца, поскольку фактически судебное решениене было исполнено в надлежащем виде.
Ущерб от названных деяний претерпевают на себе лица, чьи права и законные интересы, ранее нарушенные преступлением или иным правонарушением, были формально восстановлены всуде. Он состоит в том, что потерпевшему фактически не возмещают причиненный ранее ущерб или продолжаются действия, которые наносят ему вред.Явный ущерб для потерпевшего в рассматриваемой группе деяний очевиден не всегда, а только в составах преступлений, предусмотренных ст. 312(незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи илиаресту либо подлежащего конфискации), и ст.
315 (неисполнение приговорасуда, решения суда или иного судебного акта) УК РФ. Деяния могут причинить конкретный материальный или моральный ущерб потерпевшему, лицу,чьи права были нарушены ранее и вопреки вынесенному решению суда обязывающего правонарушителя восстановить эти права, продолжают им нарушаться. В остальных случаях (ст. 313 УК РФ – побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; ст. 314 УК РФ – уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы; ст. 3141 УК РФ – уклонениеот административного надзора) ущерб от преступления, если и материализу-88ется, то носит опосредованный характер для потерпевшего. В первую очередь, эти деяния нарушают, конечно, интересы правосудия, нанося ущербнормальному функционированию его системы, которая оказывается неспособной восстановить нарушенные права фактически169.
Что же касается конкретных потерпевших, то здесь уместно, пожалуй, говорить лишь о моральном вреде, который испытывает лицо из-за того, что преступник или правонарушитель не понес должного наказания и не компенсировал тот ущерб, который причинил ранее. Но данное обстоятельство, как мы уже упоминали,выходит за рамки уголовно-правовой оценки.Таким образом, краткая характеристика указанных выше посягательствпозволяет выделить несколько категорий потерпевших в составах преступлений против правосудия:1) лица, являющиеся представителями власти, которые непосредственно реализуют функции уголовного преследования и правосудия.
Средитех, кого называет сам законодатель, сюда можно отнести: судей, прокуроров, следователей и лиц, производящих дознание. Однако на наш взгляд,приведенный перечень неправильно ограничивать только названными в УКРФ лицами, хотя это предмет отдельной дискуссии, на которой мы остановимся чуть позже. Пока же более целесообразно оперировать обобщеннымикатегориями. Этим термином мы попытались обозначить всех тех, кто наделены государственно-властными полномочиями в сфере осуществления правосудия. Нарушение порядка отправления правосудия через воздействие науказанных лиц наиболее опасно, поскольку именно в их руках сосредоточеныосновные средства и ресурсы судебной власти и правоохранительной системы.
Они не просто участвуют в отправлении правосудия, а играют в этой системы ключевую роль – направляют правосудие, обеспечивают ход его реализации и, собственно говоря, определяют судьбу конкретных дел;169См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова. М.: Проспект, 2008. С. 671.892) лица, которые не отправляют правосудие, но принимают в процессе его осуществления непосредственное участие и имеют при этом определенный процессуальный статус, наделены процессуальными правами и обязанностями: потерпевший и его представители, участники процесса со стороны защиты, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и т.д.















