Диссертация (1138808), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Причем этот подход такженепосредственно отражен в процессуальном законодательстве123.Если же в широком понимании правосудие представить как деятельность по урегулированию или разрешению возникающих в обществе социальных и частных конфликтов, учесть существование различных способов ихурегулирования, то станет очевидным, что принимать участие в нем могут нетолько суды, но и другие государственные органы и даже негосударственные119См., например: Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в РоссийскойФедерации: конституционные основы организации и деятельности. С.
78–82; Витрук Н.В.Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журналроссийского права. 2011. № 10. С. 119–133.120См., например: Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. С. 121.121См., например: Галахова А.В. Преступления против правосудия. М.: Норма,2005. С. 25.122Фурсов Д.А., Харламова И.В. Теория правосудия. М.: Статут, 2009. Т. 1. С. 29.123См.: Арбитражный процесс: Учебник / отв. ред.
В.В. Ярков. М.: Волтерс Клувер,2003. С. 13.63структуры. Возникшие конфликты, скажем, вполне способны разрешать органы исполнительной власти, общественные организации (третейские суды),к их преодолению могут привлекаться посредники.Тем не менее в рассматриваемом вопросе нельзя идти вразрез с общепризнанным постулатом о том, что правосудие представляет собой вид государственной (публично-правовой) деятельности, осуществлять которую могут только специально уполномоченные органы. Хотя вряд ли все, что составляет содержание этой деятельности, может уместиться только в рамкинепосредственного осуществления судебной власти, деятельности судов.Не случайно в последнее время ученые и практики стали часто оперировать понятиями «альтернативное правосудие», «превентивное правосудие», «восстановительное правосудие»124. Правда, большинство специалистов относится к их использованию скептически, считая, что подобные определения практически лишены сущностной основы и оставляют без вниманияфункциональную роль правосудия в государственном механизме125.
Но, думается, это не совсем так. С одной стороны, они, конечно, не согласуются стеми положениями, которые закреплены законом, противоречат сложившимся представлению о правосудии. Однако сказать, что они лишены сущностной основы, нельзя. Скорее, наоборот, они ей наполнены, поскольку в отличие от «сухих», основанных на законе формулировок, отображают социальное предназначение правосудия.В контексте сказанного правосудие как вид деятельности государствадовольно интересно определяет А.Д. Бойков.
По мнению автора, это – форма(вид) государственной деятельности по рассмотрению и разрешению различ124См., например: Зырянов С.М., Лебедева Е.А., Спектор Е.И., Гармаева М.А. Досудебное урегулирование споров в публичном праве // Журнал российского права. 2011.№ 11. С. 21–33; Прокудина Л.А. Правосудие как способ разрешения правового конфликта// Российский судья. 2010. № 8. С. 3–7; Громошина Н.А.
Размышления о правосудии // Развитие процессуального законодательства: к пятилетию действия АПК РФ, ГПК РФ и Федерального закона РФ «О третейских судах РФ»: Мат. международ. науч.-практ. конф. /под ред. Е.Н. Носыревой. Серия «Юбилеи, конференции, форумы». Вып. 4. Воронеж: Издво Воронежского ун-та, 2008.
С. 31.125См.: Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия погражданским делам. Новосибирск: Наука, 1997. С. 50.64ных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права и принятием общеобязательных решений, подкрепленных государственным принуждением126.Как видно, автор не связывает ее исключительно с деятельностью судов, не упоминает суды в определении вообще, что, как нам кажется, болееправильно.
Если учесть что смысл «правосудия» состоит в восстановлениинарушенных прав, справедливости, правды127, то надо признать, что в этомделе участвует не только суды, но и многие правоохранительные, контрольные, надзорные и иные органы, обеспечивающие защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Конечно, деятельность невсех из них можно отнести к правосудию. Более того, к этому вообще нужноотноситься с особой осторожностью, чтобы представление о правосудии непревратилось в неограниченно расширительное его толкование.Нам кажется, что суть проблемы неоднозначного представления о правосудии и определения границ этого понятия имеет методологические корни.
Анализ существующих мнений, позиций и высказываний по этому вопросу показывает, что большинство авторов рассматривает категорию «правосудие» слишком односторонне: теоретики – как вид деятельности государства либо как форму реализации судебной власти; отраслевики – как направление реализации судебной власти или как вид судопроизводства и т.д. Приэтом все опираются на официальные идеи и положения о правосудии, закрепленные в законодательстве.В данной связи перед другими значительно выигрывает взгляд на правосудие с уголовно-правовой точки зрения, и прежде всего с позиции егооценки как объекта уголовно-правовой охраны.
В таком аспекте правосудиепредстает в качестве системы охраняемых средствами уголовного права общественных отношений, целью функционирования которых выступает вос126См.: Бойков А.Д. Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990–1996 гг. М., 1997. С. 104.127См., например: Загайнова С.К. Судебные акты в механизме реализации судебной власти в гражданском и арбитражном процессе. М.: Волтерс Клувер, 2007. С.
47.65становления прав, охрана законных интересов граждан и организаций, восстановление нарушенного публично-правового и общественного порядка.Ключевую роль в этих отношениях, как имеющих публичную природу,несомненно занимает государство; основным органом по реализации полномочий правосудия является суд. Вклад в достижение целей и задач правосудия, причем весьма весомый, вносят и другие государственные органы, способствующие ему в этом: органы прокуратуры; предварительного расследования; органы, исполняющие вступившие в законную силу приговоры и решения. Как справедливо отмечает Е.Р.
Абдрахманова, без деятельности указанных органов осуществление правосудия судом было бы невозможно практически128.Кроме того, целесообразность именно такого восприятия термина«правосудие» (в широком смысле) и не только в уголовном праве объясняется особенностями объективных закономерностей и социально-правовых связей, вскрывающихся при исследовании механизма причинения преступлениями вреда отношениям по осуществлению правосудия. Под таким углом зрения становится ясным, что нарушить нормальное функционирование системы отправления правосудия можно не только через воздействие на судей илиприсяжных заседателей, но и в результате воздействия на других лиц, являющихся участниками судопроизводства.
Причем, это могут быть не толькосоответствующие должностные лица, наделенные полномочиями по осуществлению судебной власти или уголовного преследования, но и иные процессуальные фигуры. К примеру, нанести ущерб интересам правосудия можно путем устранения свидетелей по расследуемому делу, показания которыхвыступают основными доказательствами, или путем принуждения эксперта кдаче заведомо ложного заключения и т.д.В данной связи в уголовно-правовой доктрине для характеристики«правосудия» как объекта уголовно-правовой охраны и как объекта преступ128Абдрахманова Е.Р. Уголовно-правовая охрана деятельности исправительнотрудовых учреждений.
Ульяновск, 1996. С. 33.66ления принято интерпретировать рассматриваемую категорию в широкомсмысле129. Дискуссия же по поводу этого понятия, которая сохраняется между учеными до сих пор, главным образом сводится к уточнению отдельныхдеталей его содержания, прежде всего объема130.В литературе имеется несколько различных мнений. Одно из наиболееинтересных определений правосудия дает Ю.И. Кулешов. Он трактует правосудие как группу близких между собой общественных отношений, обеспечивающих строго регламентированную законодательством деятельность суда, осуществляющего конституционное, гражданское, арбитражное, административное, уголовное судопроизводство, а также иных лиц, в этом ему содействующих131.















