Диссертация (1138808), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Уголовный кодекс РФ, допуская активную роль потерпевшего в решении вопросов уголовной ответственности, тем самым рассматривает его какучастника охранительных уголовно-правовых отношений, хотя традиционное его понимание (как императивной вертикали «государство – преступник»), как известно, такую возможность исключает80. Конечно, участие потерпевшего в этих отношениях должно быть второстепенным и ограниченным, иначе это может привести к нивелированию публичного характера отношений по привлечению преступника к уголовной ответственности со всеми вытекающими отсюда негативными последствиям.
Но сам факт участия вних потерпевшего необходимо признать.Вопрос об определении юридической сущности потерпевшего и егоправового статуса также неразрывно связан с определением его места среди80С. 184.См.: Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций. В 3 т.
Т. 1. М., 2010.45признаков состава преступления. В литературе его чаще всего включают всодержание объекта преступления. Ученые объясняют это просто: потерпевший является участником общественных отношений, охраняемых уголовнымзаконом и носителем прав и обязанностей, составляющих их содержание.Стало быть, он более близок именно объекту преступления, органично вливается в его структуру81.Вместе с тем исследователи зачастую смешивают воедино признакипотерпевшего с предметом преступления или даже рассматривают людей какразновидность предмета82, что, на наш взгляд, не совсем верно. В данном вопросе более убедительной представляется позиция ученых, считающих недопустимым отождествление указанных признаков объекта преступления.Предмет преступления и потерпевший, как справедливо отмечает И.А.
Фаргиев, разнопорядковые категории83. Это совершенно разные элементы системы охраняемых правом отношений, которые выполняют в ней различныефункции. Предмет преступления, как правило, является материальным выражением опосредуемых им общественных отношений, составляющих объект преступления, а потерпевший выступает субъектом данных отношений.Потерпевший, как правило, находится в тесной связи с предметом, обладая вотношении него определенными правами. При этом в отличие от потерпевшего предмету чаще всего не причиняется вред. Негативно воздействуя черезнего на общественные отношения и потерпевшего, преступник оставляет егов том же состоянии, в котором он был до контакта с ним.
Потерпевшему же,как и объекту преступления, вред причиняется всегда.81См.: Уголовное право России. Общая часть / под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. М.: Статут, 2009; Винокуров В.Н. Понимание непосредственного объекта преступления как социальной связи между субъектами отношений // Российский юридическийжурнал. 2012. № 1. С. 76. Крупцов А.А. Уголовно-правовой статус иностранного гражданина: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
М., 2011. С. 10.82См., например: Энциклопедия уголовного права. Т. 4 . Состав преступления / подред. В.Б. Малинина. СПб.: Изд-во проф. Малинина В.Б. СПб. ГКА, 2010. С. 195; Коржанский Н.И. Предмет преступления. Волгоград, 1988. С. 133.83См.: Фаргиев И.А. Указ. соч. С. 111.46Иное видение соотношения этих понятий и попытка постановки междуними знака равенства, думается, не только не рационально, но и может привести к существенному нарушению представления о структуре и содержанииобщественных отношений, находящихся под охраной уголовного закона; отношений, выступающих объектом конкретного преступления, а также вызвать путаницу в установлении механизма причинения им преступного вреда.Посягательство на объект преступления и потерпевшего как его структурный элемент может проявляться в объективной действительности поразному, особенно в отношении последнего: в прямом физическом воздействии на него (нанесении телесных повреждений, заражение болезнью, причинение физической боли, страданий и т.д.) и быть выраженным в конкретных последствиях; либо быть бесконтактным, например при оскорблении.Оно может выражаться в нарушении, ущемлении прав, свобод и законныхинтересов личности и тогда имеет значение правильное отображение правового статуса потерпевшего в уголовном законе.
Поэтому в законодательныхконструкциях различных преступных посягательств признаки потерпевшегомогут выражаться совершенно по-разному: через описание обстановки совершения преступления, созданной потерпевшим, обозначение последствий,ущерба, причиняемого преступным посягательством, и т.д.Анализ норм Особенной части УК РФ показывает, что чаще всего признаки потерпевшего относятся к его личности.
Они могут характеризоватьпол – женщина (ст. 118, 145 УК РФ), мужчина (ст. 133 УК РФ); возраст –несовершеннолетний (ст. 150, 151 УК РФ), новорожденный ребенок (ст. 106УК РФ), лицо, не достигшее шестнадцати лет (ст. 134 УК РФ); социальныепризнаки личности, характеризующие положение или социально-правовойстатус человека в обществе, в системе взаимоотношений с другими людьми,– государственный или общественный деятель (ст.
277 УК РФ), представитель власти (ст. 318, 319 УК РФ), прокурор (ст. 294 УК РФ), судья (ст. 295,296 УК РФ), гражданин (ст. 136 УК РФ), автор (ст. 146 УК РФ), изобретатель47(ст. 147 УК РФ), потерпевший или эксперт (ст. 309 УК РФ), военнослужащий(ст. 335, 336 УК РФ) и т.д.Признаки личности потерпевшего, встречающиеся в законодательныхконструкциях, как правило, выступают отображением объекта, поставленного под защиту уголовного закона. Виновный, посягая на личность потерпевшего или ущемляя его права, нарушает общественные отношения, охраняемые УК РФ, субъектом которых выступает последний. Причинение вреда потерпевшим, можно сказать, является способом причинения вреда общественным отношениям.
Стало быть, признаки личности потерпевшего одновременно определяют характер и степень общественной опасности соответствующих преступлений.В других случаях признаки потерпевшего в Уголовном кодексе РФ выражаются через его поведение, которое может быть правомерным, противоправным или аморальным. По месту в структуре состава преступления онивходят в содержание объективной стороны и, как справедливо отмечаетбольшинство специалистов, относятся к обстановке совершения преступления84. Правомерное поведение потерпевшего чаще всего связывается в нормах УК РФ с исполнением им должностных обязанностей (ст.
318, 319 РФ),нахождением потерпевшего при исполнении должностных обязанностей (ст.334, 336 РФ).Противоправное поведение, как правило, сводится к действиям, сопровождающимся применением насилия, издевательствами, оскорблениями ит.д. со стороны потерпевшего, которыми он создает обстановку, ставшуювпоследствии поводом для совершения преступления.
То же самое касается иаморального поведения, суть которого законодатель не раскрывает в нормахУК РФ, но придает ему тот же статус – создание обстановки (как признакаобъективной стороны), явившейся поводом совершения преступления.84См.: Фаргиев И.А. Значение признаков состава преступления, характеризующихпотерпевшего // Законность. 1998. № 5. С. 32.48Еще один вариант выражения признаков потерпевшего – это согласиена совершение преступного посягательства против него.
Данному признаку втеории уголовного права уделяют, пожалуй, наибольшее внимание, отводяособое место в конструкции составов преступлений, в институте назначениянаказания, в институте освобождения от уголовной ответственности и наказания, в институте обстоятельств, исключающих преступность деяния, ит.д.85 К сожалению, рамки настоящей работы не позволяют остановиться нанем более подробно, хотя мы считаем, что это комплексная проблема, которую нужно решать не столько в рамках представления о потерпевшем,сколько в рамках изучения категории «общественная опасность» (при анализе сущности уголовно наказуемых деяний), а также в рамках институтовосвобождения от уголовной ответственности и наказания.Единственно, на чем следует заострить здесь внимание, – это то, чтосогласию потерпевшего не должно придаваться абсолютное оправдывающеезначение в уголовном праве, поскольку в его содержании зачастую слишкомвелика доля субъективного восприятия им своего положения и объективнойдействительности вообще.















