Автореферат (1138797), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Савицкого, утверждавших амбивалентный характерроссийской культуры, и в связи с этим – российской государственности, которая сочетала, по мнению евразийцев, черты как европейских, так и азиатскихполитических форм. Критика выводила из этого «географический детерминизм», пренебрежение христианской идеей, сближающей Россию и Европу.Подобные претензии озвучивали светские либеральные авторы, к примеру,П.Н.
Милюков, и православные мыслители, например, Г.В. Флоровский, отошедший от евразийства в середине 1920-х г6.Евразийцы стремились выявить как негативные, так и позитивные стороны Октябрьской революции, что дало основание критикам обвинить их в «пробольшевистской» или же криптобольшевистской позиции, направленной напризнание и вследствие этого оправдание советского государства 7. Иные мыс-6Милюков П.Н. Третий максимализм // Вандалковская М.Г.
Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М., 1997. С. 326-327; Флоровский Г.В. Евразийский соблазн // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993. С. 251.7Вишняк М.В. Рец. на: Алексеев Н.Н. На путях к будущей России (Советский строй и его возможности) // Современные записки. 1927. № 32. С.
489-490.6лители обвиняли евразийство в «этатизме»8, многие проводили параллели между евразийской идеократией и фашизмом9.Особое внимание нужно уделить высказываниям русско-французскогоюриста и социолога Г.Д. Гурвича. Его статьи содержат собственно правовуюкритику евразийства: автор подверг сомнению воззрения Н.Н.
Алексеева иВ.Н. Ильина, сочтя их неоригинальными и крайне умозрительными10. Тем неменее, диссертант утверждает, что Г.Д. Гурвич не только отрицал некоторыевзгляды евразийцев, но и развивал ряд их тезисов. К примеру, - именованиеН.Н. Алексеевым права как сферы признания ценностей, а также суждение Л.П.Карсавина о правовом опыте как опыте коллективном.2.
Вторая группа включает труды иностранных авторов второй половиныXX в., проявлявших к евразийству преимущественно исследовательский интерес.Первым серьезным европейским исследованием о евразийстве стала монография немецкого ученого О. Бёсса (1961), фрагмент которой был опубликован в России в начале 1990-х гг.11 В данном труде справедливо подчеркиваетсято, что Н.Н. Алексеев считал неотъемлемым признаком права связь правомочияи обязанности. О. Бёсс также упоминает о стремлении евразийца заменить«объективное право» термином «установленное право», поскольку первое словосочетание обосновано благодаря нормативистскому пониманию права 12.Американский историк Н.В. Рязановский опубликовал в середине 1960-хгг.
статью, характеризующую общие признаки евразийства, включив его, прежде всего, в контекст русской общественной мысли 13.8Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.,1993. С. 302.9Гессен С.И. Евразийство // Современные записки. 1925. № 27. С. 499; Степун Ф.А. Рец. на: Евразийский временник.
Книга третья. Евразийское издательство // Современные записки. 1923. № 15. С. 404.10Гурвич Г.Д. Пророки // Дни. № 796. 23 июня 1925 г. С. 2-3; Он же. Социализм и собственность // Современные записки. Париж, 1928. № 26. С. 346-382.11Böss О. Die Lehre der Eurasier. Ein Beitrag zur russischen Ideengeschichte des 20 Jahrhunderts. Wiesbaden, 1961.12Ibid. S. 85.13Riasanovsky. N.V. The Emergence of Eurasianism // California Slavic Studies.
1967. Vol. 4. Pp. 39-72.7Впоследствии зарубежных работ на данную проблематику становилосьвсе больше. Появлялись как монографии - к примеру, труд Шт. Видеркера «Евразийское движение. Наука и политика в российской эмиграции межвоенноговремени и в постсоветской России», - так и отдельные статьи М. Байссвенгера,М.
Бэссина, Л. Люкса, М. фон Хагена, Д. Шляпентоха.Наиболее же значимой из зарубежных работ, по нашему мнению, является труд швейцарского филолога П. Серио «Структура и целостность». Авторнаметил связи между евразийством и европейским структурализмом. Пражскийлингвистический кружок, в который входили и евразийцы, по мнению автора,стал лабораторией, идейно воздействовавшей на французских ученых 14. Евразиец Р.О. Якобсон был лично знаком с антропологом К. Леви-Строссом и вдохновил того на структуралистские исследования.
Как и филологи-евразийцы,изучавшие структурные элементы языка и пытавшиеся посредством них обосновать коллективистские представления народов Евразии, структуралистыстремились к поиску базовых сходств в различных областях жизни.ОднакоевразийцевидругогопредшественникаструктурализмаФ. де Соссюра (1857—1913) разделяло, прежде всего, то, что Н.С. Трубецкой иР.О. Якобсон вовсе не считали Евразию конвенциональной конструкцией, посредством которой они бы могли обосновать свои взгляды. Она была для нихреальной «многонародной личностью», из единства которой следовала взаимосвязанность ее ипостасей – экономики, права, политики.
Подобные выводыП. Серио объяснял влиянием на евразийцев неоплатонизма, утверждавшегоособое бытие идей.Французский историк М. Ларюэль развивает взгляды П. Серио. В частности, она упоминает о неоплатонизме евразийцев, а также об их предструктуралистских позициях15. Автор связывает возникновение евразийства в т.ч. с «восточными» устремлениями русских интеллектуалов начала XX в., отраженными1415Серио П. Указ. соч. С. 32-33.Ларюэль М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи. М., 2004. С.
53, 60.8в стихах А.А. Блока и В.Я. Брюсова, хотя и заявляет о том, что нельзя рассматривать евразийство исключительно в «русском» контексте 16.Концепции П. Серио близки воззрения историка С. Глебов. Последнеговроде бы нужно отнести к группе российских ученых, писавших о евразийстве.Тем не менее, в предисловии к своей работе он выражает особую благодарностьП.
Серио, а также иным упомянутым авторам за помощь в ее написании 17, почти не упоминая об отечественных исследователях евразийства. Ориентируясь,прежде всего, на зарубежную традицию, автор констатирует преемственностьмежду евразийством и структурализмом и даже называет одну из глав своейработы «Мысля империю “структурно”: евразийская наука в поисках единства»18.Значимой для С. Глебова и многих других зарубежных авторов являетсяконстатация близости политико-правовых взглядов евразийцев к фашизму.Ученый заявляет о том, что евразийство сближает с фашизмом эстетизация политики: политика являлась для обоих течений итогом духовного опыта, «…а нерациональным отражением соотношения социальных сил»19.Таким образом, зарубежные авторы интерпретирует политико-правовыевоззрения евразийцев, прежде всего, в связи со структурализмом.
Некоторыетакже проводят параллели с политической и правовой философией фашизма,что, на наш взгляд, не совсем верно.3. Третья группа работ включает в себя советскую и российскую научнуюлитературу о евразийстве, гораздо более разнородную по содержанию, чем зарубежная.Проблематика евразийства в отечественной науке начинает обозначатьсяс конца 1970-х гг.
Историк В.В. Комин в своем труде о русских эмигрантскихдвижениях подчеркивает преемственность евразийцев «веховцам». Автор от16Там же. С. 13.Автор также благодарит М. Байссвенгера, М. Бэссина, М. Ларюэль, Шт. Видеркера и др. См.: Глебов С. Евразийство между империей и модерном: История в документах.
М., 2010. С. 10.18Там же. С. 95-121.19Там же. С. 122.179мечает и то, что евразийцы положительно оценивали систему советов как представительных органов, из-за чего их даже называли «православными большевиками». Ввиду этой амбивалентности он считает политико-правовые взгляды евразийцевпротиворечивыми,сочетающимирелигиозныеипсевдо-коммунистические начала, ввиду чего «надуманное бесперспективное евразийство [и] нашло свое место на кладбище идей, рожденных антисоветской эмиграцией в пореволюционный период»20.В схожем ключе описывает евразийство Г.Ф.
Барихновский, полагающий,что евразийство стремилось заменить партию коммунистов иной, носящей имя«Отбор»21. Видимо, к этому выводу автор приходит, своеобразно интерпретировав стремление евразийцев сменить главенство ВКП(б) идеократическим отбором.Одними из первых серьезных исследований политического евразийствастали работы историка права и государства И.А. Исаева22.
То, что для упомянутых советских авторов являлось предметом насмешек, вызвало у ученого несомненный академический интерес. Так, И.А. Исаев включал политическое евразийство в контекст «политико-правовых утопий», указывая на то, что характеридеократического отбора, его «…подчеркнутый формализм и замкнутость исключительнонапринципе(аненаконкретномсодержанииидеи-правительницы)…» обеспечивали условия для утопического конструирования23.Публикация трудов Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого в России в1990 гг.
привела к появлению множества текстов, в которых анализируетсяпроблематика евразийства. В данном контексте следует выделить философские,культурологические, социально-экономические, исторические труды С.С. Аве20Комин В.В. Политический и идейный крах русской мелкобуржуазной контрреволюции за рубежом.
Калинин,1977. С. 105.21Барихновский Г.Ф. Идейно-политический крах белоэмиграции и разгром внутренней контрреволюции. 19211924 гг. Л., 1978. С. 152.22Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России: Конец ХIХ - нач. ХХ в. М., 1991. С. 203-233; Он же. Утописты или провидцы? // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.
С. 3-26.23Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. С. 226.10ринцева, А.В. Антощенко, В.Ю. Быстрюкова, М.Г. Вандалковской, А.Г. Гачевой, А.Н. Дмитриева, О.А. Казниной, Ю.В. Колесниченко,В. Я. Пащенко,С.В. Селиверстова, А.В. Соболева, Б.Е.















