Диссертация (1138264), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Проведена компьютерная имитация разработанной и оцененной модели приразличных параметрах правил монетарной политики. Набор коэффициентоввправилахмонетарнойполитики,максимизирующийожидаемоеблагосостояние домашних хозяйств, требует значительного усиленияреакции ставки процента на разрывы выпуска, и инфляции, и при этомнезначительного уменьшения показателя гибкости валютного курса посравнению с оцененными для периода 2001-2012 гг.
значениями. Заснижение дисперсии переменных, влияющих на полезность домашнегохозяйства, придется заплатить значительным ростом дисперсии валютногокурса.Минимизацияфункциипотерь,зависящейотдисперсиипотребления, инфляции и валютного курса, позволяет добиться сниженияобщего уровня дисперсий данных переменных приблизительно на 20% посравнению с моделью с оцененными коэффициентами. Для этогонеобходимо усилить реакцию ставки процента на инфляцию, одновременнозначительно снизив гибкость валютного курса.
Приведенная ценностьэффекта от оптимизации правил монетарной политики эквивалентнаединовременному увеличению годового потребления на 5%.5. Продемонстрировано, что оптимальный параметр гибкости валютного курсв обеих оптимизационных процедурах оказывается ниже оцененногозначения данного коэффициента для периода после 2008 г. В рамкахрежима свободного плавания это означает, что Банк России долженмаксимально широко пользоваться доступными инструментами сниженияволатильности валютного курса, в которые входят валютное репо,валютный своп, прямые продажи международных резервов в периодсильных шоков.
Для того чтобы добиться оптимальной корректировкиоцененного механизма трансмиссии шоков в экономике России такжетребуется систематическая реакция официальной ставки на динамикувалютного курса.15Структура исследованияДиссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения,приложений и списка литературы из 124 наименований. Общий объем работы 134страниц основного текста и 24 страницы приложений.В главе 1 приведен обзор существующих DSGE моделей российскойэкономики, а также строится собственная модель, подходящая для Байесовскойоценки и поиска ответа на вопрос об оптимальных правилах монетарнойполитики. В главе 2 теоретическая модель, рассмотренная в главе 1, соотносится сроссийскими данными за 2001-2012 гг., что предполагает калибровку иБайесовскую оценку параметров модели.
Производится выбор лучшей с точкизрения описания российских данных комбинации правил монетарной политики. Вглаве 3 на основе критериев ожидаемого благосостояния домашних хозяйств ифункции потерь ЦБ проведена оптимизация коэффициентов в правиле Тэйлора иправиле корректировки валютного курса.Степень достоверности и апробация результатов исследованияПроведенный анализ оптимальных правил монетарной политики базируетсянасильнойэконометрическойпредставленнойэкономическихврядеинтерпретацииработ,журналах.DSGEопубликованныхНеобходимымэлементомвмоделей,ведущиханализашироконаучныхрезультатовБайесовской оценки и оптимизации коэффициентов в правилах монетарнойполитики является анализ чувствительности результатов к изменению базовыхпредпосылокрасчетов,которыйсвидетельствуеторелевантностиидостоверности полученных результатов.Основные положения и результаты диссертационного исследования былипредставлены автором на следующих конференциях и научных семинарах:1. Заседание Ученого совета ИЭПП, Москва, 6 июня 2013 г.2.
International ScientificConferencefor Doctoral Studentsand YoungResearchers, EDAMBA 2013, Братислава, Словакия, 14 ноября 2013 г.163. XVI Апрельская международная научная конференция «Модернизацияэкономики и общества», Москва, 7-10 апреля 2015 г.4. Научный семинар Банка России, Москва, 28 мая 2015 г.5. Семинар НУЛ Макроэкономического анализа, Москва, 30 сентября 2015 г.17Глава 1 Динамическая стохастическая модель общего равновесия с двумяправилами монетарной политикиВ данной главе приведен обзор существующих DSGE моделей российскойэкономики, а также строится собственная модель, подходящая для Байесовскойоценки, а также поиска ответа на вопрос об оптимальных правилах монетарнойполитики.В параграфе 1.1 рассматриваются особенности уже разработанных DSGEмоделей российской экономики, обсуждается механизм распространения шоковцен на нефть, а также правила монетарной политики Банка России.В параграфе 1.2 приведена разработанная DSGE модель малой открытойэкономики с двумя правилами монетарной политики.Результаты первой главы изложены в работах Шульгин (2014а, 2015).1.1Динамические стохастические модели общего равновесия,разработанные для анализа экономики РоссииВ теории открытой макроэкономики имеется два важных вывода, следующихиз моделей с жесткими ценами Мандела, Флеминга, Дорнбуша (Mundell, 1963Fleming, 1962, Dornbusch, 1976).
Согласно первому выводу при наличиижесткостей, мешающих мгновенной подстройке цен и/или заработных плат кравновесию, плавающий валютный курс является оптимальным валютнымрежимом, так как он обеспечивает рост цен / снижение заработной платы,необходимых для поддержания полной занятости в условиях негативныхвнешних шоков.
Данный вывод подтверждается на широком классе кейнсианскихмоделей25. Второй вывод связан с концепцией трилеммы открытой экономики(Obstfeld et al., 2005). В рамках данной концепции при отсутствии ограничений наперемещениекапиталамежду странами,т.е.вусловиях совершенногофинансового рынка, страна не может осуществлять независимую денежнокредитнуюполитикуиустанавливатьпроизвольныйодновременно.25См. Obstfeld, Rogoff (1995), Lane (2001), Cespedes, Chang, Velasco (2004) и др.18валютныйкурсОба теоретических вывода слабо соответствуют эмпирическим фактам,известным из практики развивающихся стран.
Во-первых, многие страныпродолжают использовать промежуточный валютный режим, считая, чтосвободное плавание не является оптимальным режимом, так как значительныеколебания валютного курса плохо сказываются на результативности монетарнойполитики (концепция боязни плавания Calvo, Reinhart, 2002)26. Во-вторых, многиестраны, не имея никаких ограничений на международные потоки капитала,используютинструментывалютнойиденежно-кредитнойполитикиодновременно (на различных этапах это было справедливо, например, дляАргентины, Гватемалы, Перу, Чили, Индии, Китая, России и др.
стран).Теоретическаяконструкция,соответствующаяэмпирическимфактам,связана с моделированием эндогенной премии за риск, зависящей, например, отсоотношения внешний долг/ВВП27. Подстройка премии за риск к показателяммонетарной политики является несовершенством рынка капитала, которое даетЦБ дополнительную степень свободы. При любых значениях ставок процента,валютного курса, а также их ожидаемой будущей динамики, за счетмеждународного перетока капитала установится равновесная эндогенная премияза риск. Это позволяет при необходимости вводить в модель два правиламонетарной политики, как это было сделано, например, в работах (Escudé, 2007,2013) при анализе оптимальной монетарной политики Аргентины.
В работе(Escudé, 2013) показано, что оптимизация параметров двух независимых правилмонетарной политики позволяет увеличить ожидаемую полезность домашниххозяйств по сравнению с использованием любого одного из двух правил. Этоозначает, что инструменты валютной и денежно-кредитной политики имеюторигинальныемеханизмыденежнойтрансмиссии,позволяющиесделатьстабилизационную политику более качественной.В диссертационном исследовании, как и в ряде аналогичных работ, даннаятеоретическая конструкция интегрирована в DSGE модель малой открытой26Полного консенсуса относительно перспектив выживания промежуточных валютных режимов в условияхзначительной волатильности финансовых рынков в литературе нет (Eichengreen, 1994; Fisher, 2001) с однойстороны, и (Levy-Yeyati, Sturzenegger, 2005; Williamson, 2006) – с другой стороны).27См. Curdia, Finocchiaro (2005), Adolfson et al.
(2007), Lubik (2007), Linde et al. (2009), Benigno (2001) и др.19экономики со значительной зависимостью от экспорта биржевых товаров.Существует несколько работ, посвященных построению DSGE моделей дляанализа российского бизнес-цикла. Авторы всех работ, прежде всего, делают упорна зависимость экономики России от флуктуаций цен на нефть: Sosunov, Zamulin(2007), и вслед за ними Konorev (2011), а также Малаховская, Минабутдинов(2013) и Полбин (2014) вводят доходы от экспорта нефти как чистую рентудомашних хозяйств. В работах (Semko, 2013, Полбин, 2013) вводитсятрехсекторная структура экономики, в рамках которой моделируется секторпроизводства нефти и газа (сектор commodities), функционирующий в условияхсовершенной конкуренции на мировом рынке нефти.Разработанные DSGE модели довольно сильно отличаются друг от друга поструктуре, набору номинальных и реальных жесткостей, но, возможно,наибольший разброс в работах касается правил монетарной политики БанкаРоссии.
Все работы используют простые правила монетарной политики: две изтрех работ, в которых проводится байесовская оценка DSGE модели, опираютсяна правило Тэйлора с авторегрессионной компонентой и валютным курсом(Semko, 2013, Малаховская, Минабутдинов, 2013, Malakhovskaya, Minabutdinov,2014). Semko (2013) добавляет в правило цены на нефть, доказывая, что дляснижения общественных потерь ставка процента должна реагировать на данныйпоказатель. Полбин (2013, 2014) для минимизации искажений, появляющихся вмодели от неправильной спецификации правила монетарной политики, вместоправила монетарной политики использует процесс случайного блужданиявалютного курса.















