Автореферат (1137965), страница 3
Текст из файла (страница 3)
потребление, инвестиции и цены мгновенно приспосабливаются к новым условиям. В этомотношении определяющую роль играют предпосылки о ценовой гибкости и высокой развитостифинансовых рынков. Если финансовые рынки обладают полнотой, то потребление вообще нереагирует на непредвиденное изменение внешних условий. В случае неполных финансовыхрынков и совершенной международной мобильности в ответ на шок возникает одномоментный иперманентный сдвиг потребления.Другой важной чертой классических моделей является свойство нейтральности по отношениюк денежно-кредитной политике.Наконец, поскольку в этих моделях предполагается отсутствие асимметричности впотребительских предпочтениях для разных стран,реальный обменный курс должен бытьтождественно равен единице.Далее рассматриваются динамические модели классической экономики, авторы которыхисследуют свойства экономического равновесия в различных условиях: издержки внедренияинвестиций,асимметричныеилинесепарабельныепредпочтения,товарыдлительногопользования и другие.
В обзоре особое внимание уделяется моделям с неторгуемыемыми навнешних рынках благами, поскольку в них заложена возможность изменения реального обменногокурса в ответ на изменение условий торговли. Важный для дальнейшего анализа пример этогоподхода представляет имитационная модель российской экономики Сосунова-Замулина2. Авторыпредлагают классическую модель малой экономики с совершенной мобильностью капитала и1См., например, W. Buiter (1981), “Time preference and international lending and borrowing in an overlappinggeneration model”, Journal of Political Economy 89, L. Svensson and A.Razin (1983), “The terms of trade and thecurrent account: the Harberger-Laursen-Metzler effect”, Journal of Political Economy 91.2K. Sosunov, O.
Zamulin (2006) “Can Oil Prices Explain the Real Appreciation of the Russian Ruble in 1998–2005?”- 10 -неторгуемыми благами, которая объясняет укрепление реального курса рубля в период ростамировых цен на энергоносители. С помощью модели, однако, не удается объяснить резкоеснижение реального обменного курса в период кризиса 1998г.Исходя из этого, вдиссертационной работе делается вывод, что только лишь учет неторгуемых благ являетсянедостаточным условием для объяснения происходивших в российской экономике процессов.Далее рассматривается другой важный класс моделей открытой экономики, именуемых влитературе новой открытой макроэкономикой.
В этих моделях ослаблена предпосылка о ценовойгибкости. Так, в основополагающей модели Redux Обстфельда-Рогоффа введена предпосылка ободнопериодной ценовой жесткости. Это приводит к принципиально новым явлениям: денежнокредитная политика перестает быть нейтральной и возникает значимое различие междусреднесрочным и долгосрочным равновесием3. В зависимости от формы жесткости ценпотребление может меняться не только в момент шока, но и в среднесрочной перспективе,стремясь к своему долгосрочному уровню.
Если дополнить базовый вариант моделиасимметричными предпочтениями, то с помощью заложенного механизма можно описать резкоеснижение реального обменного курса в условиях неожиданной девальвации номинального курсанациональной валюты. На основании этого делается вывод о принципиальной применимостимоделей этого класса для описания поведения реального обменного курса рубля.Ввиду существенных методологических трудностей построения калиброванных моделей сценовой негибкостью, в диссертационной работе предлагается изучить альтернативный механизмсильных движений реального курса.
Этот подход связан с ослаблением предпосылки осовершенной мобильности капитала.Эмпирическое свидетельство о том, что финансовые рынки не только не полны, но, повидимому, не характеризуются совершенной мобильностью капитала, состоит в том, что, какпоказано в целом ряде исследований 4 , принцип непокрытого паритета процентных ставоквыполняется далеко не всегда. В литературе данное явление, «загадка предсказуемой избыточнойдоходности», связывается, как правило, с тем, что инвестиции в иностранную валюту не могутсчитаться безрисковой альтернативой вложениям в национальную валюту из-за непредсказуемыхколебаний валютного курса.Хотя строгий анализ должен основываться на некотороймодели формированиямеждународного финансового портфеля, развитие детальной теории не входит в задачидиссертационного исследования.Предлагается строить анализ нафеноменологическомпринципе ограниченной эластичности движения капитала по диспаритету доходностей.Предполагается, что приток средств на отечественный финансовый рынок пропорционален спрэдупо гарантированным процентным ставкам внутри страны и за рубежом.
То обстоятельство, что3Этот вывод находит подтверждение в эмпирических исследованиях, посвященных воздействию денежнокредитной политики. См., например, L. Christiano, M. Eichenbaum, C. Evans (1998) “Monetary policy shocks:what have we learned and to what end?”4См., например, K. Lewis (1994) “Puzzles in international financial markets”; Е.Т. Гурвич, В.Н.Соколов,А.В.Улюкаев (2009) "Анализ связи между курсовой политикой ЦБ и покрытыми ставками: непокрытый ипокрытый паритет", ЖНЭА- 11 -положительный спрэд обуславливает лишь ограниченный приток средств, может быть объясненотем, что рассматриваемые инструменты не являются совершенными субститутами из-за рискаколебания обменного курса. С этой точки зрения, принцип отсутствия арбитража не нарушается.По-видимому, понятие об ограниченной эластичности движения капитала представляет собойполезный инструмент анализа процессов в экономике с недостаточно развитой финансовойструктурой.В диссертационной работе величина эластичности рассматривается в качествесущественного параметра, показывающего, насколько данная экономика близка к случаюсовершенной мобильности.
При этом, вообще говоря, низкая эластичность не сводится котсутствию движения капитала. Предполагается лишь слабое влияние диспаритета доходностейна приток средств, тогда как потоки капитала могут быть подвержены сильным колебаниям из-задействия других факторов.Исходя из результатов предварительного анализа, в диссертационной работе формулируетсямодель малой открытой экономики. Модель исходит из микрооснований оптимизационногоповедения потребителей и фирм и представляет собой динамическую модель общего равновесия сгибкими ценами. Предпосылки, лежащие в основе модели, отражают, по мнению автора,характерные особенности российской экономики.Во-первых,представление российской экономики с помощью модели малой экономикикажется допустимым, т.к., с точки зрения формального анализа, экономику можно считать малой,если происходящие внутри этой экономики процессы не оказывают значимого влияния намировые процентные ставки.
Условие малого влияния на международные финансовые рынкиможно считать выполненным в силу базовой предпосылки низкой эластичности движениякапитала по диспаритету процентных ставок.Во-вторых, экспорт рассматривается в качестве экзогенной величины.
Основание для этоговидитсявтом,чтосущественнуюдолюроссийскогоэкспортасоставляетэкспортэнергоносителей, мировые цены на которые чрезвычайно подвижны и плохо предсказуемы.В-третьих, используется предпосылка о низкой эластичности движения капитала подиспаритету ставок. Данная предпосылка выступает в качестве существенного условия,объясняющего наблюдаемы сильные движения реального обменного курса.После формального представления модели, демонстрируется, чтоограниченной эластичности лежит в основе механизмапредпосылка обвзаимодействия между реальнымипеременными, в первую очередь, реальным обменным курсом, и переменными денежнокредитной и валютной политики, в первую очередь, денежной массы и валютных резервов.
В этихцелях проводится анализ качественных отличий в реакцииреального сектора экономики наэкзогенные шоки экспорта и притока капитала в зависимости от величины эластичности движениякапитала по диспаритету процентных ставок. В рамках формального анализа показано, что, чемниже эластичность, тем больший долгосрочный отклик испытывают реальные переменные(реальный обменный курс, выпуск, занятость).- 12 -Переходный процесс к долгосрочному равновесию зависит от характера денежно-кредитной ивалютной политики. На этом основании делается вывод, что, чем ниже эластичность движениякапитала, тем большим рычагом для воздействия на реальный сектор экономики располагает ЦБв среднесрочной перспективе. При этом должна иметь место следующая качественнаязакономерность: чем активнее ЦБ влияет на реальный обменный курс, тем большая инфляциявозникает в экономике.Можно сформулировать гипотезу о том, что проанализированное своеобразие экономики снизкой эластичностью движения капитала может иметь прямое отношения к инфляционномумеханизмувроссийскойэкономике.Даннаягипотезаобосновываетсяследующимисоображениями.
На протяжении ряда лет экономика России переживала бурный рост экспорта. Вэтих условиях долгосрочный равновесный уровень реального курса должен вырасти. Переход кдолгосрочному равновесию протекает тем медленнее, чем активней ЦБ таргетирует номинальныйобменный курс. Следствием таргетирования валютного курса должна являться относительновысокая инфляция, сопровождающая подобную политику.Для проверки данной гипотезы рассматривается упрощенная версия сформулированнойтеоретическоймоделисограниченнойэластичностьюдвижениякапитала.Во-первых,используется теоретическое условие низкой эластичности движения капитала, что позволяеттрактовать движение капитала в качестве экзогенной переменной.
С содержательной точки зренияданное условие предполагает, что главными факторами, воздействующими на движение капитала,являются внешние по отношению к рассматриваемой системе переменные, такие, например, каксостояние инвестиционного климата внутри страны, международных финансовых рынков. Вовторых, используется теоретическое условие низкой эластичности предложения труда по зарплате,что позволяет трактовать переменную выпуска в качестве экзогенного параметра. В этих условияв общей системе уравнений можно формально выделить замкнутую подсистему уравнений.
Этуподсистему составляют уравнение для импорта, уравнение платежного баланса, уравнениеденежного рынка, уравнения связи между изменением резервов и денежной массой и условияединой цены.Предлагается рассматривать сформулированные уравнения в качестве основы дляпостроения имитационной модели российской экономики. В качестве эндогенных переменныхвыступают следующие переменные: темп инфляции, реальный обменный курс, объем импорта,денежная масса, золотовалютные резервы. Экзогенные переменные модели представляют объемэкспорта, чистого притока частного капитала, номинальный обменный курс и выпуск.Обосновываетсяспецифическаяпроцедуралоглинеаризациисформулированныхнелинейных уравнений. Поскольку обычно применяемое представление логлинейных отклоненийпеременныхотносительнонекотороговыделенногосостояниячреватосущественнымиискажениями в связи с большими масштабами изменения некоторых переменных, предлагаетсяальтернативный способ представления.
Состояние системы в текущем периоде логлинеаризуется- 13 -относительно ее состояния в предыдущий период. В результате можно получить системурекуррентных соотношений, связывающих состояние в периоде t с состоянием в периоде t-1.Далее модель калибруется. Единственный калибруемая величина представляет собойпараметр потребительских предпочтений. Теоретически этот параметр соответствует долеотечественных товаров в потребительской корзине, с одной стороны, и обращенной эластичностиимпорта по реальному обменному курсу, с другой стороны. Значение параметра выбирается,исходя из оценок соответствующих величин для российской экономики.Траекторииэндогенныхпеременных,генерируемыемоделью,сопоставляютсясфактическими траекториями этих переменных.















