Диссертация (1137962), страница 4
Текст из файла (страница 4)
В то же времясовместное проживание может ущемлять частное пространство инезависимость (Burch and Matthews, 1987; Karlsson and Borell, 2002).Таким образом, домохозяйство можно определить как рациональногоэкономическогоагента,взвешивающеговыгодыииздержкиотсовместного проживания в домохозяйстве. Изменения экономическихусловий, вероятно, влияют на решения о совместном проживании ипобуждают агентов действовать.Далее мы формализуем процесс принятия решения в домохозяйстве,котороесталкиваетсяснепредвиденнымснижениемуровняблагосостояния.
Это позволит лучше понять, почему изменение структурыдомохозяйстваможетбытьоднойизвозможныхстратегийпо23преодолениюсформулироватьмакроэкономическогопредсказанияшока,дляатакжедальнейшегопозволитэмпирическогоисследования. Мы формулируем простую теоретическую модель, котораяописывает, как индивиды справляются с шоками, используя преимуществаэкономии на масштабе и специализации на домашнем труде внутридомохозяйства.Модель,посути,являетсяальтруистическойипредполагает, что решение является индивидуальным, либо принимаетсяодним членом домохозяйства за всех исходя из его предпочтений ифункцииполезности.Выборвпользуиндивидуальныхрешенийобусловлен сложностью теоретического моделирования коллективныхрешений в домохозяйстве.
Модель также предполагает, что индивидыобладают полнотой информации, что позволяет им оценить выгоды ииздержки выбора той или иной альтернативы.Предположим, что индивид потребляет как рыночные, так исозданные в домашнем хозяйстве блага. Блага, созданные в домашнемхозяйстве, могут быть произведены более эффективно двумя или болееиндивидами. Два и более индивида при общем бюджете могут достигатьбольшего индивидуального потребления за счет экономии на масштабе испециализациинадомашнемтрудеврезультатесовместногоиспользования общественных благ в домохозяйстве.
Каждый индивидценит свое частное пространство и независимость, причем существует24обратная зависимость между частным пространством и долей доходаиндивида в общем бюджете домохозяйства.Таким образом, полезность индивида представлена в виде дваждыдифференцируемой функции от потребляемых благ (С), частногопространства(R)ииндивидуальныхпредпочтенийотносительносовместного проживания (X):U U (C ( s ), R ( s ), X );U c 0; U cc 0U r 0; U rr 0Cs 0; Rs 0s [0,1](1)где s - параметр, определяющий долю индивидуального дохода вобщем бюджете домохозяйства.Индивид максимизирует свою полезность в условиях бюджетногоограничения. Возрастающая, строго вогнутая функция полезности даетнеобходимые и достаточные условия максимума задачи:max U (C , R, X )C ,Rs.t.C ( w, s ); ( w,0) w, ( w,1) w(2)где w-индивидуальный доход;Задано также условие преобразования доходовв расходы (Ω): сростом доли дохода в бюджете домохозяйства растет индивидуальное25потребление за счет того, что каждый член домохозяйства имеетвозможность пользоваться преимуществами совместного проживания.Если индивид испытывает негативный шок, связанный со снижениемдохода с w до wL, его потребление падает, в результате:UUC(wL , s) R(3)Новое равновесие достигается за счет роста удельного веса доходаиндивида в общем бюджете домохозяйства, что приводит к потере его 2U0частного пространства, посколькуC 2Рост удельного веса дохода индивида в общем бюджете означаетболее интенсивное использование преимуществ экономии на масштабе.Однако это не обязательно должно привести к объединению.
Например,молодыеродителимогутпопроситьсвоихпожилыхродителейприсматривать за ребенком, вместо того, чтобы отправлять его в детскийсад,проживаяприэтомотдельноотпожилых родителей.Мыпредполагаем, что наибольшая отдача от экономии на масштабе возникаетв случае, когда индивиды принимают решение объединиться.Пусть существует ненаблюдаемая величина s* - это некотороепороговое значение параметра s, достижение которого заставляетиндивидов съезжаться друг с другом. Из уравнения (1) можно заключить,что s* зависит от характеристик домохозяйства и индивидуальных26характеристик.
Предположим, что ненаблюдаемая функция может бытьаппроксимирована линейной комбинацией переменных X:s* X гдеX-вектор(4)экзогенныххарактеристикиндивида.Тогда,взависимости от значений s*, мы наблюдаем ex-post решение индивида отом, съезжаться или не съезжаться. В этом случае наблюдаемый выборсостояния индивида (M) будет принимать только два значения:*M=1 (объединение с другими индивидами), если s 0 ;*M=0 (проживание отдельно), если s 0 ;Если ошибки ε независимо и одинаково распределены (iid), а такженормально распределены, то вероятность того, что индивид приметрешение M=1, может быть оценена с помощью пробит-модели.Исходя из предположения модели можно ожидать, что мужчиныболее вероятно будут объединяться с домохозяйствами, состоящими изженщин; а домохозяйства с детьми – со взрослыми индивидами без детей.Вовсехперечисленныхспециализироватьсянаслучаяхсвоихкаждаяконкурентныхсторонаможетпреимуществахииспользовать свой человеческий капитал более интенсивно.
Например, вслучае брака, жена может специализироваться на домашнем производствеблаг и услуг, тогда как муж может быть занят построением карьеры. Впримерах с детьми, объединение со взрослыми индивидами позволит27родителям реализовать свой человеческий капитал на рынке труда,переложив заботу о детях на других членов домохозяйства.Выгоды в виде совместного использования общественных благтакже могут быть факторами создания перечисленных выше видовдомохозяйств. Например, если расходы на жилье являются общественнымблагом, то объединение в более крупные домохозяйства, очевидно, будетвыгодно для всех членов.
Объединение домохозяйств, содержащих детей,в более крупные также дает преимущества в виде совместного бременирасходов на воспитание детей, которое распределяется между всемичленамидомохозяйства.Такжеможноожидать,чтобезработныеиндивиды будут объединяться с домохозяйствами, содержащими занятыхчленов семьи. Тем самым домохозяйство будет объединять рискиотсутствия дохода и страховать друг друга.Риск образованияперенаселенностиконфликтующих предпочтений вограничиваетположительныйэффект,условияхснижаявероятность объединения в очень крупные домохозяйства.Таким образом, преимущества совместного проживания будутзависеть от взаимодополняемости и взаимозаменяемости индивидуальныххарактеристик членов домохозяйств.
Эти предсказания предоставляютбазу для эмпирического исследования.28В следующем параграфе приводится обзор основных эмпирическихисследований по разным странам, посвященных анализу взаимосвязиэкономических факторов и трансформации структуры домохозяйств.1.3 Эмпирические исследования влияния макроэкономическихшоков на изменения структуры домохозяйстваОбзор эмпирических исследованийОписательныеэмпирическиеисследованияпоказывают,чтомакроэкономические процессы связаны с трансформацией отношений вдомохозяйстве.Исследуяфеноменростадолипожилыхлюдей,проживающих отдельно от своих детей в США в период 1940-1990 гг.,К.Макгарри и Р.Шони пришли к выводу, что экономический рост в 20 векесыгралключевуюрольвсозданииданнойтенденции.Авторыпредполагают, рост доступных ресурсов способствовал самостоятельномупроживанию пожилых людей (McGarry and Schoeni, 2000).
Л.Микита иС.Макарти, исследуя поведение американских домохозяйств по даннымобследований экономического положения населения за 2008 и 2010 годы,зафиксировали рост доли сложных9 домохозяйств после рецессии 2007года и обнаружили корреляцию роста сложных домохозяйств с началомрецессии. Наибольшее распространение сложные домохозяйства получилисреди малообразованных и бедных групп населения (Mykyta andMacartney, 2011).9Л.Микита и С.Макарти определяют усложнение домохозяйств как объединение совзрослым индивидом, который не является главой домохозяйства, супругом илиромантическим партнером главы домохозяйства29На настоящий момент получены доказательства того, что негативныеизменениянарынкетруда,сопровождающиесяростомуровнябезработицы и цен на жилье, падением реальных заработных плат,повышают вероятность совместного проживания с родителями, знакомымии друзьями для США, ряда стран Европы (Италии, Испании, Греции иПортугалии Франции и Германии) и некоторых развивающихся стран(Индии, Индонезии, Никарагуа).Исследуя феномен детей-бумерангов10 по данным панельногообследования, позволяющего сопоставить ежемесячные изменения всоставе семьи с изменениями на рынке труда, которые испыталималообразованные молодые люди в США, Г.Каплан пришел к выводу, чтопотеря работы увеличивает риск возвращения в родительскую семью на64% для мужчин и на 71% для женщин.
Г.Каплан предположил, чтовозможность возвращения в родительский дом является способомстрахования малообразованных молодых людей от рисков на рынке труда(Kaplan, 2009, 2010).Дж.Мацудария исследовалвзаимосвязь между прогрессирующимростом доли взрослых молодых людей, совместно проживающих сродителями, и макроэкономическими показателями в США. Используяданные переписей и обследования доходов американских домохозяйств за10Молодые люди, которые вынуждены были вернуться в родительский дом послепериода самостоятельного проживания301960-2007 гг., Дж.Мацудария показал, что негативные изменения на рынкетруда увеличивают вероятность совместного проживания молодых людейс родителями. Результаты его исследования также говорят о том, чторешение об изменении структуры семьи зависит от индивидуальныххарактеристик.
В частности, большая часть изменений среди мужчинможет быть объяснена экономическими факторами, в то время как дляженщин существование этого эффекта не подтверждается. Эффектразличается также по возрасту: если для мужчин в возрасте 19-24 года 74%всех изменений объяснялись макроэкономическими факторами, то ввозрасте 25-34 года доля совместно проживающих молодых людей былабы гораздо выше, если была бы спровоцирована только экономическимиизменениями (Matsudaira, 2010).Э.Ваймерспоказала,чтопотеряработыоднимизчленовдомохозяйства в два раза увеличивает вероятность роста его размера засчет объединения со взрослыми индивидами. Автор объясняет это тем, чтообъединение в более крупные домохозяйства, является одним из способовадаптации и позволяет безработным членам семьи справиться с потерейработы (Weimers, 2011).















