Диссертация (1101595), страница 46
Текст из файла (страница 46)
Даже нерешительныйв интерпретации некоторых критиков Гамлет на протяжении действиясовершает ряд волевых поступков. Кроме того, и в жанре комедии, ккоторому тяготеет драматическая сказка, для развития событий требуетсяактивный герой (например, Оргон или Журден в комедиях Мольера при всейсвоей бестолковости достаточно активно действуют).Отметим, что персонажи волшебных сказок, в особенности народных,как правило, характеризуются не внутренними противоречиями илидушевными терзаниями, а активными действиями.598Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд-во восточной литературы,1958.
С. 14.599Там же. С. 14.234Поэтому и протагонисты русской сказочной драматургии 1930-50-х гг.,безусловно, прежде всего отличаются активной жизненной позицией, волей ирешительностью в борьбе за свои цели и идеалы. Тем более ценным являетсято, что в этот период в драматических сказках Е.Л. Шварца появляются героинового типа, у которых, наряду с цельностью и другими атрибутамитрадиционных персонажей, присутствует внутренний драматизм, рефлексия,глубина характеров. Разумеется, появление этих характеров было связано суглублением и новизной драматических конфликтов в соответствующихпроизведениях.Таким образом, как и определяется законами драмы со временАристотеля, конфликт и герой в русской драматической сказке 1930-50-х гг.тесносвязаныпротагонистамивзаимнодраматическойобусловлены.сказкиВприсущибольшинствечерты,случаевзнакомыепотрадиционной волшебной сказке: активность, цельность, решительность.Такие герои, как правило, действуют в условиях конфликтов традиционноготипа – казуальных: морально-этических, семейных, социальных.
Однако внекоторых произведениях Е.Л. Шварца, в основе которых лежат конфликтынового типа – субстанциальные (основанные на столкновении различныхмировоззрений, а также внутренние, психологические), действуют и героинового склада, отмеченные более глубоким психологизмом, внутреннимдраматизмом и рефлексией.Сказочные пьесы рассматриваемого периода, написанные, как правило,талантливыми и опытными драматургами, с нацеленностью на театральныепостановки, подчинены законам драмы и используют конфликты разныхуровней и типов. Система конфликтов в драматических произведениях можетбыть достаточно сложной и разнообразной. В литературоведении до сих порне разработана универсальная типология драматических конфликтов, и уряда исследователей даже нет полной уверенности в том, что создание235полной и четкой классификации различных типов конфликтов возможно.
Внастоящей главе мы предложили классифицировать типы конфликтов,лежащихвосноведраматическихсказок.Заосновубыливзятытеоретические положения из трудов Г.Э. Лессинга, Г.В.Ф. Гегеля, В.Я.Проппа, В.Е. Хализева, А.Г. Коваленко, И.Н. Чистюхина, Н.И. Фадеевой,С.А. Патапенко, Е.Ф. Гилёвой и др.Важными источниками драматизма в пьесах закономерно являютсятрадиционныесказочныеконфликты,типичныедлянародныхилилитературных сказок.
Это, прежде всего, социальные и семейные конфликты,конфликты,заключающиесявстолкновениичеловекасосверхъестественными силами, и более универсальные морально-этическиеконфликты. В лучших из рассматриваемых произведений трактовкатрадиционных сказочных конфликтов обогащена разработкой драматическихмотивировок и психологической достоверностью в изображении отношениймежду героями. Также в пьесах усилено социальное звучание, что можнообъяснить требованиями времени.Одним из следствий обращения авторов к литературным сказкам как кисточникам сюжетов явилось использование ими в пьесах романтическихколлизий,вкоторыхгеройпротивостоиткосномуобывательскомуокружению. Однако следует отметить, что, например, в ключевых пьесахЕ.Л.Шварца«Тень»и«Дракон»протагонисты,вовлеченныевромантические конфликты с окружающей их действительностью, по мереразвития сюжета стремятся преодолеть разрыв с обществом и готовы кдеятельности в реальности.Важное место в русской сказочной драматургии 1930-50-х гг.
занимаютсоциальные конфликты. Уже в фольклорных сказках, отражавших народныйбыт, социальные коллизии находили широкое воплощение. А в русскихдраматическихсказкахрассматриваемогопериодаиспользуютсякактрадиционные сказочные, так и социальные конфликты нового типа,236заключающиеся в борьбе главного героя (порой – группы главныхдействующих лиц – коллективного протагониста) не с отдельнымантагонистом-вредителем, а с несправедливой общественной системой или сзавоевателями и угнетателями. Целью этой борьбы зачастую является незащитапротагонистомлишьсобственныхинтересовидостижениеиндивидуальной выгоды, а восстановление справедливости. Этот типконфликтавоплощен по-разному в произведениях различных авторов.Например, в пьесах Т.Г.
Габбе, а также в авторских инсценировках Ю.К.Олеши, А.Н. Толстого и В.А. Каверина конфликт носит преходящий характери не связан с внутренними противоречиями в душах протагонистов ицентральных персонажей. В зрелых же пьесах Е.Л. Шварца «Тень» и«Дракон»центральныйконфликтпротагонистаснесправедливымобщественным устройством не только вызывает внутреннюю борьбу в душахглавныхгероев, но и оказывается субстанциальным и не находитокончательного разрешения в финалах произведений.В русской сказочной драматургии 1930-50-х гг., а именно в зрелых пьесахЕ.Л.
Шварца, появляются конфликты, присущие «новой драме» конца XIX –начала ХХ в., и выражающиеся во внутренней борьбе, происходящей вдушах героев. Это усиливает драматизм произведений, их психологическое ифилософское содержание.Конфликт и герой в русской драматической сказке 1930-50-х гг. тесносвязаны и взаимно обусловлены. Особенно важно это обстоятельство привзгляде на художественные открытия Е.Л. Шварца. В его зрелыхпроизведениях конфликты нового типа (субстанциальные) требуют и новыххарактеров – рефлексирующих, многослойных, наполненных внутреннимдраматизмом. Герои нового типа, в свою очередь, способны существовать вусловиях современных конфликтов и в той или иной степени разрешать их.Такимобразом,ксистемеконфликтов,присущихрусскойдраматической сказке 1930-50-х гг.
и, как правило, опирающихся на237коллизии, характерные для волшебных народных и литературных сказок, наоснове художественных достижений литературы нового времени (вчастности «новой драмы» рубежа XIX и ХХ вв.), добавились такиеобновленные типы, как конфликты, основанные на классово-социальныхпротиворечиях или связанные с освободительной борьбой, а такжевнутренние (психологические, философские) и, более того, субстанциальные(метафизические, идеологические) конфликты.238Заключение.Драматическая сказка была развитым и востребованным жанромрусской советской литературы в 1930-50-е годы.
Предпосылками роста иразвития этого жанра были следующие факторы: внимание общества ивласти к детской литературе и детскому театру; богатое наследиеклассической литературы и драматургии, в том числе сказочной; высокоеразвитие мировой и отечественной драматургии и театра, достижениятечения «новой драмы» рубежа XIX-XX веков.Будучиоснованныминатрадицияхволшебнойнароднойилитературной сказки, произведения сказочной драматургии испытываливлияние и художественной литературы и театра своего времени, итребований эпохи и общества.Рассматривая категорию героя в драматической сказке, следуетучитыватьнесомненнуюгенетическуюитипологическуюсвязьпроизведений этого жанра с волшебной народной сказкой.
Поэтомуестественно опираться в исследовании героев русской драматической сказки1930-50-хгг.насравнительно-историческиетрудывобластифольклористики, в частности волшебной народной сказки (прежде всего,типологии В.Я. Проппа и Е.М. Мелетинского).Типология персонажей волшебной народной сказки в значительноймере воспринята драматической сказкой. Более того, многие драматическиесказки непосредственно основаны на сюжетах волшебных народных сказок.От волшебной народной сказки драматическая сказка наследует цельностьгероев и, как правило, достаточно четкое разделение их на положительных иотрицательных. Однако драматической сказке присуща богатая и развитаясистема персонажей, подробная психологическая проработка их поведения.Психологическая глубина и богатство содержания позволяют создавать вдраматической сказке интересные характеры, которые раскрываются черездействие и диалог.
Во многом сохраняя традиционные типы и черты239сказочных персонажей, герои драматической сказки вбирают в себя чертытеатральных типов и амплуа. Как и в литературной сказке и в других жанрахпрофессиональной литературы, герои лучших образцов драматическойсказки XX в. отвечают требованиям художественной достоверности,психологической убедительности, глубины и сложности характеров.Рассмотрев ряд лучших произведений русской сказочной драматургии1930-50-х годов, мы пришли к следующим выводам.Классификация героев В.Я.














