Диссертация (1101595), страница 44
Текст из файла (страница 44)
Пушкина «Моцарт и Сальери» и поэмы С.А. Есенина «Черныйчеловек». Вообще мотив двойничества имеет давнюю традицию вклассической русской литературе (вспомним, например, повесть Ф.М.Достоевского «Двойник») и в творчестве писателей-романтиков («Эликсирысатаны» и другие произведения Э.Т.А. Гофмана, «Вильям Вильсон» Э.А. По).Тем не менее преувеличением выглядит позиция литературоведа Хо ХёЁна, утверждающего, что «протагонистом и антагонистом в данной пьесе(«Тень» - А.С.) являются не два разных, противопоставленных друг другу582Русанова О. Н.
Возможности авторского проявления в пьесе Е. Шварца «Тень» //Вестник Томскогогосударственного педагогического университета. 2007. – №. 8. С. 114.224героя, а две стороны одного человека. Ученый борется сам с собой, то естьбуквально со своей теневой, темной стороной. Главный конфликт в «Тени» это конфликт в душе персонажа, конфликт двойников»583. На наш взгляд,характер, речевая манера и поведение Ученого не имеют ничего общего сТенью, которая является по отношению к нему сугубо чуждым антагонистом.Внутренняя борьба, происходящая в сознании Ученого, заключается не впротивостоянии темного и светлого начал его души, а скорее в нравственныхпоисках способов борьбы со злом. Это зло – внешнее по отношению кличности героя.
Неслучайно в борьбу с ним включаются и другие персонажи,помогающие или мешающие Ученому победить Тень.Таким образом, конфликт произведения заключается в противостоянииположительного героя Ученого с «вредителем» Тенью и его помощниками, ане в борьбе протагониста с самим собой.В пьесе Е.Л.
Шварца Тень лишена инфернального и мистическогохарактера. Своим процветанием она обязана не потусторонним силам, скоторыми связана, а несправедливому социальному устройству и нравам,царящим в придворном обществе сказочной страны.Как точно резюмирует Е.Ш. Исаева, «у Шварца «черный человек»отнюдь не является воплощением абсолютного зла. Он делает явью тотемное и страшное, что живет – может жить – в душах людей»584.Внутренняя борьба в душе Ученого возникает из-за разных причин.Поскольку в первой сцене он мечтает о любви прекрасной принцессы исказочных приключениях, поначалу Ученый ведет себя как наивный иблагодушный путешественник-исследователь и даже в одной из решающихсцен, когда он подписывает бумагу, в которой отказывается от Принцессы,остается таким. Но после этого в его душе начинается борьба, котораязаставляет его переосмыслить все события и свою роль в них и, более того,583Хо Хё Ён.
Ранняя драматургия Е. Шварца (1920-1930). Проблемы поэтики и эволюции. Автореф. дисс. …канд. филол. наук. СПб, 2007. С. 11.584Исаева Е.Ш. Жанр литературной сказки в драматургии Е. Шварца. Дисс. … канд. филол. наук. М., 1985.С. 43.225увидеть в них проявление более общих противоречий, вызванныхнесправедливым устройством общества, в которое он попал. Так, одним извыражений этой душевной борьбы является уже процитированный намиранее монолог, в котором он восхищается горящими фонариками и послекоторого принимает решение бороться с Тенью до конца, даже если для этогоему придется пожертвовать жизнью.Какуказановыше,темныесторонычеловеческойнатуры,воплощенные в образе Тени, позволяют ей добиться успеха в условияхсказочной страны.
Однако в результате волшебных обстоятельств Ученый вфинале пьесы и сам получает возможность осуществить то, о чем он мечтал вначале действия (Принцесса просит у него прощения и готова стать егоженой). Но он делает выбор в пользу «живой жизни» и отказывается отуспеха в фальшивом мире волшебной страны.От обычного сказочного пилигрима Ученый поднимается до высотытрагического героя в его аристотелевском понимании: как несовершенногочеловека, в результате своей ошибки попавшего в беду. Внутреннийконфликтвдушегероясоотноситсясприсутствующимвпьесесубстанциальным конфликтом, вызванным несправедливым устройствомсказочной страны.
Можно сказать, что «Тень» была первой пьесой Е.Л.Шварца, в которой заметно проявилась тенденция к использованиювнутренних конфликтов в драматической сказке. Тем не менее, уже в этомпроизведении драматург намечает внутренние конфликты не только упротагониста, но и у некоторых второстепенных персонажей. Они в той илииной степени происходят в душах и у Принцессы, которая делает трудныйвыбор в пользу злого начала, и у «бывшего людоеда»585 Пьетро, в которомслужение злу сочетается с любовью к дочери Аннунциате и реалистическимвзглядом на жизнь народа, и у Доктора, у которого показной цинизм585Шварц Е.Л. Тень // Шварц Е.Л. Пьесы.
В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т.2. C. 25.226(«Посмотрите на все сквозь пальцы. Махните на все рукой <…>»586)сменяется сочувствием к главному герою и желанием помочь ему. Все этоподнялохудожественноесодержаниепьесынавысоту«взрослых»драматических произведений своего времени. Более того, пьеса сохраниласвое художественное значение до сегодняшнего времени и вошла в классикуотечественной драматургии.Внутренние конфликты переживает и Ланцелот, протагонист пьесы«Дракон». В начале действия он предстает как настоящий «эпическийгерой»587, странствующий рыцарь-освободитель, не знающий страха, и безсомнений готовый защищать всех обиженных, даже тех, кого приходитсяспасать против их воли («Три раза я был ранен смертельно, и как раз теми,кого насильно спасал»588).
Однако по мере развития действия гуманизм герояи его любовь к людям сталкиваются с испытаниями. Умирая, побежденныйДракон предупреждает Ланцелота: «Меня утешает, что я оставляю тебепрожженные души, дырявые души, мертвые души…»589. Смертельнораненный Ланцелот во время чудесного лечения в горах из волшебнойЖалобной книги узнает, что предсказания Дракона сбылись: победу надчудовищем присвоили Бургомистр и его сын, а большинство горожанпокорно смирились и стали служить и даже прислуживать новой власти.
Этииспытания приводят к внутренней борьбе в сознании героя, из которой онвыходит обновленным («Эльза, я не тот, что был прежде»590) и принимаетрешение вернуться в город и бороться за души людей.Пьеса «Обыкновенное чудо» является, пожалуй, наиболее глубоким исложным произведением Е.Л. Шварца. В значительной степени этообусловлено большой ролью внутренних конфликтов в ее сюжетной586Там же. С.
52.Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд-во восточной литературы,1958. С. 213.588Шварц Е.Л. Дракон // Шварц Е.Л. Пьесы. В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т.2. С. 123.589Там же. С. 179.590Там же. С. 213.587227структуре. Внутренние противоречия в той или иной степени испытываютвсе центральные персонажи.Как мы уже отмечали, наполнен внутренней драмой образ ХозяинаВолшебника. Источник этой драмы состоит в том, что он, обладая волшебнойсилой, чувствует глубокую ответственность за все свои действия и чудесныевозможности.
Герой страдает оттого, что переживет свою жену. Онволнуется за судьбу многочисленных персонажей, в жизнь которых онвмешался, особенно за чистых душой Медведя и Принцессу, ведь все ихзлоключения – результат действий Хозяина-Волшебника, которые близки ктрагическим ошибкам.Внутренний драматизм в образах других персонажей также, какправило, вызван совершенными или совершаемыми ими ошибочнымидействиями.Так, Медведь страдает, отказавшись от Принцессы в день, когда«влюбленным все удается»591. Трактирщик не может найти покой, вмолодости потеряв Эмилию.Эмоциональное решениеПринцессывыйтизамужзапервоговстречного становится причиной сильных осложнений в дальнейшей судьбеперсонажей и мучительных переживаний самой героини.Итак, в этой пьесе целый ряд героев переживает внутренниеконфликты, которые в какой-то степени являются отражением и общегопротивостояния между добром и злом, а также дисгармоничностимироустройства,вкоторомдажедобрыйволшебникнеобладаетотносительноприродывсемогуществом.Однакопозициярядаисследователейконфликтов в пьесе представляется нам недостаточно обоснованной.
Так,Е.Ш. Исаева и Хо Хё Ён придерживаются мнения, что в пьесе фактическиотсутствует внешняя борьба, и действие основано исключительно на591Там же. С. 365.228внутренних противоречиях. Так, Е.Ш. Исаева утверждает, что в пьесе «ходдействия управляется не открытыми столкновениями, а противоречиямивнутренними. Борения героев протекают здесь поистине с самими собой, иименно в этом заключена новизна конфликта «Обыкновенного чуда»сравнительно с предшествующими пьесами»592.Хо Хё Ён развиваетконцепцию внутреннего конфликта, господствующего в пьесе, и делаетвывод об отсутствии в сюжете антагонистов: «В последней сказке драматурга«Обыкновенное чудо» новизна конфликта заключается в том, что здесь онопределяетсянеоткрытымпротивоборствомдействующихлиц,авнутренними противоречиями.















