Диссертация (1101595), страница 42
Текст из файла (страница 42)
… канд. филол. наук. Томск, 1980.С. 148.214Также социальное столкновение нового типа доминирует в пьесах,изображающих революцию. Кроме уже названной пьесы Ю.К. Олеши, это«Голый король» Е.Л. Шварца.Предметом изображения в подобных пьесах становится также борьбапротагонистов (в том числе порой коллективных) против внешних врагов:завоевателей и угнетателей, как в драматических сказках«ГородМастеров…» Т.Г. Габбе, «В гостях у Кащея» В.А. Каверина, «Дракон» Е.Л.Шварца.Также главный герой пьесы может выступать против несправедливогоустройства общества и отдельных творцов этой несправедливости, как впьесах «Тень» Е.Л.
Шварца и «Золотой ключик» А.Н. Толстого.Социальный конфликт в пьесах совмещается и переплетается сморально-этическим: положительные герои, как правило, выступают в ролисоциально незащищенных, а отрицательные являются «хозяевами жизни».Так, В.В. Ляхова справедливо утверждает, что в пьесе «Три толстяка»«Ю. Олеша соединил конфликт нравственный с конфликтом социальным:восставший народ свергнул власть толстяков, которые не были настоящимихозяевами страны»561.В пьесах, основанных на социальном конфликте такого рода,возрастает значение помощников протагонистов и антагонистов. Зачастуюпомощникиприсоединяютсякцентральнымгероямдобровольно,сознательно выбирая их позицию.
Вместе с друзьями – помощникамиборются с «вредителями» Митя из пьесы «В гостях у Кащея», Генрих из«Голого короля», Буратино в «Золотом ключике». В драматической сказке«Тритолстяка»центральныегероиимеютнастольковажноесюжетообразующее значение, что, на наш взгляд, применительно к этойпьесе можно говорить о коллективном, или групповом, протагонисте. Как и вэтой драматической сказке, в пьесе «Город Мастеров…» изображена561Там же. С. 152.215социальная революция, поэтому, несмотря на то, что в центре действиянаходится метельщик Караколь, его борьба с Наместником имеет не тольколичный (борьба за невесту), но и общественный характер.
Каракольподнимает горожан на восстание против захватчиков, во главе которых стоитНаместник. По мере развития действия все больше жителей городавовлекается в борьбу, и в кульминационный момент решающего сраженияможно говорить о противостоянии двух групп героев: горожан и вражескоговойска.Также возрастает роль помощников антагонистов: практически во всехупомянутых пьесах вредители действуют вместе с сообщниками, априменительно к пьесе «Три толстяка», на наш взгляд, можно говорить околлективном антагонисте (это заглавные герои, а также персонажи, которыеподдерживают их режим).В то же время герои двух пьес Е.Л.
Шварца, борясь с общественнойсистемой, предстают как одиночки. Несмотря на то, что Ланцелот в сказке«Дракон» и Ученый из сказки «Тень» также действуют вместе спомощниками, их борьба с антагонистами – бунт одиночек против системы.Ученого в его борьбе с Тенью (а вместе с ней – и с порочнойобщественной системой) поддерживает лишь Аннунциата. Героя спасаетлогика сказочной справедливости, а не вмешательство помощников.Более важную роль помощники протагониста играют в пьесе «Дракон».Ремесленники и Кот дарят Ланцелоту волшебное снаряжение и такимобразом помогают победить Дракона. Однако после победы над врагом геройостался в одиночестве, а те немногие из горожан, что помогли ему,подчинились новой власти «и пошли в тюрьму»562.
Оба героя – чужие вокружающем их обществе, ради блага которого они вступают в борьбу сантагонистами. Противостояние протагонистов и вредителей начинается кактрадиционная сказочная «борьба за невесту», однако по мере развития562Шварц Е.Л. Дракон // Шварц Е.Л. Пьесы.
В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т.2. С. 212.216действия конфликт углубляется и расширяется, вовлекая в себя основнойкруг действующих лиц. Конфликт не разрешается полностью и после того,как герои добиваются личных целей (Ученый осознает, что его «невеста» это Аннунциата, а не Принцесса, а Ланцелот женится на Эльзе), потому чтоколлизия имеет более глубокий и широкий характер. Этим могут бытьобъяснены открытые финалы произведений.В.Е.
Головчинер относит эти пьесы Е.Л. Шварца к жанру «эпическойдрамы»563, основываясь в том числе и на природе их конфликта, которыйзаключается не столько в личном противостоянии протагониста иантагониста, сколько в борьбе различных общественных начал и настроенийи необходимости для разных групп героев сделать собственный выбор.Ученый пишет о том, что в обеих пьесах протагонисты не являютсяосновными носителями драматизма: «при этом о самом ученом трудноговорить как о главном герое в принятом для собственно драмы понимании:основная группа персонажей находится по отношению друг к другу в равномположении»564.Поэтому в сказке «Тень» «не столько борьба антагонистов определяетее (пьесы – А.С.) драматическое содержание в целом, сколько наличие илиотсутствие этой борьбы в душах многих героев, их возможность преодолетьвсебемелкое,эгоистичное,воспринятоеиусвоенноевсистемесуществующих общественных отношений»565.Также и в пьесе «Дракон» борьба главных героев, безусловновыходящая на первый план и составляющая сюжетную основу действия, всеже не является единственным источником драматизма: «Это подчеркнуто итем, что как противостоящая пара они исчезают во втором действии <…>»566.563Исследователь выделяет «понятие эпическая драма в качестве самостоятельной категории – обозначенияособого жанра драматического рода <…>» // Головчинер В.Е.
Эпический театр Евгения Шварца. Томск:Изд-во томск. ун-та, 1992. С. 8.564Там же. С. 100.565Там же. С. 104.566Там же. С. 150.217По мнению исследователя, «носителями драматического начала в пьесеявляются горожане <…>»567.Таким образом, в пьесе морально-этический конфликт совмещается ссоциальным, и борьба против зла, воплощенного в образе Дракона, дляЛанцелота также неизбежно связана и с борьбой против общества, котороеделаетвозможнымсуществованиеэтогозла:«этопротиворечиевоинствующего гуманиста, с одной стороны, с покорными смирившимисялюдьми, а с другой – с теми, кому сложившееся положение вещей выгодно, иявляется пружиной, движущей действие в пьесе»568.Социальный конфликт нового типа воплощен и в пьесе Е.Л.
Шварца«Голый король». Но его реализация отмечена меньшей глубиной исложностью,драматическойчемвсказкеболеезрелыхдоминируетпроизведенияхборьбазадраматурга.«невесту»569.ВОднакотрадиционная сказочная коллизия в пьесе служит для раскрытия болееглубокого противостояния между положительными и отрицательнымигероями. Это столкновение разных идей и мировоззрений. Как справедливоотмечено в исследовании о творчестве Е.Л. Шварца, конфликт пьесы «Голыйкороль» - «это не просто борьба Генриха и Христиана с королем запринцессу (как это традиционно бывает в сказках), но и духовная борьбамолодыхгероевпротивнравственнойпустоты,стереотиповипредрассудков»570.Это противостояние главным образом представляет собой рядпроделок и ухищрений, с помощью которых Генрих и Христиан пытаютсяспасти Принцессу.
Отдельные сюжетные ситуации выполнены в традициях567Там же. С. 150.Там же. С. 150.569Так об этом пишет Т.А. Екимова: «Так, «Голый король» Шварца хоть и заканчивается изображениемвосстания народа против короля, но конфликт сказки имеет не социально-политическое, а социальнонравственное содержание, и все перипетии сюжета связаны с состязанием двух соперников в любви –свинопаса Генриха и короля» // Екимова Т.А. Игра в сюжетно-композиционной структуре драматическойсказки // Вестник челябинского университета. 1997, № 1.
С. 119.570Хо Хё Ён. Ранняя драматургия Е. Шварца (1920-1930). Проблемы поэтики и эволюции. Дисс. … канд.филол. наук. СПб., 2007. С. 72.568218классической комедии с элементами буффонады и эксцентрики (например,сцена, в которой Генрих и Христиан, переодетые жандармами, просятПринцессу дернуть их за бороды). Переворот в государстве Короля-женихазакономерен и обусловлен логикой предшествующего действия, однакосовершается героями непреднамеренно и решен в том же стиле легкойэксцентрики и буффонады, который отличает и саму пьесу, написаннуюдраматургом для экспериментальной студии при Ленинградском мюзикхолле (эта студия должна была, по замыслу ее создателя Н.П. Акимова,«вырасти в синтетический театр, где искусство драматического актерасочеталось бы с музыкой, балетом и цирком»571).Надо отметить, что все пьесы, в которых реализованы социальныеконфликты нового типа, представляющие собой борьбу героя (или ихгруппы) против несправедливой общественной системы, угнетателей илизавоевателей, в той или иной степени представляются произведениямиэпическоготеатра.Ониявляютсяилиинсценировкамиэпическихпроизведений («Три толстяка» Ю.К.
Олеши», «Золотой ключик» А.Н.Толстого, «В гостях у Кащея» В.А. Каверина) или могут быть отнесены к«эпической драме»572, как ее понимает В.Е. Головчинер («Голый король»,«Тень», «Дракон» Е.Л. Шварца).Социальный конфликт нового типа доминирует в драматической сказкеЮ.К. Олеши «Три толстяка». Авторская инсценировка одноименногоромана-сказки, т.е. произведения эпического, на наш взгляд, также можетбыть отнесена к жанру «эпической драмы». В этой драматической сказкехитроумная приключенческая интрига выступает проявлением масштабногосоциальногоконфликтамеждуузурпаторами-правителямивместесподдерживающим их господствующим классом, с одной стороны, и571Мы знали Евгения Шварца. Л.- М.: Искусство, 1966.
С. 177.Подробнее об «эпической драме» и ее реализации в творчестве Е.Л. Шварца см. в работах В.Е.Головчинер: «Эпическая драма в русской литературе ХХ века» (Томск: Изд-во Томск. гос. пед. ун-та, 2007);«Эпический театр Евгения Шварца» (Томск: Эпический театр Евгения Шварца. Томск: Изд-во Томск.















