Диссертация (1101595), страница 40
Текст из файла (страница 40)
и Я. Гримм «Ференанд Верный и Ференанд Неверный»,но за внешним сходством скрывается глубокое творческое переосмыслениедраматургом традиционного фольклорного мотива. Оживление Ученогореалистически мотивировано следующим обстоятельством: его, хорошегочеловека, воскрешают, «чтобы плохой мог жить»537. Мотив «живойуглекислой»538водыполучаетсвоеобразноереалистическое,«обытовляющее» обоснование: источник открыл Доктор, но министрфинансов приказал закрыть его.Все же борьба Ученого и Тени завершается открытым финалом. Вотличие от сказки Г.Х.
Андерсена Ученый остается жив и одерживает победунад антагонистом, но его оживление обусловлено зависимостью Тени отнего. Тень не повержена окончательно и сбегает, «чтобы снова и сновавстать»539 у Ученого на пути.М.Н. Липовецкий объясняет такую развязку пьесы тем, что в основепьесы лежит «сугубо романтический конфликт, сформировавшийся в жанреромантическойсказки:этоконфликтмеждусказочноймечтойиреальностью»540, который, однако Е.Л. Шварц разрешает в пользу «живой537Шварц Е.Л. Тень // Шварц Е.Л. Пьесы.
В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т.2. С. 105.Там же. С. 75.539Там же. С. 109.540Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920 – 1980-х гг.).Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992.538204жизни»541 - стихии, которая побеждает и «сытость в острой форме», царящуюв «южной стране», и «умозрительность»542 Ученого, «который, следуя засказкой, видит в мире только абсолютное зло и абсолютное добро»543.Литературовед утверждает, что в пьесе «фантастика «сытости в остройформе» и сказочная упрощенность действительности оказываются на однойстороне – все это отвергается естественным ходом жизни, а на другойстороне как неравновеликие, но дополняющие друг друга высокие ценностипредставлены романтическая сказка-мечта о неминуемой победе добра иправды и сложная, перепутанная, неоднозначная жизненная реальность»544.На наш взгляд, правота этой точки зрения подтверждается не толькотекстом пьесы, но и высказываниями самого Е.Л.
Шварца.Так, в 1928 г. драматург писал: «Человек ждет событий, ясновыраженных указаний, чистого цвета и полного счастья. Начитанный,мечтательный человек! Все в мире замечательно и великолепно перепутано.Это же форменная ткань. Это такой ковер, что хоть плачь»545.Как и безымянный «мечтательный человек» из тетрадей Е.Л. Шварца,Ученый в пьесе «Тень» опасается реальной жизни и предпочитает сказочнуюпростоту («Очень трудно будет все это распутать, разобрать и привести впорядок так, чтобы не повредить ничему живому.
В сказках все это гораздопроще»546).Ученому присуща тяга к сказке и к романтическим мечтам (например,она ярко показана в его монологе, который звучит в прологе пьесы). Однаков конце действия, как показывают процитированные выше реплики, онобращается к «живой жизни» действительности. Как точно резюмирует В.Е.Головчинер, «по ходу действия пьесы он спускается с Олимпа своей ещедостаточно абстрактной науки к реальной жизни, к ее обыденной541Там же.Там же.543Там же.544Там же.545Цит. по: Биневич Е.М. Евгений Шварц. Хроника жизни. СПб.: «Петрополис; Издательство ДНК», 2008.546Шварц Е.Л. Тень // Шварц Е.Л. Пьесы. В 2 т.
М.: ИД «Флюид», 2008. Т.2. С. 15.542205повседневности и в чем-то изменяется, избавляясь от наивного оптимизмапрежних представлений, уточняя и конкретизируя формы и методы борьбыза счастье людей»547.На наш взгляд, это справедливое утверждение. Несмотря на то, чточудесное воскрешение Ученого и не вытекает из логики реальнойдействительности (Е.Л. Шварц усилил зависимость Тени от хозяина), естьоснования полагать, что драматург хотел с помощью такого финалаутвердить свою веру во всепобеждающую силу «живой жизни».Столкновение реальной жизни и мировоззрения ученого, а такжеромантического мира поэзии зарождается уже в сказке Г.Х. Андерсена:«Жизнь закипала всюду; улицы освещались тысячами огней, люди – кто пел,кто разговаривал с соседом, по тротуарам двигалась масса гуляющих, помостовой катились экипажи, тут пробирались, позванивая колокольчиками,вьючные ослы, там тянулась, с пением псалмов, похоронная процессия,слышался треск хлопушек, бросаемых о мостовую уличными мальчишками,раздавался звон колоколов… Да, жизнь так и била ключом повсюду! Тихобыло лишь в одном доме, стоявшем как раз напротив того, где жилученый»548 (в этом доме жила Поэзия – А.С.).Здесь мы видим романтический конфликт между действительностью имиром мечты, созданным в воображении творческого героя.Мотив «кипящей жизни» из сказки Г.Х.
Андерсена в пьесе Е.Л. Шварцавоплощен в виде сценки, которая в гиперболизированном виде иллюстрируетпротиворечивость и многогранность жизни, порой доходящую до абсурда:ГОЛОСА. Арбузы, арбузы! Кусками!- Вода, вода, ледяная вода!- А вот – ножи для убийц! Кому ножи для убийц?!- Цветы, цветы! Розы! Лилии! Тюльпаны!547Головчинер В.Е. Эпический театр Евгения Шварца. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1992. С. 100.Андерсен Г.Х.
Тень // Андерсен Г.Х. Сказки и истории. Пер. с датск. В 2 т. Л.: Художественнаялитература, 1977. Т. 1. Сказки и истории. С. 385.548206- Дорогу ослу, дорогу ослу! Посторонитесь, люди: идет осел!- Подайте бедному немому!- Яды, яды, свежие яды!549В этом коротком, но емком диалоге с помощью приемов гротеска иабсурда Е.Л.
Шварц реализуети заостряет мотив из произведения Г.Х.Андерсена для создания картины причудливой сказочной «реальности».Диалог рисует «философию» сказочной страны, в которой наряду спривычными рыночными товарами (арбузы, прохладительные напитки,цветы) продаются орудия убийства (яды и специально предназначенные дляубийц ножи). Здесь же иронически подчеркивается уважение людей к ослу инамеченобразжуликоватого«нищегонемого».Созданнаятакимисредствами атмосфера жизни в сказочном королевстве предвосхищаетлегкость, с которой Тень, при помощи самых грязных интриг и махинаций,добивается стремительного взлета.В сказке Г.Х.
Андерсена основной конфликт заключается в борьбе двухглавных героев: протагониста ученого и его противника тени.В пьесе же Е.Л. Шварца борьба главных героев разворачивается нафоне сатирически показанного высшего общества сказочной страны. В этодраматическое противостояние вовлечены все персонажи пьесы, каждый изкоторых преследует свой интерес, и это противостояние обнаруживаетопределенные черты их характеров. Так, Юлия Джули и Доктор посленекоторой внутренней борьбы, которая раскрывает определенную сложностьи глубину их характеров, все же делают свой выбор и отворачиваются отУченого, а Аннунциата решительно заступается за него.
Борьба Ученого иТени обнажает нравственные качества окружающих их персонажей и ихжизненные позиции. Таким образом, как точно резюмирует Е.Ш. Исаева,«конфликт в «Тени» обретает дополнительные свойства. Он сближается с тем549Шварц Е.Л. Тень // Шварц Е.Л. Пьесы. В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т.2. С. 18.207типом конфликта, суть которого заключена в противоборстве идей,становящихся главными героями драмы»550.Противопоставлениепредставлениямобщества«живойжизни»предвзятымизастывшимо ней, а также омертвляющему устройству сказочногопронизывает все действие пьесы. Герои с досадой говорят онепокорной жизни.
Они пытаются подчинить себе ее ход.Так, Министр финансов заявляет: «Жизнь должна идти ровно, какчасы»551.Умудренный опытом Первый министр с раздражением замечает: «Задолгие годы моей службы я открыл один не особенно приятный закон. Какраз тогда, когда мы полностью побеждаем, жизнь вдруг поднимает голову»552(после этой фразы Министр финансов вспоминает о том, что нужно вызватьпалача).В соответствии с логикой метафорической сказочной «реальности»разрешается конфликт пьесы (Ученого оживляют, чтобы спасти Тень).Таким образом, мотив «живой жизни», восходящий к сказке Г.Х.Андерсена, в пьесе Е.Л.
Шварца получает глубокое развитие, и жизньпредстает в виде силы, которая восстанавливает справедливость, то естьвыполняет ту функцию, которую в сказках принадлежала «волшебнымпомощникам»553 и чуду как таковому.Драматическая сказка «Тень» неразрывно связана с романтическойлитературной традицией, которая выражается в выборе героя и конфликта,переосмысленных автором.
Романтический конфликт в пьесе воплощен ввиде противоречия между подлинным и мнимым творчеством, реальности имечты, героя и толпы.550Исаева Е.Ш. Жанр литературной сказки в драматургии Е. Шварца. Дисс. … канд. филол. наук. М., 1985.С. 50.551Шварц Е.Л. Тень // Шварц Е.Л. Пьесы. В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т.2. С. 46.552Там же. С. 90.553Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Наука, 1969.
С. 73.208Несмотря на то, что Ученый покидает сказочное общество, пьесазавершается движением героя к действительности и стремлением кпреодолению романтического разрыва между мечтой и жизнью.Такое стремление сохраняет Ланцелот, главный герой пьесы «Дракон».Внейромантическийконфликтподвергаетсяещебольшемупереосмыслению.Несмотря на то, что пьеса не содержит явных отсылок к творчествуГ.Х. Андерсена, Э.Т.А.














