Диссертация (1101595), страница 39
Текст из файла (страница 39)
ун-та, 1992. С. 93.524Ляхова В.В. Советская детская драматическая сказка 30-х годов: Дисс. … канд. филол. наук. Томск, 1980.С. 141.525Шварц Е.Л. Снежная королева // Шварц Е.Л. Пьесы. В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т. 1. С. 352.198сводился к конфликту человека со сверхъестественными силами, у Е.Л.Шварца преобразился в морально-этический и социальный. Как емкорезюмирует Е.Ш. Исаева, «значение «Снежной королевы» в эволюциидраматурга и состоит в том, что конфликт здесь сопрягает социальное иэтическое начала»526.Более того, можно сказать, что морально-этический конфликт в пьесе,будучи казуальным и преходящим (он разрешается в пользу положительныхгероев), на наш взгляд, является выражением субстанциального конфликта –борьбы противоположных мировоззрений (идеи доброты, любви к людям, содной стороны, и корыстолюбия, жестокости – с другой).И у Герды, и у Снежной королевы в пьесе Е.Л.
Шварца естьпомощники. Таким образом, конфликт между героинями в пьесе становитсяшироким и всеобщим и вовлекает в себя множество второстепенныхперсонажей, каждый из которых (подобно Королю, зависимому отСоветника) выбирает, чью сторону занять в этой борьбе добра и зла, котораяможет быть понята как противостояние дружбы, сострадания, честности,бескорыстия, с одной стороны, и жестокости, жадности, алчности, - с другой.Особое место в пьесе занимает Маленькая разбойница, которая, являясьпредставителеммиракорыстолюбивыхижестокихпреступников,обнаруживает и развивает в себе черты доброты, сострадания, готовностипомочь.В пьесе Е.Л. Шварца «Два клена» морально-этический конфликт,традиционный для волшебной народной сказки, получает дополнительныесмысловые нюансы.
Василиса Работница противостоит Бабе-Яге не толькокак мать, защищающая своих детей (эта коллизия в целом достаточнораспространена в волшебных народных сказках), - их похитительнице, но икак творческий (в широком смысле), самоотверженный, трудолюбивый526Исаева Е.Ш. Жанр литературной сказки в драматургии Е. Шварца. Дисс.
… канд. филол. наук. М., 1985.С. 28.199человек – ленивому и самовлюбленному эгоисту. Василиса Работницаспособна объединять вокруг себя положительных героев (в отличие отбольшинства сказочных «волшебных помощников», Медведь, КотофейИванович и Шарик помогают героине добровольно и бескорыстно), а БабаЯга гордится своим эгоистической жизненной позицией:БАБА-ЯГА. Мало сказать – люблю, я в себе, голубке, души не чаю. Тем и сильна.Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя самое. У вастысячи забот – о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке, и беспокоюсь. Воти беру верх527.Баба-Яга в пьесе предстает не просто как сказочная злодейка и«вредитель». Ее поведение психологически мотивировано.
Она имеетсобственные взгляды на жизнь и гордится ими.В этой пьесе волшебно-сказочный конфликт, реализованный втрадиционной сюжетной схеме «герой отправляется за пропавшим членомсемьи,похищеннымвредителем»,воплощаетборьбумеждупротивоположными жизненными философиями: любви к людям, активной идеятельной, или любви лишь к себе, индивидуалистической и эгоистической.Как справедливо отмечает Е.Ш.
Исаева, в этой пьесе «Шварцвысвечивает непосредственно этический смысл воссозданной коллизии»528.Эта коллизия раскрывается психологически достоверно и убедительно.В этой драматической сказке, как и в более ранней пьесе Е.Л. Шварца«Снежная королева», морально-этический конфликт, будучи казуальным, вто же время является предвосхищением субстанциального идеологическогоконфликта между противоположными жизненными позициями.
Подобныесубстанциальные конфликты находятся в центре таких зрелых и глубокихпроизведений драматурга, как «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо».Как справедливо отмечает В.Е. Головчинер, основной конфликт в пьесах Е.Л.527Шварц Е.Л. Два клена // Шварц Е.Л. Пьесы. В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т. 2. С. 227.Исаева Е.Ш. Жанр литературной сказки в драматургии Е. Шварца.
Дисс. … канд. филол. наук. М., 1985.С. 33.528200Шварца заключается в «сшибке идей»529. Эта «сшибка идей» мотивируетдействия героев и формирует их характеры. В то же время персонажи впьесах драматурга не становятся «рупорами идей», а остаются живыми ипсихологически достоверными.Таким образом, в русской драматической сказке 1930-50-х гг. вбольшой степени использовались традиционные типы конфликтов, присущиерусской народной волшебной сказке: морально-этические, социальные,семейные, борьба человека со сверхъестественными силами.
Однакоморально-этические конфликты в этих пьесах, как правило, совмещены сконфликтами других типов, прежде всего с социальными и семейными. Врусской сказочной драматургии рассматриваемого периода значительноусилено социальное звучание, что можно объяснить требованиями времени.Тем самым морально-этические конфликты переходят из плоскостиобыденной или же абстрактной морали в плоскость общественныхотношений, и, более того, в некоторых произведениях поднимаются науровеньидеологическихмировоззренийиконфликтовжизненныхпозиций.–столкновенияТакойуровеньразличныхвоплощенияконфликтов создает предпосылки для появления драматических сказок,основанныхнасубстанциальныхконфликтах:философскихилипсихологических.§ 3. Воплощение традиционного «литературного» конфликта врусской сказочной драматургии 1930-50-х гг.: романтический конфликтв пьесах Е.Л.
Шварца «Тень» и «Дракон»Источники конфликтов в русской сказочной драматургии 1930-50-х гг.включают в себя, наряду с традиционными сказочными, также «чистолитературные» конфликты. В частности, в пьесах Е.Л. Шварца «Тень» и529Головчинер В.Е. Путь к сказке Е. Шварца // Труды молодых ученых Томского университета. Вып. 1,Томск, 1971.
С. 183.201«Дракон»былреализованконфликт,характерныйдлялитературыромантизма.Конфликт, лежащий в основе романтических произведений, какправило, заключается в противостоянии героя – неординарной личности – иприземленного окружения, которое не понимает и не принимает его. Этопротивостояние приводит к борьбе протагониста с обществом, которая, какправило, заканчивается или гибелью героя (нередко по собственной воле),или его уходом (порой изгнанием) из общества. Романтический конфликтможет также представлять собой борьбу противоречивых сил в душепротагониста (его борьбу с самим собой) или спор героя с мирозданием.Важным источником конфликтов в романтических произведенияхтакже является расхождение между мечтой и действительностью.Дляромантическогоконфликтаважныбинарныеоппозиции:«возвышенное-низменное», «небесное-земное» и т.д.Новую, оригинальную реализацию и творческое переосмыслениеромантический конфликт нашел в драматических сказках Е.Л.
Шварца«Тень» и «Дракон».В.Б. Шкловский понимал содержание пьесы «Тень» как «рассказ опоэте и подражателе, о неверном положении художника, о трагедииискусстваидраматическогонауки»530.конфликтаВсоответствииученыйсвоспринялтакойфиналинтерпретацией«Тени»как«капитуляцию»531 Ученого, который отказался от поэзии – Принцессы, итаким образом перевел конфликт пьесы из содержательного плана в планформальных и символистских приемов.Однако необходимо отметить, что в пьесе Е.Л.
Шварца нет четкообозначенного мотива поэзии как таковой, в отличие от сказки Г.Х.Андерсена, в которой Поэзия живет в доме напротив ученого, куда он530531Шкловский В.Б. О сказке //Детская литература. 1940. С. 2.Там же. С. 4.202отправляет свою тень. В доме Поэзии тень «становится человеком» («Япознал там мою собственную натуру, мое природное сродство с поэзией»532).В пьесе Е.Л.
Шварца Тень – также подражатель, мастерскимимикрирующий под настоящего человека, творческого и талантливого.Ученый говорит о Тени: «Он у вершины власти, но он пуст. Он уже теперьтомится и не знает, что ему делать. И он начнет мучить вас всех от тоски ибезделья»533.Сама Тень с гордостью заявляет: «Я с каждым говорю на его языке»534.К примеру, с Ученым герой разговаривает лирично и задушевно: «Христиан,друг мой, брат, они убьют тебя, поверь мне. Разве они знают дорожки, покоторым мы бегали в детстве, мельницу, где мы болтали с водяным, лес, гдемы встретили дочку учителя и влюбились – ты в нее, а я в ее тень. Они ипредставить себе не могут, что ты живой человек. Для них ты – препятствие,вроде пня или колоды»535.Таким образом, в пьесе воплощен конфликт между подлинным имнимым творчеством.Станислав Рассадин считал, что в основе пьесы «Тень» лежитромантический конфликт между Ученым и филистерским обществомсказочной страны.
Критик писал: «Жители сказочной страны оказываютсяврагами <…> сказочного духа, страшной антисказочной реальностью <…>.А Ученый, чья строгая профессия вроде бы меньше всего располагает к верев сказку, в чудо, он и есть олицетворение сказки, ее оптимизма исправедливости»536.В соответствии с таким пониманием конфликта финал пьесы выглядитдостаточно традиционным для романтического сюжета. Подобно другимромантическим героям (например, Мцыри из одноименной поэмы М.Ю.532Андерсен Г.Х.
Тень // Андерсен Г.Х. Сказки и истории / Пер. с датск. В 2 т. Л.: Художественнаялитература, 1977. Т. 1. С. 390.533Шварц Е.Л. Тень // Шварц Е.Л. Пьесы. В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т.2. С. 97.534Там же. С. 64.535Там же. С. 67.536Рассадин С. Обыкновенное чудо. Книга о сказках для театра. М.: Детская литература, 1964.203Лермонтова, главному герою поэмы Дж.Г. Байрона «Корсар» или Алеко изпоэмы А.С.
Пушкина «Цыганы»), Ученый уезжает из южной страны,разочаровавшись в ее жителях. Он покидает сказочное общество готовымвстретиться с настоящей жизнью.В то же время развязка пьесы (оживление Ученого, которому отрубилиголову, с помощью волшебной воды), носит традиционно-сказочныйхарактер. Мотив отрубленной головы, которую с помощью живой водыприставляют обратно, часто встречается в волшебных народных сказках,например, в сказке В.















