Диссертация (1101595), страница 35
Текст из файла (страница 35)
С. 14.491О генезисе и особенностях образов младшего брата и «гонимой падчерицы» см. в работе Е.М.Мелетинского «Герой волшебной сказки. Происхождение образа» (М.: Изд-во восточной литературы, 1968).489179или злым царем. Целью героя является защита собственных интересов, а невосстановление социальной справедливости. Социальное противостояниележит в основе сюжетов сказок «Батрак», «Мудрая жена», «Три копеечки»,«Волшебное кольцо» и др.Отметим, что кроме семейных, социальных, любовных конфликтов втрадиционных волшебных сказках большое место занимают конфликтымежду человеком и сверхъестественными силами (злыми волшебниками,фантастическими существами, такими как Баба-Яга, Змей Горыныч, КощейБессмертный и т.п.).
Как правило, они тоже носят морально-этическийхарактер.Конфликты, реализованные в авторских литературных сказках,намного разнообразнее. В их основе может лежать традиционная для сказкиборьба добра и зла, часто воплощенная с помощью новаторских средств иобразов. Так, в романтических сказках А. Шамиссо, Э.Т.А.
Гофмана, Г.Х.Андерсена конфликт добра и зла приобретает философский и устойчивыйхарактер и часто не полностью разрешается в финале или разрешаетсяпобедой злого начала.Какправило,положительныйпротагонистомгерой,литературныхзанимающийнизкоесказоксоциальноеявляетсяположение(например, в таких сказках Г.Х. Андерсена, как «Огниво», «Свинопас»492,«Маленький Клаус и Большой Клаус» и др.). В этом авторская сказка следуетнародной сказочной традиции. Часто социальная тема в сказках становитсяосновой для конфликта, имеющего субстанциальный характер, как,например, в сказке Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками», «Пропащая».
Вэтих сказках героиням противостоит не конкретный протагонист, анесправедливое социальное устройство общества.492Героем этой сказки является «бедный принц», который выдает себя за свинопаса, чтобы проучитьнадменную и капризную принцессу.180Протагонисты, вступающие в социальный конфликт, часто преследуютцель восстановить справедливость, как в сказке Г.Х.
Андерсена «Свинопас»,в которой «бедный принц»493 отказывается жениться на отвергнувшей егонадменной и капризной принцессе.Семейный конфликт в литературной сказке часто приобретаетпсихологичность, не свойственную народной волшебной сказке.В авторских литературных сказках могут быть реализованы и другиетипы конфликтов.Как справедливо отмечаетЕ.Ф. Гилёва, «конфликт литературнойсказки не всегда строится по принципу борьбы добра и зла.
Часто в основеавторских сказок лежит приключение (например, «Приключения Незнайки иего друзей» Н. Носова), волшебно-сказочное происшествие («Цветиксемицветик» В. Катаева) и т.д.»494. Исследователь утверждает, что «в этихпроизведениях конфликт основан не на борьбе добра и зла, а на идееперевоспитания главного героя, осознания им своей неправоты»495. Такимобразом, морально-этический конфликт в литературной сказке отчасти можетносить внутренний характер, воплощаясь в виде борьбы протагониста не свредителем, а с собственными недостатками и заблуждениями.Как справедливо резюмирует Л.В.
Овчинникова, «нравственнаяфилософия сказки (волшебной), установка на вымысел, реализуемая вразличных жанрах, традиционный сказочный конфликт (в первую очередь,волшебно-сказочный (курсив наш – А.С.) , но также свойственныйсоциально-бытовым и сказкам о животных) при условии соответствующейавторской позиции (установка на сказку, диалог с ней) формируют сказкулитературную в XX в.»496.493Андерсен Г.Х.
Свинопас // Андерсен Г.Х. Сказки и истории. В 2 т. Пер. с датс. Л.: Художественнаялитература, 1977. Т. 1. С. 196.494Гилёва Е.Ф. Пути развития русской драматической сказки конца ХХ века (1970 – 2000 гг.). Дисс. … канд.филол. наук. М., 2011. С. 25.495Там же. С. 42.496Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика. Дисс.
…докт. филол. наук. М., 2001.181Отметим, что в литературных сказках, наряду с традиционнымисемейными,социальными,любовнымиконфликтами,появляютсяпринципиально новые для сказочного жанра типы конфликтов. Например,это борьба человека с обществом (чаще всего она воплощается в конфликтеромантического типа, как, например, сказках Г.Х. Андерсена и Э.Т.А.Гофмана). Эти конфликты могут переплетаться с конфликтами междучеловеком и злыми волшебниками или сверхъестественными существами(например, «Тень» Г.Х. Андерсена, «Золотой горшок» Э.Т.А. Гофмана,«Удивительная история Петера Шлемиля» А. Шамиссо) и даже служитьвыражением субстанциальных конфликтов (например, борьбы человека ссудьбой, с силами мирового зла и т.д.).По меткому наблюдению Е.Ф.
Гилёвой, в драматической сказке«источником конфликта практически всегда служит та самая борьба добра изла, которая лежит в основе народной сказки. И эта борьба (как было ужепоказано ранее) может возникать не только на социальной почве, но и науровне сверхъестественных сил. При этом следует особо отметить, чтодраматическая сказка как литературная, которая, как отмечалось выше,может иметь и конфликты иного типа, выбирает именно противоборстводобра и зла, как наиболее внутренне напряженный»497.Конфликты в сказочной драматургии обычно предстают как болееразвитая форма конфликтов литературных сказок. Это обусловлено какобъемом драматических сказок (они, как правило, больше, чем литературныесказки), так и требованиями драматического рода литературы.Отметим, что развитие жанра драматической сказки в конце XIX –начале ХХ в.
(пьесы М. Метерлинка, Г. Гауптмана) шло в русле течения«новой драмы» в европейской литературе. Поэтому в драматическую сказкуглубже проникают такие субстанциальные конфликты, как идеологические497Гилёва Е.Ф. Пути развития русской драматической сказки конца ХХ века (1970 – 2000 гг.). Дисс. … канд.филол. наук.
М., 2011.С. 65.182(философские, религиозные), метафизические, а также внутренние498,которые выражались опосредованно с помощью приемов символизма.В русской сказочной драматургии 1930-50-х гг. большое значениеприобретаетсоциальныйконфликт.Этоможнообъяснитьобщелитературными тенденциями периода.Так, В.В. Ляхова отмечает: «С изменением сказочных персонажей,получивших активный и определенный характер, изменяется и конфликт вдраматической сказке. Вместо отвлеченного добра и зла (в сказкефольклорной) в драматической сказке 30-х годов сталкиваются социальновраждебные силы.
<…> Конфликт драматической сказки по сравнению сконфликтом сказки народной значительно усложнился: кроме социальногозаострения, его характеризует и наличие внутренних противоречий, борьбагероя со своими недостатками, слабостями»499.Эту мысль мы находим и в диссертации Л.В. Овчинниковой:«Литературная советская сказка для детей, естественно, всегда предполагалаявный или скрытый в подтексте конкретный воспитательный заказ общества.Так,например,всказкахизвестных сюжетов фольклорногоЕ.Шварца,илисозданныхлитературногонаосновепроисхождения(например, «Красная Шапочка», «Снежная королева», «Золушка», «Тень» идругих), отмечают дополнение традиционного морального конфликтасоциальным, выдвижение социально-классовых проблем на первый план,новый «коллективистский смысл» и т.д.»500.Социальный конфликт в русской драматической сказке 1930-50-х гг.воплощен двояко. В отдельных пьесах он решен в сказочной традиции: как498Например, О.В.
Журчева так определяет внутренние конфликты, которые воплощались в произведениях«новой драмы»: «А подлинным стержнем драматургического действия становится внутренний конфликт,борьба героя с самим собой в условиях враждебной действительности. Этот конфликт, как правило, такженеразрешим в рамках пьесы из-за внешних, фатально подчиняющих себе человека обстоятельств» //Журчева О.В.
Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века. Учебное пособие. Самара: Изд-воСамГПУ, 2001. С. 15.499Ляхова В.В. Советская детская драматическая сказка 30-х годов: Дисс. … канд. филол. наук. Томск, 1980.С. 191.500Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика. Дисс. …докт. филол. наук. М., 2001.183борьба умного и ловкого «низкого героя»501 с жадными и глупымивредителями – «сильными мира сего». В других же драматических сказкахсоциальный конфликт реализуется не как борьба героя, преследующего своиинтересы, с отдельным антагонистом, а как его противостояние целойсистеме социальных отношений, во имя восстановления нарушеннойсправедливости.Этопротивостояниеможетноситьреволюционныйхарактер.Семейный конфликт в русской драматической сказке служит как длятрадиционно-сказочногоотрицательногоизображениягероеввнутриборьбыоднойсемьи,положительноготакидляисозданияпсихологически достоверных и реалистичных взаимоотношений разныхпоколений.Русские драматические сказки генетически связаны с предшествующейлитературнойтрадицией, каксказочной,такинесказочной.Этимобусловлено присутствие в их сюжетах «литературных» конфликтов.















