Диссертация (1101595), страница 32
Текст из файла (страница 32)
157.Там же. С. 123.163особенно важны для раскрытия содержания «взрослой» драматургии Е.Л.Шварца.§ 6. Герои – «выразители авторских идей» в сказочнойдраматургии Е.Л. Шварца.Говоря о персонажной системе русской сказочной драматургии 193050-х гг., нельзя недооценивать роль героев, наиболее близких к автору помировоззрению, выражающих его сокровенные мысли и идеи в болееоткрытой и яркой, нередко афористичной, форме, чем другие действующиелица.
Предлагаем назвать таких героев «выразителями авторских идей».В отличие от резонеров и «глашатаев автора»434, герои – выразителиавторских идей не являются сугубо функциональными (их значение впроизведении не сводится лишь к пояснению авторской точки зрения), апредставляют собой полноценные и самодостаточные драматическиехарактеры.Какправило,онипринадлежаткчислуцентральныхдействующих лиц пьесы. Наиболее яркие образы героев – «выразителейавторских идей» созданы в пьесах Е.Л.
Шварца, которым присуще особоглубокое философское содержание. Эти герои раскрывают авторскуюпозицию в выразительной, часто поэтичной и афористичной манере.Проанализируем в контексте типа «выразитель авторских идей»характеры следующих героев: Сказочник (пьеса «Снежная королева»);Ученый(«Тень»);Ланцелот(«Дракон»);Хозяин(Волшебник)(«Обыкновенное чудо»).Сказочник в пьесе «Снежная королева» выполняет сразу две функции –рассказчика и одного из главных действующих лиц. Поддерживая контакт спубликой и одновременно принимая непосредственное участие в действии,он таким образом делает и зрителей соучастниками происходящего на сцене.Рассказывая сказку, он в тоже время не знает, как она завершится: «И самое434Пави П.
Словарь театра / Пер. с фр. Под общ. ред. К. Разлогова. М.: Прогресс, 1991. С. 55.164интересное то, что придумал я пока только начало да кое-что из середины,так что, чем кончатся наши приключения, я и сам не знаю!»435. Сражаться созлом ему помогают только его личные качества и способность объединятьвокруг себя хороших людей.
Несмотря на некоторую наивность, Сказочникзнает, что жизнь часто бывает жестока и несправедлива:СКАЗОЧНИК. В общем – да. Хорошие люди всегда побеждают в конце концов.Маленькая разбойница. Конечно!СКАЗОЧНИК. Но некоторые из них иногда погибают, не дождавшись победы436.Но несмотря на это, он восклицает в финале пьесы, выражая авторскиемысли о силе добра и дружбы: «Что враги сделают нам, пока сердца нашигорячи? Да ничего! Пусть только покажутся, и мы скажем им: «Эй, вы! Снипснап-снурре…»437.
Герою придано сходство с Г.Х. Андерсеном, чья сказка«Снежная королева» послужила основой для пьесы. Например, такСказочник рассказывает о своих школьных годах: «Ростом я был такой же,как теперь, а нескладен был еще больше»438; а Г.Х. Андерсен в своейхудожественной автобиографии «Сказка моей жизни» пишет: «Я в то время,как мне рассказывали, был долговязым мальчиком с длинными светлымиволосами, ходил по большей части без шляпы и в деревянных башмаках» 439.С образа Сказочника из детской пьесы о Снежной королеве Е.Л. Шварцначинает свои размышления о природе творчества, его возможностях изаконах.
Однако в этой пьесе история Сказочника не находится в центресюжета, а герой играет важную, но все же второстепенную роль помощникаглавной героини Герды.На гораздо более глубоком уровне писатель продолжает своиразмышления о творчестве, а также о любви в пьесе «Обыкновенное чудо». В435Шварц Е.Л. Снежная королева // Шварц Е.Л.
Пьесы. В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т. 1. С. 346.Там же. С. 425.437Там же. С. 433.438Там же. С. 427.439Андерсен Г.Х. Сказка моей жизни // Андерсен Г.Х. Собрание сочинений в 4 томах. М.: Терра, 2008. Т. 4.С. 129.436165этой драматической сказке функцию выразителя авторских идей выполняютдва персонажа: безымянный человек перед занавесом и Хозяин-Волшебник.Человек перед занавесом появляется лишь однажды в прологе пьесы. Онраскрывает авторское понимание сущности и предназначения сказки:«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобыоткрыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»440,характеризует систему персонажей: «Среди действующих лиц нашей сказки,более близких к «обыкновенному», узнаете вы людей, которых приходитсявстречать достаточно часто»441; «Но герои сказки, более близкие к «чуду»,лишены бытовых черт сегодняшнего дня»442.
Однако человек передзанавесом лишь формирует зрительское ожидание, помогая правильномувосприятию спектакля. А сокровенные мысли автора, наиболее важные дляпьесы, на наш взгляд, наиболее полно выражает Хозяин-Волшебник,являющийся одним из протагонистов драматической сказки. ХарактерХозяина-Волшебника в значительной степени создан на основе характераСказочника.ОднакообразХозяина-Волшебникаусложнениболееинтеллектуален, чем образ Сказочника. Хозяин-Волшебник также являетсяодним из главных героев создаваемой им лирической сказки о любви.
Онрешаетвопросы,касающиесясвободытворчества,нравственнойответственности художника. Даже обладая волшебной силой, герой не можетизменить сказочные законы, управлять чувствами и действиями созданныхим персонажей, ведь «чудеса подчинены таким же законам, как и все другиеявления природы»443. Но сознавая непростые и порой жестокие законы жизнииискусства,Хозяин-Волшебникнеустанновосхищаетсялюдьми,способными бросить им вызов: «Слава храбрецам, которые осмеливаютсялюбить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут440Шварц Е.Л. Обыкновенное чудо // Шварц Е.Л.
Пьесы. В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т. 2. С. 289.Там же. С. 289.442Там же. С. 289.443Там же. С. 371.441166себе, как будто они бессмертны, - смерть иной раз отступает от них»444.Высокий пафос его речей смягчен самоиронией героя: «До чего довел… Я,весельчак и шалун, заговорил из-за тебя, как проповедник»445. Провозглашаялюбовь как высшую ценность, Хозяин-Волшебник говорит: «Нищие,безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему.
Излюбви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки.Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад – из любви к истине.Землю перестраивают из любви к прекрасному»446. В финале пьесы ХозяинВолшебник призывает своих героев: «Любите, любите друг друга, да и всехнас заодно, не остывайте, не отступайте – и вы будете так счастливы, что этопросто чудо!»447, таким образом давая понять, что именно любовь и есть«обыкновенное чудо».Герой пьесы «Тень» Ученый раскрывает авторскую позицию в оченьяркой и нередко поэтичной форме.Так, с помощью образа горящих фонариков он метафорическивыражает свои мысли о необходимости прожить жизнь достойно и оготовности пойти ради этого на смерть: «Мне очень нравится, как горят этифонарики.
Кажется, никогда в жизни голова моя не работала так ясно. Явижу и все фонарики разом, и каждый фонарик в отдельности. Я знаю, что кутру вы погаснете, друзья мои, но вы не жалейте об этом. Все-таки выгорели, и горели весело, - этого у вас никто не может отнять»448.Ученый полон решимости до конца бороться с Тенью, и эта решимостьи непреклонность и позволяют ему одержать победу:УЧЕНЫЙ. <…> Но я пошел на смерть, Аннунциата. Ведь, чтобы победить, надоидти и на смерть. И вот – я победил. Идемте отсюда, Аннунциата449.444Там же.
С. 383.Там же. С. 365.446Там же. С. 365.447Там же. С. 387.448Шварц Е.Л. Тень // Шварц Е.Л. Пьесы. В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т. 2. С. 84.449Там же. С. 108.445167Отражая авторское мироощущение, Ученый отказывается признатьпобеду Тени: «Не верю. С одной стороны – живая жизнь, а с другой – тень.Все мои знания говорят, что тень может победить только на время. Ведь мирто держится на нас, на людях, которые работают!»450.
Этот монолог почтидословно повторяет мысль Е.Л. Шварца о пьесе «Тень», высказанную им вжурнале «Искусство и жизнь» в 1939 г.: «Карьерист, человек без идей,чиновник может победить человека, одушевленного идеями и большимимыслями, только временно. В конце концов побеждает живая жизнь»451.В отличие от сказки Г.Х. Андерсена, пьеса Е.Л. Шварца завершаетсяесли не окончательной победой Ученого над Тенью (Тени удается сбежать),то его спасением. Нравственный императив («добро должно победить зло») впроизведении соблюден, и герой остается жив и любим Аннунциатой.Герой пьесы «Дракон» Ланцелот воплощает собой тип храброго исправедливого защитника угнетенных, который странствует по миру,помогая везде, где нуждаются в его помощи. Для понимания характера герояважны аллюзии к образу Дон Кихота, заново осмысленному Е.Л.
Шварцем водноименном литературном сценарии: это оружие, выданное Ланцелоту нагородском совете (медный подносик, назначенный щитом, и тазик отцирюльника, который «назначили исполняющим обязанности шлема»452).Характеры Ланцелота и Дон Кихота схожи на глубинном уровне. Понимаянесовершенство людей, герои тем не менее готовы бороться за них исамоотверженно помогать им. Несмотря на людские насмешки, Дон Кихотупорно повторяет:- А я говорю тебе, что верую в людей! Не обманут меня маски, что напялил ты наих добрые лица!453Ланцелот восхищается городскими собаками:450Там же.
С. 85.Шварц Е. Пьеса-сказка «Тень» // Искусство и жизнь. 1939. № 9. С. 46.452Шварц Е.Л. Дракон // Шварц Е.Л. Пьесы. В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т. 2. С. 152.453Шварц Е.Л. Дон Кихот // Шварц Е.Л. Пьесы. В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т. 1. С. 145.451168ЛАНЦЕЛОТ. Вы думаете, это так просто любить людей? Ведь собаки великолепнознают, что за народ их хозяева. Плачут, а любят454.Говоря о созвучии поведения Ланцелота авторскому мировоззрению,В.Е. Головчинер справедливо утверждает: «Ланцелот – истинно шварцевскийгерой. В нем, в его отношении к горожанам воплощена любимая ипостоянная в пьесах художника мысль о том, что людей надо любить, веритьв них и помогать им стать настоящими людьми»455.Выражая авторскую мысль о важности доброты и сострадания,Ланцелот призывает горожан: «Эй, вы! Не бойтесь.















