Диссертация (1101595), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Среди этихгероев можно выделить несколько типов в соответствии с нашейклассификацией. Так, Суок можно отнести к типу «искателя пропавшегоблизкого человека», т.к. она отправляется во дворец Трех толстяков, чтобыосвободить Просперо, запертого в зверинце Наследника Тутти. Кроме того,она притворяется куклой Наследника Тутти для того, чтобы выручитьДоктора Гаспара, которому поручено ее починить. Таким образом, Суоксовмещает в себе две сюжетные функции: протагониста – «искателя» ипомощника. Сюжетообразующая роль Суок так велика, что существуеттенденция именно ее признавать единственной главной героиней романа ипьесы. Так, именно на этом настаивает литературовед Мариэтта Чудакова вбеседе с Петром Вайлем о том, кого же можно считать главным героемкниги:Вопрос Мариэтте Чудаковой: кто, по-вашему, главный герой повести «Тритолстяка»?122Мариэтта Чудакова: Я думаю, что Суок.Петр Вайль: А вариантов много?Мариэтта Чудакова: Конечно, но Олеша недаром дал ей как имя — фамилию жены<…>315.Известно, что на роман Ю.К.
Олеши оказала влияние новелла Э.Т.А.Гофмана «Песочный человек», точнее образ механической куклы Олимпии,до того похожей на живую девушку, что в нее влюбился главный геройрассказа Натаниэль.Однако мотив «механической куклы» лишь подчеркивает живоеочарование героини.На образ Суок повлияли характеры ее «прототипов»: возлюбленнойписателя Серафимы Суок, а также Валентины Грюнзайд, для которой былнаписан этот роман.В пьесу, в отличие от романа, введен мотив влюбленности Суок вканатоходца Тибула316.Традиционно один из самых распространенных сказочных образовгероя – «искателя пропавшего близкого человека», закономерно частооказывается протагонистом и в драматической сказке. Некоторые из такихгероев близки к образам русской народной сказки (это Василиса Работница иАвдотьяРязаночка).Положительныечертыэтихгероинь–целеустремленность, самоотверженность, доброта – в драматических сказкахподчеркнуты и усилены.
Отметим, что в ряде характеров протагонистов(например, Герды или Мити) акцентированы черты, присущие юным героямлитературыпослереволюционноговремени:решительность,смелость,находчивость. Все герои приобретают индивидуальные черты, что делает ихобразы своеобразными и узнаваемыми. В целом, однако, можно сделать315Герои времени. Три толстяка. Петр Вайль. Радио Свобода. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ermitazh.theatre.ru/performance/archive/zand/8480/316Ю.К.
Олеша в статье «Моя работа с МХАТ» писал, что актеры выявили любовь Суок к гимнасту Тибулу:«Например, в моей пьесе нет того, что Суок влюблена в Тибула. Я этого, во всяком случае, не знал. Театрвыявил ее чувство, и оно оказалось верным» // Олеша Ю.К. Пьесы. Статьи о театре и драматургии. М.:Искусство, 1968. С. 322.123вывод,чтосредипротагонистоврассматриваемого периода герои–русскихдраматическихсказок«искатели пропавшего близкогочеловека», пожалуй, наиболее тесно связаны с традиционными образамиволшебной народной сказки.3.2. Тип героя – «искателя невесты» в русской драматическойсказке 1930-50-х гг.К типу «искателя пропавшего близкого человека» примыкает другойтип героя, за которым стоит целая сказочная традиция, – тип «искателяневесты».
Традиционно «невеста» представляла собой один из видовсказочной «недостачи»317 (термин В.Я. Проппа), ради которой герой покидалдом.Поэтому представляется закономерным то, что и в русской сказочнойдраматургии рассматриваемого периода данный тип представлен достаточношироко. К нему можно отнести следующих героев: Генрих («Голый король»Е.Л. Шварца); Караколь («Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах» Т.Г.Габбе); Зинзивер («Оловянные кольца» Т.Г. Габбе); отчасти Медведь(«Обыкновенное чудо» Т.Г.
Габбе) и Ученый («Тень» Т.Г. Габбе).К типу протагониста – «искателя невесты» относится садовникЗинзивер из драматической сказки «Оловянные кольца». Герой отправляетсяк пиратам, чтобы спасти принцессу Алели, в которую влюблен.В образе Зинзивера воплощена мысль о возможном несоответствиивнешности человека его внутренней сущности. Так, садовник с виду оченьнекрасив, но наделен добрым сердцем, храбростью и находчивостью.Получив от Алели волшебное кольцо, он чудесным образом преображается ихорошеет.317См.: «Можно отметить следующие формы: 1) недостача невесты (или друга, вообще человека). Этанедостача иногда обрисована очень ярко (герой намерен искать невесту), иногда же она словесно даже неупоминается» // Пропп В.Я.
Морфология волшебной сказки. М.: Наука, 1969. С. 40.124Чуткая и добрая Алели влюбляется в героя до его чудесногопреображения. Таким образом, чудо становится для Зинзивера не способомзавоевать невесту, а наградой за смелость и самоотверженность. Главнымдвигателем сюжета оказываются не чудеса, а человеческие чувства испособность разглядеть прекрасную душу за не самой привлекательнойвнешностью.Схожая идея воплощена в характере протагониста другой пьесы Т.Г.Габбе – метельщика Караколя из драматической сказки «Город Мастеров,или Сказка о двух горбунах». Характер Караколя не может быть полностьюопределен как герой – «искатель невесты», однако в существенной степениему соответствует. Так, одним из главных сюжетных мотивов в пьесеявляется мотив «насильственного супружества»318 и освобождения «невесты»еевозлюбленным.СмелыйинаходчивыйКаракольспасаетсвоювозлюбленную Веронику от брака с жестоким герцогом де Маликорном.
Вфинале героя ждет награда: волшебное избавление от горба и свадьба скрасавицейВероникой.Действиеразвиваетсявсоответствииспредсказанием Бабушки Тафаро, сделанным ею в начале пьесы: «Счастливбудешь, красив будешь, женишься на первой красавице в городе»319. Однако,как и для Зинзивера, чудесное преображение становится для Караколязаслуженной наградой за подвиг, а не способом завоевания невесты. Вотличие от «низкого героя» волшебных народных сказок, Караколь и доперевоплощения любим Вероникой, а также горожанами, которые ценилиего доброту, смелость и находчивость. Вероника даже не замечает его горбаи произошедшей с ним волшебной перемены:МАРГАРИТА.
Прямой, статный!.. Как он переменился!ВЕРОНИКА. Разве? А по-моему, он всегда был такой320.318Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Наука, 1969. С. 41.Габбе Т.Г. Город Мастеров. Пьесы-сказки. М.: Детская литература, 1961. С. 20.320Там же. С. 91.319125В отличие от героев народных волшебных сказок, Зинзивер и Каракольв качестве «искателей невесты» действуют без какого-либо личного интересаиэгоистическихпобуждений.Ониприходятнапомощьсвоимвозлюбленным без надежды на взаимность и последующую после спасениясвадьбу. Также спасение невесты не является главным способом завоеванияее расположения (и Алели, и Вероника испытывают чувства к главнымгероям задолго до совершения ими подвигов). Поэтому мы относим их кданному типу, опираясь главным образом на сюжетные признаки, такие как:отправка из дома за невестой, бой за нее с вредителем, победа, свадьба.
Впьесах, в том числе и в изображении образов действующих лиц, большуюроль играют взаимоотношения между героями.Местотрадиционногопреображения.Драматургчудавнамереннопьесахзанимаетотказываетсяволшебствоотпривычныххудожественных приемов, заменяя их демонстрацией чувств персонажей,которые выступают в качестве одного из двигателей сюжета.Типу «искателя невесты» также соответствует свинопас Генрих вдраматической сказке Е. Шварца «Голый король». Спасая Принцессу, вкоторую он влюблен, герой также восстанавливает справедливость, свергаяглупогоидеспотичногоКороля.ОбразГенрихалишенглубокойпсихологической разработки; сомнения и рефлексия героя полностьюисчезают, стоит ему убедиться в том, что Принцесса любит его: «добившисьответного чувства, он успокоился, пришел в себя, стал тем уверенным,ловким, находчивым малым, каким знал его Христиан до встречи спринцессой»321.
Смелый и находчивый герой находится в несомненномродстве не только с героями произведений Г.Х. Андерсена, на сюжетнойоснове которых была написана пьеса, но и с персонажами народных сказок.Как утверждает В.Е. Головчинер, «в характерах Генриха и Христиана все уже321Головчинер В.Е. Эпический театр Евгения Шварца. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1992. С. 66.126сложилось и определилось к началу действия: свинопас уже любитпринцессу и хочет на ней жениться»322.Однако характер Генриха, тем не менее, является новаторским. В немпереосмысляется традиционный тип «низкого героя». Генрих – свинопас,однакоегонизкоесоциальноеположениенеявляетсяглавнымсюжетообразующим фактором в пьесе и не определяет характер героя, какэто обычно бывает в народных волшебных сказках.
Гораздо большеезначение имеют его личные качества.Неслучайно при первой встрече с Принцессой, он просит называть себяпо имени, когда Принцесса именует его свинопасом:ПРИНЦЕССА. Во-первых, он не поросенок, а свинопас, а во-вторых, зачем тыобижаешь мою свиту?ГЕНРИХ. Называй меня, пожалуйста, Генрих323.Как отмечает В.Е. Головчинер, в образе Генриха внимание заострено«на своеобразии его личности, индивидуальности»324.Таким образом, будучи тесно связанным с героями народныхволшебных сказок, Генрих, тем не менее, является литературным героемсовременности,носителем«новойсоциальнойпсихологии»325,повыражению В.Е.
Головчинер. Эта новая социальная психология героявыражается в «уверенности свинопаса в том, что его может полюбитьпринцесса, отсутствии у него всякого трепета перед королем, решимостинарушитьеговолю»326.Этапсихология,атакженоваторскиехудожественные средства, при помощи которых был создан образ героя, всочетании с традиционными чертами сказочного протагониста определяетиндивидуальный характер Генриха.322Там же.
С. 63.Шварц Е.Л. Голый король // Шварц Е.Л. Пьесы. В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т. 2. С. 238.324Головчинер В.Е. Эпический театр Евгения Шварца. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1992. с. 63.325Там же. С. 65.326Там же. С. 65.323127В меньшей степени черты данного типа могут быть обнаружены вдругих героях Е.Л. Шварца: Ученом (пьеса «Тень»), Ланцелоте («Дракон»),Медведе («Обыкновенное чудо»).















