Диссертация (1101595), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Улитка, сошедшая с городского герба, играет достаточно важную295296Там же. С. 123.Там же. С. 181.110роль в действии, выражая авторскую мысль о возможном контрастевнешнего и внутреннего и о том, что героические поступки порой выглядятбуднично и неприметно.Характерным для этой и некоторых других пьес Т.Г. Габбе являетсяакцентирование социального аспекта сюжета, с одной стороны, и усилениепривлекательных черт положительных героев, противостоящих угнетателями эксплуататорам, – с другой. Это можно объяснить общелитературнойтенденцией к наполнению произведений революционным пафосом.Главный герой пьесы метельщик Караколь представляет собойпереосмысленный тип «низкого героя»297: несмотря на свой физическийнедостаток и невысокий социальный статус, он любим большинствомгорожан, которые чутки к доброте и справедливости.
С его образомконтрастирует образ другого горбуна – злодея герцога де Маликорна,угнетающегогород.Схожаявнешностьгероевяркооттеняетихпротивоположные характеры.Пьеса Т.Г. Габбе «Хрустальный башмачок» написана на основе сюжетаклассической сказки Ш. Перро «Золушка, или Хрустальная туфелька».
Также, как и в «Городе Мастеров…», в этой драматической сказке усиленсоциальный конфликт, представленный в фигурах Феи Мелюзины ипридворного Шута. Образ главной героини Золушки приобрел новые черты,по сравнению со сказочным «прототипом». К традиционным положительнымхарактеристикам,отличающимобразпадчерицы(красота,доброта,трудолюбие) прибавляются также смелость, активность, решительность иостроумие – черты, больше свойственные героиням современной советскойлитературы. Таким образом, действие пьесы развивается не только благодарявмешательству чудесных сил, которые олицетворяет Фея Мелюзина, но иблагодаря личным качествам самой главной героини.297Мелетинский Е.М.
Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд-во восточной литературы,1958. С. 213.111Сирота–Падчерицатакженаходитсявцентредействиядраматической сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». В основе пьесылежат «мотивы славянской народной поэзии»298; она стилизована подрусскую народную сказку.
Этим обусловлены и средства создания образаглавной героини. При отсутствии автохарактеристик и анализа самойПадчерицей своих чувств, основными средствами создания ее характераявляются ее поведение и отношение к ней других героев. В ее образенастойчиво подчеркивается связь с природой. Отношение к природе, степеньее знания важны также для понимания остальных действующих лиц пьесы.Таким образом, в драматических сказках рассматриваемого периода,опирающихся на сюжеты и мотивы произведений фольклора, а такжеклассических литературных сказок, используется богатый арсенал способовсоздания образов героев. Кроме традиционных художественных средствприменяютсяпереосмысленныеспособысозданияромантическиххарактеров, что связано и с влиянием революционной романтики времени.Отметим также усиление внимания к социальному аспекту взаимоотношенийгероев.
Разумеется, в создании характеров широко применялись ихудожественныеоткрытиядраматургииивообщелитературырассматриваемого времени.В зависимости от подхода к построению образов героев и в целом похудожественному методу, на наш взгляд, рассматриваемые произведенияможно разбить на две группы (см. Таблицу 1). К первой принадлежатпроизведения, опирающиеся на традиционные методы создания характеров.К этой группе можно отнести пьесы Т.Г. Габбе и С.Я. Маршака.
Ко второйгруппе мы предлагаем отнести драматические сказки авторов, которыеиспользовали новые, только им присущие способы построения характеров.Это пьесы А.Н. Толстого, Ю.К. Олеши, В.А. Каверина, Е.Л. Шварца (следует298Маршак С.Я. Сочинения в четырех томах. М.: Гослитиздат, 1957. Т. 2. С. 445.112оговорить, что пьесы Е.Л.
Шварца «Ундервуд» и «Два клена» тяготеют ктрадиционному методу построения характеров). Далее в этой главе мыпроанализируем образы героев (как правило, протагонистов, но в меньшейстепени также и некоторых второстепенных персонажей, имеющих большоезначение дляразвитиядействия ивыраженияавторскихидей)впроизведениях авторов как из первой, так и из второй перечисленных групп.Таблица 1Типы героев«Искательпропавшегоблизкогочеловека»«Искательневесты»«Искательбунтарь»«Искательосвободитель»«Искательнового»«Пострадавшийгерой»Традиционный подходАвдотья Рязаночка(«Авдотья Рязаночка»);Василиса Работница(«Два клена»)Зинзивер («Оловянныекольца»); Караколь(«Город Мастеров…»)Караколь («ГородМастеров…»), СолдатИван Тарабанов («Горябояться – счастья невидать»)Новаторский подходСуок («Три толстяка»); Герда(«Снежная королева»); Митя(«В гостях у Кащея»)Генрих («Голый король»);Ученый («Тень»); Медведь(«Обыкновенное чудо»)Ланцелот («Дракон»)Золушка («Хрустальныйбашмачок»); Падчерица(«Двенадцать месяцев»)«Романтическийгерой»«Рефлексирующий герой»Ученый («Тень»); Буратино(«Золотой ключик»)Золушка («Золушка»)Ученый («Тень»); Ланцелот(«Дракон»)Ученый («Тень»); Ланцелот(«Дракон»); Волшебник(«Обыкновенное чудо»)Коллективный протагонист(«Три толстяка»); Генрих(«Голый король»); Ученый(«Тень»); Ланцелот («Дракон»)Сказочник («Снежная королева»); Ученый («Тень»); Ланцелот («Дракон»); Волшебник(«Обыкновенное чудо»)«Герой,борющийсяпротивсистемы»«Выразительавторских идей»113В первом столбце («Типы героев») представлены рассматриваемые внастоящей работе типы сказочных протагонистов (разновидности типа«героя-искателя»,воплощенныеврассматриваемыхпроизведениях,«пострадавший герой», а также обновленные типы главных героев,созданные в пьесах).
Во втором и третьем столбцах представлены персонажи,которые относятся к выделенным типам. В столбце «Традиционный подход»представлены герои, образы которых созданы с преимущественнымиспользованием традиционных художественных средств и приемов. Встолбце «Новаторский подход» перечислены персонажи, при созданиикоторых были использованы новые, оригинальные подходы.§ 3.
Тип «героя-искателя» в русской драматической сказке 1930-50х гг.Большинство героев, находящихся в центре действия русскихдраматических сказок 1930-50-х гг., в классификации В.Я. Проппа могутбыть определены как «герои-искатели»; им присуща большая сюжетнаяактивность, и их поступки определяют развитие сюжета в значительнобольшей степени, чем действия главных героев волшебных народных сказок.Этот тип протагониста нашел богатое и многообразное воплощение всказочной драматургии 1930-50-х гг.С учетом особенностей создания характера в литературной и вчастности драматической сказке, а также с опорой на классификациисказочных протагонистов, созданные В.Я.
Проппом, Е.М. Мелетинским иН.В. Новиковым, можно выделить обновленные разновидности типа «герояискателя» в русской драматической сказке 1930-50-х гг., такие как: «искательпропавшего близкого человека»; «искатель невесты»; «искатель-бунтарь»;«искатель-освободитель»; «искатель нового».1143.1. Тип героя – «искателя пропавшего близкого человека» врусской сказочной драматургии 1930-50-х гг.Численнонаиболееизучаемых произведенийширокосредипредставленразнообразияпротагонистовтип, который мыпредлагаемобозначить как «героя – искателя пропавшего близкого человека». Так, ктипу «искателя пропавшего близкого человека» могут быть отнесены такиепротагонисты, как: Герда и Василиса Работница (пьесы Е.Л.
Шварца«Снежная королева» и «Два клена»), Митя («В гостях у Кащея» В.А.Каверина), Авдотья Рязаночка («Авдотья Рязаночка» Т.Г. Габбе), Суок («Тритолстяка» Ю.К. Олеши).Возможно, такая популярность этого типа в русской сказочнойдраматургии 1930-50-х гг. связана с особенностями эпохи. Рассматриваемыепьесыбылисозданывовремяобщенародныхтрагедий(ВеликаяОтечественная война, репрессии). Люди в реальной действительностиустремлялись на поиски своих пропавших близких, членов семьи. В этовремя особенно ценными оказывались такие качества, как преданность,самоотверженность, стойкость – качества, которыми драматурги наделялисвоих героев – «искателей пропавшего близкого человека».Рассматриваемый тип протагониста особенно точно соответствуетописанному В.Я. Проппом типу «искателя» - героя, который соглашается илижелает отправиться на поиски пропавшего человека (как правило, членасемьи)299.Героев, относящихся к названному типу, отличает значительнаяцельность и целеустремленность, поскольку суть содержания пьес, в центредействия которых находится «искатель пропавшего близкого человека»,составляет его напряженное стремление найти и спасти пропавшегоперсонажа.
Кроме того, это можно объяснить и такими общелитературнымитенденциями эпохи, как изображение активного, решительного героя.299Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Наука, 1969. С. 49.115Как справедливо отмечает В.В. Ляхова, «в драматической сказке и с«чужим сюжетом», и с сюжетом оригинальным появляется новый герой,отвечающийсовременномупредставлениюонем:действенный,решительный, наделенный высокими моральными качествами, активнореагирующий на добро и зло»300.Также необходимо помнить о том, что драма в общепринятом,традиционном понимании невозможна без героя с сильной волей к действию:«Волевое начало так или иначе доминирует в психологии действующих лицдрамы и спектакля»301.Герои, составляющие тип «искателя пропавшего близкого человека»,заимствуют у протагонистов народных волшебных сказок лучшие черты:смелость, решительность, целеустремленность и доброту.
Но в соответствиис авторской поэтикой пьес-сказок они наделены достаточно подробнопоказаннойпсихологиейииндивидуальнымихарактерами.Героиприобретают яркие и своеобразные черты, что делает их образыузнаваемыми. Мотивы их поведения могут быть обобщенно описаны какжелание найти пропавшего близкого для них персонажа, но способыдостижения цели весьма разнообразны.
Характеры отдельных героевразвиваются по ходу действия, приобретая или обнаруживая новые черты.Так, Герда идет в страну Снежной королевы на поиски Кея. По ходудействия героиня не только спасает Кея, но и открывает новые сторонысвоего характера: после перенесенных испытаний она осознает своюхрабрость – в том числе и потому, что должна спасти друга: «Я столько заэто время перевидала, что вовсе и не пугаюсь вас, а только сама тоженачинаю сердиться»302. Испугать ее может только холодность Кея: «Я неиспугалась короля, я ушла от разбойников, я не побоялась замерзнуть, а с300Ляхова В.В. Советская детская драматическая сказка 30-х годов: Дисс.














