Диссертация (1101595), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Поэтому,наряду с существующими традиционными типами, в рассматриваемых намипроизведенияхпоявляютсяновые:выразителиавторскихидей,рефлексирующие герои, персонажи – помощники антагонистов, персонажи «двойники» и «отражения» центральных героев, наконец, представителимасс.Таким образом, в основу типологии героев русской драматическойсказки 1930-50-х гг. можно положить следующие принципы:1.
Классификация героев В.Я. Проппа, разработанная им для анализаволшебной народной сказки, может быть применена в исследованиипроблемы героя в русской сказочной драматургии 1930-50-х гг.2. Тип протагониста следует уточнить, опираясь на концепцию Е.М.Мелетинского, то есть выделить в нем типы «эпического героя»272 исоциально обездоленного героя»273: «низкого, не подающегонадежд, героя»274 и «гонимой падчерицы»275.3. В соответствии с обогащением системы типов протагонистов влитературе нового времени, среди героев-искателей из типологииВ.Я. Проппа можно выделить следующие подтипы: «искателяневесты», «искателя пропавшего близкого человека», «искателянового», «искателя-бунтаря», «искателя-освободителя».4. Учитывая значительное влияние литературы романтизма на русскуюдраматическуюсказку,следуетвыделитьпротагониста–романтического героя.272Мелетинский Е.М.
Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд-во восточной литературы,1958. С. 213.273Там же. С. 212.274Там же. С. 213.275Там же. С. 161.1005. В соответствии с литературными тенденциями эпохи существеннообновляется тип рефлексирующего героя, а также возникает типгероя, борющегося против системы.6.
Как и в других драматических произведениях рассматриваемогопериода,врусскихдраматическихсказках1930-50-хгг.возрождается и значительно меняется тип героя – выразителяавторских идей.§ 2. Различные подходы к созданию образов героев в русскойдраматической сказке 1930-50-х гг.Содержательноеисследованиепроблемыгерояврусскойдраматической сказке 1930-50-х гг., на наш взгляд, требует прежде всеговыявления природы героев этих произведений, а также художественныхподходов к созданию их характеров. Кроме того, необходимо проследить,каким образом в пьесах были переосмыслены и творчески использованыисточники этих образов, которые можно обнаружить в фольклоре,литературныхсказкахпредшественников,апоройивреальнойдействительности.На наш взгляд, герои рассматриваемых драматических сказок восходят,прежде всего, к персонажам волшебных народных сказок, а также кхарактерам классических литературных сказок Ш.
Перро, братьев В. и Я.Гримм, Г.Х. Андерсена. Особо следует отметить, что некоторые драматургиэтого периода были членами группы «Серапионовы братья» или теснообщались с ее участниками, поэтому немалое влияние на советскуюдраматическую и вообще литературную сказку оказало творчество немецкихромантиков: Э.Т.А. Гофмана, А. Шамиссо и др.В то же время идеи романтизма были связаны и с революционнойромантикой, присущей отечественной литературе, начиная с 1920-х гг.101Так, в пьесе Ю.К. Олеши «Три толстяка», написанной на основе егоодноименного романа-сказки, нет явных элементов, присущих волшебнойсказке, нет откровенной фантастики, хотя многие события в ней удивительныималовероятны.Этудраматическуюсказкуотличаетатмосферакарнавальности балагана, имеющая, с одной стороны, литературноепроисхождение, а с другой – связанная с рождением нового народногоискусства и послереволюционными театральными экспериментами.Например, в духе послереволюционных театральных поисков в пьесесодержатся элементы «ломки четвертой стены».
Так, в одной из сцен героиспускаются со сцены к зрителям: «Поварята в испуге убегают в зрительныйзал и выпускают шары. Шары летят, летят в зрительный зал»276. По залуищут поварят и Продавца воздушных шаров.На наш взгляд, в этом произведении Ю.К. Олеша представилсвоеобразные типы сказочных героев: коллективного протагониста иколлективного антагониста.КакутверждаетИ.П.Лупанова,«почтивсемсказочнымпроизведениям, о которых идет сегодня речь, свойственны те новаторскиечерты, что были введены в сказочный обиход романом Юрия Олеши. Вопервых, вместо традиционного народно-сказочного героя-одиночки здесь –одерживающий победу коллектив. Во-вторых – вместо условно-сказочныхгероев здесь характеры»277. На наш взгляд, эта мысль справедлива и поотношению к пьесе, написанной Ю.К.
Олешей на основе романа.В центре действия драматической сказки, созданной вскоре послеОктябрьской революции 1917 г. (в 1928 г.), находится группа героев. Этоперсонажи, ведущие борьбу с режимом Трех толстяков: цирковые артисты избалаганчика «Веселая коробочка» Тибул и Суок, знаменитый ученый Доктор276Олеша Ю.К. Три толстяка. Пьеса // Олеша Ю.К.
Пьесы. Статьи о театре и драматургии. М.: Искусство,1968. С. 199.277Лупанова И.П. Полвека. Советская детская литература 1916-1967. Очерки. М.: Детская литература, 1969.С. 283.102Гаспар и оружейник Просперо. Вслед за П. Пави, который употреблялтермин«коллективныйгерой»278,мыбудемназыватьэтугруппудействующих лиц «коллективным протагонистом».Наличиеколлективногопротагонистаможнообъяснитькакособенностями творческого замысла автора, так и темой пьесы (социальнаяреволюция), а также общелитературными тенденциями периода. Пьесы сколлективным главным героем были нередки в послереволюционную эпоху(например, «Мистерия-Буфф» В.В.
Маяковского); характерно, что пьеса«Ткачи», упомянутая В.М. Волькенштейном в качестве примера драмы сгрупповым протагонистом279, также написана на тему народного восстания:ее сюжетом служит восстание силезских ткачей 1844 г. Группа персонажей,выступающая в качестве главного героя, является одной из новаторских чертдраматической сказки «Три толстяка», наряду с монтажной композицией,яркой образностью и цирковой атмосферой.В пьесе «Золотой ключик» А.К. Толстого, представляющей собойавторскую инсценировку его сказочной повести «Золотой ключик, илиПриключения Буратино» (1936), в свою очередь основанной на сюжетепроизведения К.
Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревяннойкуклы», создана атмосфера театра. Основные герои «Золотого ключика» –куклы-марионетки, наделенные детской психологией.М. Петровский в работе «Книги нашего детства» пишет: «Кукольныегерои сказки наделены характерами не слишком сложными (сложныепротиворечилибызаконамжанра),новыраженнымичрезвычайноинтенсивно. «Человеческий» характер папы Карло оказывается бледнее и278«Герой бывает отрицательным, коллективным (народ в некоторых исторических драмах XIX в.) <…>» //Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. Под общ. ред. К. Разлогова. М.: Прогресс, 1991.
С. 53.279«В сложном комплексе скрещивающихся динамических линий, образующих стройное, цельноедраматическое произведение, выделяется основная тематическая линия – единое, цельное устремлениеглавного действующего лица (например, Чацкий), либо двух лиц (Ромео и Джульетта), либо группы лиц(«Ткачи» Гауптмана)» // Волькенштейн В.М. Драматургия.
М: Советский писатель, 1969. С. 13.103даже «кукольней» - в нем проглядывают шаблонные черты театральногоамплуа (что-то вроде «благородного отца»)»280.Главный герой пьесы – деревянный мальчик Буратино – обладаетживым и непосредственным характером сорванца и одновременно включен вкультуру театра и творчества.
Образы его друзей Пьеро и Мальвины такжепредставляют собой причудливое сочетание черт характеров традиционныхкультурных и литературных героев (например, маски Пьеро в театре комедиидель арте281) и детской психологии.Пьеса В.А. Каверина «В гостях у Кащея» написана им на основесобственной прозаической сказки «О Мите и Маше, о Веселом Трубочисте иМастере Золотые Руки» (1938). Главные герои пьесы – обыкновенныесоветские школьники Митя и Маша, оказавшиеся в государстве Кащея –традиционногозлодея,впьесенаделенногообликомдиктатораисобственной «жестокой» философией.Мотив поиска братом похищенной сестры имеет богатую историю вволшебной народной сказке282 (сестер спасают Покатигорошек, Иван Горох,и др.). Несмотря на «сказочное» происхождение, характеры и психологиягероев пьесы разработаны достаточно глубоко.
Митя и Маша говорят идействуют как настоящие советские школьники – храбрые и находчивые.Митя ведет себя, как все мальчишки – дразнит сестру, собирается статьводолазом, оскорбляется, когда радио Кащея объявляет, что он «ковыряет вносу»283.
В то же время он проявляет себя как «эпический герой»284 и,преодолевая все препятствия благодаря своей смекалке и содействию280Петровский М. Книги нашего детства. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. С. 49.Пьеро (Педролино в комедии дель арте) традиционно был неудачливым любовником или обманутыммужем.282Ср. у В.Я. Проппа: «Но так как начальная ситуация всегда требует членов одной семьи, то искатель —искомый из Ивана и царевны превращается в брата и сестру, сыновей — мать и т. д.
Такая ситуациявключает и искателя, и жертву вредителя» // Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Наука, 1969. С.80.283Каверин В.А. В гостях у Кащея // Каверин В.А. Укрощение мистера Робинзона. Пьесы. М.: Советскийписатель, 1959. С. 160.284Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд-во восточной литературы,1958. С. 213.281104помощников, спасает Машу.
Большую роль в создании образа героя играетего речь, которая содержит характерные для времени создания пьесыразговорные слова и выражения.Волшебно-сказочная основа пьесы, опирающаяся на фольклорнуютрадицию,связанассовременнойавторудействительностьюисполитической обстановкой времени (1939 г.): в Кащеевой стране явственноугадываются реалии нацистской Германии. Характерным для детскойлитературы того времени представляется и создание положительныхсказочных образов людей труда: Веселого Трубочиста и Мастера ЗолотыеРуки.Настроением оптимистического подъема и пафоса перемен проникнутапьеса Е.Л. Шварца «Голый король», представляющая собой вольнуюинсценировку трех сказок Г.Х.
Андерсена: «Свинопас», «Новое платьекороля», «Принцесса на горошине». Действие пьесы соответствует сюжетнойсхеме волшебной народной сказки, выделенной В.Я. Проппом, однакопоступки персонажей психологически мотивированы. Главные герои –свинопас Генрих и его возлюбленная принцесса Генриетта, «преодолевают»сказочные модели поведения, созданные в сказках Г.Х. Андерсена. ОбразГенриетты оказывается глубже и сложнее характеров капризных принцесс изсказок «Свинопас» и «Принцесса на горошине». Героиня «Голого короля»способна на настоящую любовь и готова бороться за нее. Легкое своенравиеи капризы являются лишь одними из черт ее характера, не доминируя в нем.В отличие от бедного принца из сказки «Свинопас», Генрих способенвызвать чувство у Принцессы и без помощи волшебного средства («котелок сколокольчиками»285 становится для Принцессы лишь поводом прийти к немуна лужайку).В целом, характер Генриха прочно связан с традицией волшебнойнародной сказки.
Психологизм в его образе обусловлен любовной линией285Шварц Е.Л. Голый король // Шварц Е.Л. Пьесы. В 2 т. М.: ИД «Флюид», 2008. Т. 1. С. 236.105(герой сомневается в том, что Принцесса может ответить на его чувство).Именно через любовную линию раскрывается его характер.















