Диссертация (1101595), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Драматические характеры обладают большей степеньютипизации, чем эпические и лирические. В традиционной драме характеры вопределенной степени однолинейны. Однако лучшие образцы классическойи современной драматургии показывают, что даже при ограниченныхвозможностях авторского повествования в драме в ней возможна глубокаяпсихологическая разработка характеров, сложность и многослойностьобразов.В процессе развития драматургии система драматических героевдостигла высокого уровня развития. Появились различные классификациидраматических персонажей, типов драматических героев.
В современнойдраматургии зачастую происходит отказ от традиционных типов и амплуа,черты которых, однако, могут в той или иной форме обнаруживаться вперсонажах пьес нового времени.Категория героя получает дальнейшее развитие в драматической сказкепо сравнению с волшебной народной сказкой и ее преемницей –литературной сказкой. Во многом сохраняя традиционные типы и чертысказочных персонажей, герои драматической сказки вбирают в себя чертытеатральных типов и амплуа.
Как и в литературной сказке и в других жанрахпрофессиональной литературы, герои лучших драматических сказок XX в.отвечают требованиям художественной достоверности, психологическойубедительности, глубины и сложности характеров.94Категория конфликта является структурообразующей для поэтикидрамы, как традиционной, так и новаторской.Понятие «драматическогоконфликта» претерпело в своей истории многообразное развитие и внастоящее время включает в себя различные типы, обогатилось подробнымихарактеристиками.В своей работе мы будем опираться на классификацию драматическихконфликтов, созданную В.Е.
Хализевым, а именно будем различать«казуальные» (преходящие) и «субстанциальные» (устойчивые) конфликты.Традиционная драма не существует без конфликта, на котором основанее сюжет и в котором раскрываются характеры ее действующих лиц.Конфликтвдрамепротиворечий),представляеткоторое,собойблагодаряпротиворечиесложившимся(системудраматическимобстоятельствам и выбору героя-протагониста, воплощается в драматическойборьбе. Драматическая борьба может происходить как между действующимилицами, так и в сознании одного из героев (как правило, протагониста). Взависимости от степени выраженности конфликта на сюжетном уровне онможет быть внешним или внутренним.Внутренниеконфликты,тесносвязанныессубстанциальными,проявляются, как правило, во внутреннем действии, а внешние, связанные сказуальными, - во внешнем противоборстве.
Поэтому в своем анализедраматической сказки мы будем обращать внимание на место внешнего ивнутреннего действия в построении пьес.Конфликты, лежащие в основе сюжетов народных волшебных сказок,обычно являются казуальными и воплощаются во внешневолевым действии.Это обусловливает сравнительную легкость их адаптации для сцены. Однаков литературной сказке нового времени и в авторской драматической сказке,являющейся ее разновидностью, традиционные типы сказочных конфликтовпоройвидоизменяются,обогащаясьопытом,95накопленныммировойлитературой и драматургией. Конфликты усложняются, углубляются, всечаще носят частично или полностью субстанциальный характер ивоплощаются не только во внешнем открытом противоборстве, но и вовнутреннем действии, в душевной жизни героев.Все эти особенности воплощения характеров и конфликтов вдраматической сказке необходимо учитывать при изучении русскойсказочной драматургии 1930-50-х гг.96Глава 2.
Герой русской драматической сказки 1930-50-х гг.§ 1. Принципы построения типологии героев русскойдраматической сказки 1930-50-х гг.Одной из ключевых категорий в художественном мире драматическойсказки является герой (как правило, этим понятием обозначается главныйперсонаж – протагонист).Для лучшего понимания проблемы героя в русской сказочнойдраматургии1930-50-хгг.необходимопостроитьклассификациюпротагонистов и проследить особенности их воплощения в пьесах, учитываякак связь драматической сказки с эпическим родом литературы (волшебнойнародной и литературной сказкой), так и ее драматическую природу. Припостроении типологии героев в русской драматической сказке 1930-50-х гг.мы будем опираться на теоретические положения в области фольклористики,разработанные в трудах В.Я. Проппа и Е.М.
Мелетинского.Безусловно, поэтику литературной сказки, разновидностью которойявляется драматическая сказка, определяет авторская позиция. Именно этоначало организует структуру литературной сказки. Поэтому использованиесравнительно-типологических моделей В.Я. Проппа и Е.М. Мелетинского,созданных на основе изучения фольклорной сказки, применительно клитературной сказке ХХ в. может вызвать возражения. Однако генетическоеи типологическое родство литературной сказки с народной представляетсянесомненным. По мнению ряда исследователей, литературная сказка, в томчисле драматическая, отличается сильной «памятью жанра»260 (термин М.М.Бахтина), которая в значительной степени проявляется в системе ееперсонажей.Этимобусловленатрадициярассматриватьпоэтикудраматической сказки ХХ в.
с учетом опыта исследований фольклорной260Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. С. 142.97волшебной сказки, особенно в вопросах анализа системы героев. Так, сиспользованием структурных схем В.Я. Проппа анализируют поэтикулитературных сказок ХХ в. такие исследователи, как М.Н. Липовецкий261,Е.Ф.
Гилёва262, Г.Ф. Сейткалиева263. К примеру, в диссертации Е.Ф. Гилёвойсистема персонажей драматических сказок 1970 – 2000-х гг. рассмотрена вкатегориях модели В.Я. Проппа. Ученых также интересует отдельный аспектразвития и переосмысления фольклорных сказочных традиций в авторскихсказках XIX и ХХ вв.264С учетом вышесказанного нам представляется, что структурнотипологическая модель, разработанная В.Я. Проппом, а также типологияпротагонистов народной волшебной сказки, созданная Е.М. Мелетинским,продуктивны не только применительно к фольклорной сказке, но и клитературной, в частности, драматическойсказке ХХ в., использующейхудожественные открытия современной литературы и театра.Мы будем рассматривать прежде всего сказочных протагонистов втерминологии В.Я.
Проппа, которым в классификации Е.М. Мелетинскогосоответствуютследующиеосновныетипы:«эпическийгерой»265и«социально обездоленный герой»266 (с подтипами «низкого, не подающегонадежд героя»267 и «гонимой падчерицы»268). Похожая модель разработанаН.В. Новиковым в работе «Образы восточнославянской волшебной сказки».261Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920 – 1980-х гг.).Свердловск: Изд-во Урал.
ун-та, 1992.262Гилёва Е.Ф. Пути развития русской драматической сказки конца ХХ века (1970 – 2000 гг.). Дисс. … канд.филол. наук. М., 2011.263Сейткалиева Г.Х. Литературная сказка Е.Л. Шварца в аспекте сказочности и реализма. Автореф. дисс. …канд. филол. наук. Алматы, 2008.264См., например, Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке(Поэтическая система жанра в историческом развитии).
Дисс. … докт. филол. наук. Томск, 1982; ЛупановаИ.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. Дисс. … докт. филол.наук. Петрозаводск, 1959; Екимова Т.А. Поэтика русской драматической сказки 30 – 40-х годов ХХ века всвете современной теории литературного фольклоризма. Дисс. … канд. филол.
наук. Челябинск, 1995.265Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд-во восточной литературы,1958. С. 213.266Там же. С. С. 14.267Там же. С. 213.268Там же. С. 161.98Как мы отметили в Главе 1, пункте 1.6 настоящей работы, ученый выделяетсреди протагонистов типы «героя-богатыря» и «иронического удачника»269.Другие основные типы героев в концепции В.Я. Проппа следующие:антагонист (вредитель), даритель, волшебный помощник, царевна (невеста)(и нередко ее отец), отправитель и ложный герой. Протагонист, в своюочередь, подразделяется на два типа: «пострадавшего героя» и «искателя».Поскольку жанр литературной и в особенности драматической сказкипретерпел значительные изменения по сравнению со сказкой фольклорной,закономерно, что и типы героев получили значительное развитие и могутбыть подразделены на новые подтипы.
Более того, поскольку литературавсегда отвечает требованиям времени, мы должны принимать во внимание,что сказочная драматургия рассматриваемого периода создавалась в эпохуперемен, после слома старой общественно-экономической системы, вусловиях роста нового направления в литературе – социалистическогореализма.
В связи с этим значительное место в произведениях получилреволюционный пафос, идеи борьбы эксплуатируемых и угнетенных противэксплуататоров и поработителей, идеи создания нового типа героя –революционера, борца, бунтаря. Поэтому более активными, смелыми ирешительными, по сравнению с традиционными сказочными персонажами,становятсяигероидраматическихсказок,особенно«социальнообездоленные»270. Кроме того, отражая в произведениях активность масс,авторы вводят в действие коллективных протагонистов и антагонистов.Следует также заметить, что современная эпоха вызвала к жизни героев (илиантигероев), борющихся не против конкретных антагонистов или их групп, апротив системы социальных отношений271, и такие герои нашли воплощениев литературе и драматургии.269Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки.
Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. С. 25.Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд-во восточной литературы,1958. С. 14.271См. об этом в работе: Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. М.: «Ваклер», «Рефл-бук», «АСТ», 1997. С. 226.27099Поскольку развитие сказочной драматургии не могло оставаться встороне от общего литературного процесса, развития литературных приемови художественных средств, очевидно, что и система типов персонажей вдраматических сказках должна была усложняться и обогащаться.














