Диссертация (1101595), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. Л.: Искусство, 1969. С. 41.Хализев В.Е. Драма как род литературы. М.: Изд-во Московского университета, 1986. С. 114.111Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. Л.: Искусство, 1969. С. 41.112Там же. С. 42.113Поляков М.Я. В мире идей и образов. М.: Советский писатель, 1983. С. 302.11047На большой доле типизации в создании драматических характеровнастаивают Б.В. Томашевский, В.Е. Хализев, С.Д.
Балухатый, В.М.Волькенштейн, М.Я. Поляков, В.А. Сахновский-Панкеев, Э. Бентли и др.Они объясняют ее большим удельным весом характера в сюжетообразованиидрамы,атакжеограниченнымивозможностямипсихологическогоизображения, присущими этому роду литературы.В драматическом характере находят наиболее яркое и полноевоплощение черты, играющие сюжетообразующую роль.
Об определенной«однолинейности» и психологической «бедности» драматического характераговорится в ряде исследований по теории драмы.В.Е. Хализев приходит к выводу о том, что для драмы наиболеепредпочтительны«однолинейныеперсонажи«дореалистического»искусства»114.В.А. Сахновский-Панкеев утверждает, что «всестороннее раскрытиехарактера в драме не только не осуществимо, но и противно ее эстетическойприроде»115.Об определенной «односторонности» психологического изображенияв драме писал С.Д.
Балухатый116.Однако успешный опыт драматургии, уделяющей большое вниманиетонкой психологической разработке характеров (например, пьесы У.Шекспира «Гамлет», произведений Г. Ибсена и А.П. Чехова) показывает, чтоввозможностипсихологическогоизображениядраманеуступаетлирическому и эпическому родам литературы.На наш взгляд, возможности драматического характеросложения неограничиваются изображением лишь одной или нескольких психологическихчерт действующего лица. Об ошибочности акцентировании в образе героялишь одной психологической характеристики А.С.
Пушкин писал, сравнивая114Хализев В.Е. Драма как род литературы. М.: Изд-во Московского университета, 1986. С. 114.Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. Л.: Искусство, 1969. С. 42.116См.: Балухатый С.Д. Проблемы драматургического характера. Л.: Academia, 1927. С.
11.11548«Скупого» и комедию У. Шекспира «Венецианский купец»: «У Мольера скупойскуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив,остроумен»117.В драме, где возможности авторского повествования минимальны и,как правило, ограничены ремарками, герой проявляет себя в поведении иречи, которые должны быть максимально действенными и емкими похудожественномусодержанию.Этимобусловленанекотораяпреувеличенность образной системы в драме: «драма тяготеет к внешнеэффектнойподачеизображаемого.Ееобразностьоказываетсягиперболической, броской, театрально яркой»118.Для обозначения образного единства драматического персонажа, вкотором внешние черты, поведение героя ярко и емко воплощают еговнутреннюю жизнь, позволяя ему остаться в «культурной памяти, вчитательском сознании нации»119, А.И.
Журавлёва вводит термин «фактурагероя»120. Исследовательница подчеркивает, что «само по себе наличиефактуры – непременное качество всякого удавшегося персонажа вреалистическом произведении, это как раз то свойство героя, которое делаетего «живым» для читателя, а нередко, по признаниям писателей, и для самихсоздателей»121. Под фактурой А.И. Журавлёва понимает не «“пустую” форму,внешность, “манеру”»122, а «социальную содержательность этого понятия,которая оказалась шире и «длительнее» непосредственно идеологическогоего наполнения и была связана с явлением социальной психологии»123.Литературоведсвязываетпотребностьдраматическогогерояв«фактуре» с тем фактом, что предназначение любой пьесы (кроме «пьес длячтения» (“lesedrama”)) составляет ее постановка на сцене: «вместе с тем в117Пушкин А.С. Дневники.
Автобиографическая проза. М.: ИД «Азбука-классика», 2008. С. 112.Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2005. С. 319.119Журавлёва А.И. Островский-комедиограф. М.: Издательство Московского университета, 1981. С. 50.120Там же. С. 50.121Там же. С. 50.122Там же. С. 49.123Там же. С. 49.11849персонаже драмы, ориентирующейся на сцену, значимо не только обретениеслова и голоса, но плоти фактуры»124. Благодаря особой выразительностидраматических характеров многие из них превращаются в «образцы дляподражания, эталоны житейского поведения»125.Позже С.А.
Мартьянова вводит понятие «формы поведения»126, котороеобозначает комплекс внешних черт героя, выражающий его внутреннююсущность. Несмотря на то, что в отличие от эпического произведения, драмалишена возможности подробного авторского описания внешности иповедения героев, во многом за счет богатства и разнообразия их речевойхарактеристики, их образы становятся настолько яркими и выразительными,чтоименно«драмаоказываетсясвоегородасредоточиемформповедения»127.Таким образом, характеры в драматическом произведении обладаютособенностями в сравнении с характерами в других родах литературы.Драматические характеры строятся в диалектическом единстве с действием иконфликтом, раскрываются в драматической борьбе – внешней иливнутренней.Драматическиехарактерыобладаютбольшейстепеньютипизации, чем эпические и лирические.
В традиционной драме характеры вопределенной степени однолинейны. Однако лучшие образцы классическойи современной драматургии показывают, что даже при ограниченныхвозможностях авторского повествования в драме в ней возможна глубокаяпсихологическая разработка характеров, глубина и многослойность образов.1.5. Специфические театральные средства изображения человека124Там же. С. 38.Там же. С. 38.126Мартьянова С.А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности. Владимир:ВГПУ, 1997. С. 51.127Там же. С. 52.12550Существуют особые формы изображения человека, присущие толькодраме: «амплуа», «роль» и «тип» в специфическом, театроведческомпонимании этого термина.С типологией героев в драме тесно связана система театральныхамплуа.
Термин «амплуа» в «Словаре театра» П. Пави трактуется как «типроли актера, соответствующий его возрасту, внешности и стилю игры»128.Это готовый, устоявшийся характер, который связывает пьесу с миромисполнителей. В разные исторические эпохи существовали различныеамплуа. Еще в Древней Греции драматические персонажи делились натрагиков и комиков, причем среди трагиков выделялись главные герои –протагонисты. Многочисленные амплуа появляются в более поздних формахтеатра, например, сатирические образы римского фарса, «дураки» и «бесы»средневекового театра,маски commedia dell’arte, благородные «герои» и«героини» в театре классицизма, более развитая система амплуа («субретки»,«резонеры», «благородные отцы» и т.п.) в буржуазной драме.
Усложненасистема действующих лиц в реалистической драме ХIX в. А с появлением«новой драмы» и театральной системы К.С. Станиславского на рубеже XIXХХ вв. происходит фактический отказ от традиционной системы театральныхамплуа129.«Тип», или «типический персонаж» – в театроведческом понимании –это «условный персонаж, обладающий физическими, психологическими илиморальнымихарактеристиками,заранееизвестнымипубликеизафиксированными литературной традицией (великодушный разбойник,добрая проститутка, фанфарон, все персонажи commedia dell’arte)»130.Традиционному типу (в том числе переосмысленному) в произведенияхдля театра присущ большой сценический потенциал.
Черты драматических128Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. Под общ. ред. К. Разлогова. М.: «Прогресс», 1991. С. 12.См.: Станиславский К.С. Об актерском амплуа // Полн. собр. соч.: в 8 т. М.: Искусство, 1958. Т. 5. С. 180185.130Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. Под общ. ред. К. Разлогова. М.: Прогресс, 1991. С. 380.12951типов традиционного старинного театра могут быть обнаружены у многихгероев, в особенности второстепенных, пьес Нового времени. К примеру,переосмысленныетипыитальянскойкомедииdell’arte(богатый,самовлюбленный и скупой старик Панталоне; ученый Доктор, который«болтает, болтает без конца»131; слуги-дзанни: Бригелла и Арлекин;хвастливый и самоуверенный вояка Капитан, и т.д.) были использованы вдраматургии начала XX в.Так, почти в каждой пьесе А.П.
Чехова присутствует герой-доктор. Этоврачи: Дорн в «Чайке», Чебутыкин в «Трех сестрах» и даже Астров в пьесе«Дядя Ваня». Классический образ Доктора переосмыслен в соответствии среалиями времени и житейским опытом писателя, который сам занималсяврачебной практикой. К типу старика Панталоне восходят образы такихгероев, как профессор Серебряков в пьесе «Дядя Ваня», учитель Кулыгин в«Трех сестрах».Черты шутов (дзанни) можно усмотреть в таких комическихперсонажах, как Шарлотта и Епиходов из «Вишневого сада», Вафля из пьесы«Дядя Ваня», Ферапонт в «Трех сестрах».Своеобразным переосмыслением комедии dell’arte, проникнутымромантической иронией, стала пьеса А.А. Блока «Балаганчик».Стоит ли говорить о том, что персонажи комедии масок сильноповлияли на драматургию абсурда, начиная с «Короля Убю» А.
Жарри изаканчивая пьесами Э. Ионеско, С. Беккета, С. Мрожека.На наш взгляд, понятие «роли» представляет собой тип персонажа,реализованный в драматическом тексте и его воплощении актером. Помнению П. Пави, термин «роль» «содержит ряд традиционных качествкакого-либо поведения или социального класса (роль предателя, злодея)»132.131132Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра.
М. – Л.: Искусство, 1941. С. 137.Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. Под общ. ред. К. Разлогова. М.: Прогресс, 1991. С. 296.52По справедливому утверждению Н.Д. Тамарченко, «роль», «амплуа» и«тип» противопоставлены «драматическому характеру» по принципусовпадения / несовпадения действия и сущности персонажа. Если «амплуа»,«роль» или «тип» означает полное совпадение поведения и внутреннегонаполнения героя, то драматический характер не совпадает с сюжетом доконца и характеризуется «возможностью расхождения между позицией иролью»133.Таким образом, такие формы изображения человека в театре, как«амплуа», «тип» и «роль», обладают высокой степенью обобщения.














