Автореферат (1101594), страница 5
Текст из файла (страница 5)
В пьесах «Тень» и «Дракон» Е.Л. Шварца, как и впроизведениях немецких романтиков XIX в. (А. Шамиссо, Э.Т.А. Гофмана) исказках Г.Х. Андерсена, протагонисты пьес вступают в романтическиеконфликты с окружающей их действительностью. Однако эти конфликты теснопереплетены с морально-этическими и социальными. Герои, пройдя через опытвзаимодействия с реальностью, стремятся преодолеть разрыв с обществом иготовы к деятельности в «живой жизни» (хотя и остраненной, сказочной).В § 4 «Новаторство в воплощении социального конфликта в русскойсказочной драматургии 1930-50-х гг.» отмечено, что в русской сказочнойдраматургии 1930-50-х гг. интерес к общественной роли человека и кактуальным историческим событиям проявился в использовании нового типасоциального конфликта.
Это конфликт, представляющий собой борьбуглавногогероя(иликоллективногопротагониста)несотдельнымантагонистом-вредителем, а с несправедливой общественной системой или сзавоевателями и угнетателями.Этот типконфликтаприближает пьесы к направлению «эпическойдрамы», тем более что ряд таких пьес являются инсценировками произведенийэпического рода литературы. Отметим, что в пьесах Т.Г.
Габбе, а также вавторских инсценировках Ю.К. Олеши, А.Н. Толстого и В.А. Каверинаконфликт носит преходящий характер. В зрелых же пьесах Е.Л. Шварца «Тень»и «Дракон» конфликт протагониста с несправедливым общественнымустройством не только вызывает внутреннюю борьбу в душах главных героев,но и оказывается субстанциальным и не находит окончательного разрешения вфиналах произведений.В § 5 «Зарождение и развитие тенденции использования внутреннегоконфликта как сюжетной основы в русской сказочной драматургии 193050-хгг.(наматериалепьесЕ.Л.Шварца«Тень»,«Дракон»,«Обыкновенное чудо»)» отмечено, что внутренний конфликт тесно связан ссубстанциальным и как, правило, заключается в психологической борьбе,которая разворачивается в душах героев.21В пьесе Е.Л. Шварца «Тень» Ученый от обычного сказочного пилигримаподнимается, на наш взгляд,до высотытрагического герояв егоаристотелевском понимании: как несовершенного человека, в результате своейошибки попавшего в беду.
Внутренний конфликт в душе героя соотносится сприсутствующимвпьесесубстанциальнымконфликтом,вызваннымнесправедливым устройством сказочной страны.Внутренние конфликты переживает и Ланцелот, протагонист пьесы«Дракон». В начале действия он предстает как настоящий «эпический герой»,странствующий рыцарь-освободитель, не знающий страха, и без сомненийготовый защищать всех обиженных. Однако по мере развития действиягуманизм героя и его любовь к людям сталкиваются с испытаниями, которыеприводят к внутренней борьбе в сознании героя, из которой он выходитобновленным и принимает решение вернуться в город и бороться за душилюдей.Наполнен внутренней драмой образ Хозяина-Волшебника в пьесе«Обыкновенное чудо».
Источник этой драмы состоит в том, что он, обладаяволшебной силой, чувствует глубокую ответственность за все свои действия ичудесные возможности.Таким образом, в русской сказочной драматургии 1930-50-х гг.формируется важная тенденция, проявляющаяся в пьесах Е.Л. Шварца, аименно обращение к внутренним конфликтам как к источнику драматизма исюжета сценических произведений.В § 6 «Конфликт и герой русской драматической сказки 1930-50-х гг.как взаимообусловленные категории» выявлено, что в тех пьесах, в которыхпривычные для сказок конфликты воплощаются достаточно традиционнымспособом, и герои предстают цельными натурами, в характере которых обычнодоминируют положительные черты, знакомые по народным сказкам.Новизна трактовки героя, участвующего в социальных конфликтахнового типа (связанных с борьбой с завоевателями и угнетателями), состоит втом, что он борется не только и не столько ради своих целей, сколько для того,чтобы восстановить справедливость и победить зло.22В зрелых произведениях Е.Л.
Шварца, в основе которых лежатсубстанциальные конфликты, действуют и герои нового склада, отмеченныеглубоким психологизмом, внутренним драматизмом и рефлексией. С другойстороны, сложные характеры героев с богатым внутренним миром переводят ихна первый взгляд внешнюю борьбу с антагонистами на более высокий уровеньобобщенных и субстанциальных конфликтов, противоборства надличногодобра и зла.В заключении подводятся итоги исследования.Основанные на традициях волшебной народной и литературной сказки,произведения сказочной драматургии испытывали влияние художественнойлитературы и театра своего времени, требований эпохи и общества.Наряду с традиционными героями, присущими волшебной народнойсказке, а также персонажами, типичными для классической литературнойсказки, авторы русских сказочных пьес 1930-50-х гг. существенно обновилитипы героев-протагонистов и создали сложные, глубокие образы.В русской драматической сказке 1930-50-х гг.
чаще использовалисьтрадиционные типы конфликтов, присущие народной волшебной сказке.Однако интерес к роли человека в обществе и в истории проявился виспользовании типа социального конфликта, представляющего собой борьбугероя с несправедливой общественной системой или с завоевателями иугнетателями.В пьесах Т.Г.
Габбе, Ю.К. Олеши, А.Н. Толстого и В.А. Каверинаконфликт носит преходящий характер, не связан с противоречиями в душахпротагонистов. В зрелых же пьесах Е.Л. Шварца «Тень» и «Дракон»центральныйконфликт протагониста с несправедливым общественнымустройством не только вызывает внутреннюю борьбу в душах главных героев,но и оказывается субстанциальным и не находит окончательного разрешения вфиналах произведений.Русская сказочная драматургия 1930-50-х гг. существенно обогатилатипологию как героев, так и конфликтов, присущих жанру драматическойсказки, что позволило лучшим сказочным пьесам советских драматургов войтив классику литературы и театра.23Основныеположениядиссертацииизложеныв17следующихпубликациях, 4 из которых размещены в изданиях, рекомендованных ВАК.1.Принципы сюжетосложения в русской драматической сказке 1930-50-х гг.
(на материале пьес Е.Л. Шварца, С.Я. Маршака и Т.Г. Габбе) //Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика.М.: ЦМО МГУ, 2013. № 4. С. 111 – 116. (Рекомендован ВАК). – 0,5 п. л.2.Различные аспекты реализации сюжета освобождения от угнетателейв русской драматической сказке 1920-1940-х гг. (на материале пьес Е.Л.Шварца, Ю.К. Олеши и Т.Г. Габбе) // Вестник Российского университетадружбынародов.Серия«Литературоведение.Журналистика».М.:Издательство РУДН, 2014.
№ 4. С. 54 – 59. (Рекомендован ВАК). – 0,5 п. л.3.Типология героев-протагонистов в русской драматической сказке1930-1940-х годов // Вестник Московского университета. Серия 9«Филология».М.:ИздательствоМосковскогогосударственногоуниверситета, 2014. № 6. С. 131 – 138. (Рекомендован ВАК).
– 0,5 п. л.4.Русскаядраматическаясказка1930-1940-хгг.всветефольклористических концепций В.Я. Проппа и Е.М. Мелетинского //Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота,2015. № 5 (47): В 2 частях. Ч. 2. С. 168-171. (Рекомендован ВАК). – 0,5 п. л.5.Значение художественной детали в пьесе Е. Шварца «Дракон» //Материалы XVII Международной научной конференции студентов, аспирантови молодых ученых «Ломоносов». М.: Издательство Московского университета,2010. С. 661-664.
– 0,2 п. л.6.Трансформация сюжетов сказок Г.Х. Андерсена в пьесах Е.Л. Шварца //Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ2012» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, К.К. Андреев,М.В. Чистякова. [Электронный ресурс]. М.: МАКС Пресс, 2012. 1 электрон.опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+;Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. – 0,2 п. л.7.Значение художественной детали в пьесе Е. Шварца «Снежная королева»// Детская литература и воспитание.
Сборник научных трудов Международной24научно-практической конференции «Детская литература и воспитание».Выпуск 8. Тверь, 2012. С. 78-83. – 0,3 п.л.8.Значение художественной детали в пьесе Е.Л. Шварца «Тень» //Современные подходы к исследованию литературы о детях и для детей:материалы международной научно-практической конференции аспирантов,магистрантов и студентов. Барнаул, 2012. С. 49-55. – 0,3 п.л.9.Авторскаятрансформацияпрозаическойлитературнойсказкивдраматическую на примере произведения Ю. Олеши «Три толстяка» //Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ2013» / Отв.
ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, К.К. Андреев,М.В. Чистякова. [Электронный ресурс]. М.: МАКС Пресс, 2012. 1 электрон.опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+;Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. – 0,2 п. л.10.Значение художественной детали в пьесе Е.Л. Шварца «Голый король» //Детская литература и воспитание. Сборник научных трудов Международнойнаучно-практической конференции «Детская литература и воспитание».Выпуск 9. Тверь, 2013. С. 51-56. – 0,3 п. л.11.Тип положительного героя в русской драматической сказке 1930-50-х гг.//МатериалыМеждународногомолодежногонаучногофорума«ЛОМОНОСОВ-2014» / Отв.
ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А.Антипов, К.К. Андреев, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс]. М.: МАКСПресс, 2012. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования:ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe AcrobatReader. – 0,2 п. л.12.Особенности интерпретации сюжета сказки Ш. Перро «Золушка, илиХрустальная туфелька» в киносценарии Е.Л. Шварца «Золушка» и пьесе Т.Г.Габбе «Хрустальный башмачок» // Детская литература и воспитание.
Сборникнаучных трудов Международной научно-практической конференции «Детскаялитература и воспитание». Выпуск 10. Тверь, 2015. С. 34-39. – 0,3 п. л.13.Образ положительного героя в русской сказочной драматургии 1930-40-хгг. // Актуальные проблемы филологической науки: взгляд нового поколения.Материалы ХХ – ХХI Международных конференций студентов, аспирантов и25молодых ученых «Ломоносов»: Секция «Филология» / Ред.-сост. А.Е. Беликов.М.: Издательство Московского университета, 2015. Выпуск 6. С. 196-201.[Электронный ресурс].















