Диссертация (1101422), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Так, у В.Г. Распутина в повести «Последнийсрок» в сознании умирающей старой крестьянки отражается вся ее жизнь всовокупности случайного и закономерного, прошлого и настоящего, общего ииндивидуального.Деревенская проза воссоздала широкую картину крестьянской жизни,трагическую историю русского крестьянства в ХХ веке. Особенно актуальнымбыло обращение писателей-деревенщиков к периодам раскулачивания иколлективизации, а также Великой Отечественной войны: «Кануны» В.И.Белова, «Мужики и бабы» Б.А. Можаева, «Братья и сестры» Ф.А.
Абрамова и13др.Важнымсобытием1990-хсталапубликациятакназываемых«задержанных» произведений (например, повести «Поездка в прошлое» Ф.А.Абрамова, рассказов В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»), вкоторых в судьбах простых людей осмысливались полные драматизмастраницы истории. В эти годы увидели свет многие мемуарные и дневниковыезаписи. Многие произведения деревенщиков отразили социо-экономическиепроблемы села, вставшие перед крестьянами и во времятак называемой«оттепели».Этическая природа деревенской прозы определяется творческимиустановкамиееавторов,соответствующимишукшинскойформуле«нравственность есть правда» 5 , что осознавалось как несомненное условиехудожественности.
В их лучших героях воплощена мудрость народнойнравственности с ее поучительными жизненными уроками, в напряженномпоиске истины можно увидеть продолжение традиционного для русскойлитературы и национального самосознания в целом правдоискательства,выраженной устремленности к идеалу.Эстетический идеал «деревенской прозы» сформирован на основекрестьянскогомировоззренияимироощущениявегомировой,общечеловеческой сути и национальной особенности. Активное использованиетрадиций устного народного творчества определило не только своеобразиехудожественное, но и расширило возможности философского осмыслениянародной жизни в ее полноте, обогатило язык и образную структурупроизведений.Для «деревенской прозы» характерны мотивы прощания и памяти, чтослужило поводом для упреков со стороны критики в преувеличенном вниманиик прошлому, в его идеализации, большей частью несправедливые.
Социальныесдвиги, происходящие в действительности, к которым всегда чутки былиписатели, вносят изменения в авторскую концепцию жизни. Писатели,5Шукшин В.М. Нравственность есть правда // Вопросы к самому себе М.: Мол.гвардия 1981. С. 56.14относящиеся к деревенской прозе, в своем осмыслении меняющейсядействительности нередко выражают опасение о трагической необратимостипроисходящих в народном сознании и народной жизни деформаций,пророческие мотивы, заметные в художественной ткани произведений, выдаюттревогу об общенациональном будущем.В процессе эволюции и формирования «деревенской прозы» каксобственно литературного направления складывается особая типология героя,формируются приемы и средства выражения авторской позиции, осваиваетсятрадиция художественного исследования народного характера, Как характерноев типологии героя выделяют образы хранителей традиций крестьянской жизни,и тех, кто строит свою жизнь вопреки им.
В произведениях особенную рольиграет образ автора. Как правило, он принадлежит крестьянскому миру, ведетповествование как бы «изнутри», его речь часто воспроизводит особенностиговора и самого мышления сельского жителя с привычным кругом егопредставлений и забот. Образу автора порой приданы автобиографическиечерты. Лиризация повествования отмечена в критике как характернаятенденция деревенской прозы. Объединяющим началом для многих еепроизведенийявляетсясубъективированныйхристианскихнравственно-эстетическихобразценностейавтора,свысотыоценивающийвсепроисходящее.Жанровая структура «деревенской прозы» включает такие традиционныеформы, как рассказ, повесть и роман.
Писатели-«деревенщики» внесли свойвклад в развитие жанров повести («современная пастораль» – «Пастух ипастушка», В.П. Астафьева, «Деревянные кони», «Поездка в прошлое» Ф.А.Абрамова, «Бухтины вологодские» В.И. Белова), рассказа (рассказы В.М.Шукшина), романа (роман-хроника В.И. Белова «Кануны») и т.д.
Большоеразвитие получают сказовые элементы в жанровых формах, ориентированныхна «рассказывание» – к примеру, в «повествовании в рассказах» с вставнымипритчами, легендами и т.п. («Царь-рыба» и «Последний поклон» В.П.15Астафьева). Наряду с крупномасштабными полотнами (роман-тетралогия Ф.А.Абрамова «Братья и сестры»), получает развитие и жанр лирическойминиатюры («Трава-мурава» Ф.А. Абрамова, «Капля росы» В.А. Солоухина ит.д.).
Публицистический жанр как способ непосредственного писательскогоотклика на явления современной действительности оказался востребованнымна протяжении всего развития этого литературного направления.Понятие «деревенская проза» возникло и закрепилось в литературнойкритике второй половины 1950-х годов. Первоначально оно употреблялось поотношению к очеркам В.В. Овечкина («Районные будни», 1952-56 гг.) и Е.Я.Дороша («Деревенский дневник», 1956-70 гг.). Собственно художественноевоплощение тема деревни, прежде всего ее остросоциальная сторона, получилав произведениях В.Ф.
Тендрякова, А.Я. Яшина, Г.Н. Троепольского и др. 1950-егодыможносчитатьначальнымэтапомразвитияпрозыодеревне,подготовившим появление классических образцов «деревенской прозы». Этовремя характеризуется полемикой с утвердившимися в литературе штампами визображении сельской жизни и обращением к правде факта.
Одним иззначимых событий литературного периода стала публикация статьи Ф.А.Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» (1954 г.).Литература вновь возвращалась к исконной своей традиции глубокогосоциально-психологического анализа современной жизни. На этом этапедеревенскую прозу характеризуют конструктивность, оптимизм, не утраченнаянадежда и вера в социалистический идеал, стремление влиять на общественнуюжизнь, разрабатывая социально-экономическую проблематику.В 60-е годы «деревенская проза» предстала как «целостное литературноенаправление, сформированное единством темы и объекта, к которому онообращено: судьба русской деревни в исторических катаклизмах столетия;русский народный характер в ситуации ломки извечного национального укладажизни… Это литературное направление сконцентрировало в себе величайшееусилие народной памяти, создав образ навсегда ушедшей русской деревни,16идеализировав его, воплотив в нем выработанный столетиями существованиярусской цивилизации идеал» 6 .
Очерки нравственной эстетики «Лад» В.И.Белова являют собой поиск гармонии в крестьянской душе, сельском образежизни, народном миропонимании.В 70-х годах характерным становится мотив прощания. У писателейнарастает глубокая тревога, вызванная осознанием не только необратимостиухода старой деревни, но и изменений, происходящих в самой крестьянскойдуше. Шукшинский тревожный вопрос: «Что с нами происходит?» – звучит нетолько в его публицистикеи рассказах, особенно в рассказах с героем«чудиком», который благодаря своей природе «диагностирует» нравственные идуховные деформации, происходящие в человеке и обществе, но и вдеревенской прозе в целом.
Ощущение исхода традиционного крестьянскогомира особенно остро испытывают и переживают писатели-«деревенщики».Ф.А. Абрамов выразил это так: «… старая деревня с ее тысячелетней историейуходит сегодня в небытие... А это значит – рушатся вековые устои, исчезает тамноговековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная культура:ее этика и эстетика, ее фольклор и литература, ее чудо-язык. Ибо, перефразируяизвестные слова Достоевского, можно сказать: все мы вышли из деревни.Деревня – наши истоки, наши корни. Деревня – материнское лоно, гдезарождался и складывался наш национальный характер.
И вот сегодня, когдастарая деревня доживает свои последние дни, мы с особым, обостреннымвниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею,вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок» 7 . Однако следуетотметить, что в деревенской прозе все же не было идеализации народа,писатели, сами кровно связанные с народом, показывали разные сторонырусского характера, следуя традиции русских классиков А.С. Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.
Толстого. «Народ – жертва зла и как опора, питательная почва6Голубков М.М. Деревенская проза. // История русской литературы ХХ века: в 2 ч. Под ред. В.В. Агеносова.М.: Издательство Юрайт, 2013. С. 399 – 401.7Абрамов Ф.А. Собр.соч. в 6 т. М.: Художественная литература.1993. Т. 5. С. 10.17зла», – об этом, по воспоминаниям Л.В. Крутиковой-Абрамовой, размышлялФ.А. Абрамов, он считал необходимым для писателя «поглубже взглянуть нанарод, всерьез разобраться в том, что же такое народ. Только ли великое идоброе заключено в нем?... Духовные потери чреваты, быть может, ещебольшим последствиями, чем разрушение природы...
Жизнь в своих истокахвсегда чистая, и нравственная чистота человека определяется тем, насколько онблизок к этим истокам, в какой мере имеет в себе эту чистоту»8. В критикеотмечалось как постоянная составляющая произведений «деревенской прозы»наличие в них (в явной или скрытой форме конфликта города и деревни).Для произведений 70-80 годов характерна их циклизация. Стремлениемзапечатлевать историческую панораму крестьянской жизни, способнуюобнаружить закономерности народной жизни в ХХ веке, ее трагическиеколлизии и их последствия, отмечены произведения В.П. Астафьева(«Последний поклон»), В.И.
Белова («Кануны»), Ф.А. Абрамова (тетралогия«Братья и сестры», «Чистая книга»), В.Г. Распутина («Прощание с Матёрой»,«Пожар»).Разумеется, мир деревенский, крестьянский по определению отличен отмира городского и эту их «разноприродность» не может обойти вниманиемхудожник-реалист. Но персонажи из обоих миров оцениваются с одних и техже этических позиций, а заблуждающийся в чужом мире деревенский жительне выглядит невинным «соблазненным», а, напротив, в полное мере несетответственность за свое отступничество – не от мира «своего» в пользу«чужого», нет – за отступничество от нравственного закона, за отвергнутыевневременныеценности,которыеотнюдьнепринадлежностьлишькрестьянского, деревенского мира.
Деревенская проза в начале 80-х годовприобретаеттрагическиеинтонации(«Пожар»Распутина,«Печальныйдетектив» и «Людочка» Астафьева, роман Белова «Все впереди», повестьКрупина «Прощай, Россия, встретимся в раю»). В этом причина изъятия8Абрамов Ф.А. Указ. сбор. Т. 5. С. 609-611.18цензурой при первой публикации «Пожара» (в 1985 г.) распутинского эпиграфа– слов из народной песни: «Горит, горит, село родное, горит вся родина моя».В эти годы в «деревенской прозе» вновь, как на первом этапе ее развития,актуализируется публицистический жанр. И это, безусловно, связано сособенностями нового исторического поворота в жизни общества.Несмотря на то, что с 80-х годов «деревенская проза» уходит на второйплан в читательском интересе (видимо, в связи с указанными вышеобстоятельствами), она отнюдь не утрачивает своих программных установок,запечатлев социально-исторические процессы, приведшие к тотальномураскрестьяниванию России, исчезновению традиционной русской деревни вцелом, а также к разрушению народной культуры в ее крестьянских основах.Процесс раскрестьянивания не только российское явление – это явлениемирового масштаба.















