Диссертация (1101422), страница 23
Текст из файла (страница 23)
114.Там же. С. 114-115.273Там же. С. 115.274Там же. С. 140.275Там же. С. 139.276Солнцева Н.М. Крестьянский космос в русской литературе 1900 – 1930-х годов. Учебное пособие. М.: Изд-воЛитературного института им. А.М. Горького, 2013. С. 29.272120Еще одно значение солнца для крестьян – это временной показатель. Вповести Павел при солнце определяет сроки и полевых работ, и приготовленийк переезду на новое место. Уже середина сентября, и хватит «житьнараскоряку» – «пора прибиваться к твердому берегу»277. Наступила осень,стояли «холодные и ленивые» утра и «подсыхало от росы и туманов поздно,солнце всходило высоко»278.Река и небо – свидетели человеческой истории и хранители памяти:затопление острова и деревни Матеры.
«Текла в солнечном сиянии Ангара...текло под слабый верховик с легким шуршанием время. За спиной лежалаМатëра, омываемая той и другой течью; высоко над головой возносилось небо.Прекрасна, значит, земля под ним, если так красиво и жутко небо. ОстановятАнгару – время не остановится, и то, что казалось одним движением,разойдется на части. Уйдет под воду Матëра – все так же будет сиять ипраздновать ясный день и ясную ночь небо… для чего-то полного и понятногоне хватало связи. И билась, билась, короткая и упрямая, оборванная мысль:течет Ангара, и течет время...»279.
«Дула низовка, и весь дым с Подмоги неслона Матёру – не видно в иные часы было неба, солнце, выныривая,проглядывало бледным кругляшком»280. В гибнущем мире и солнце выглядитуниженным.Интересно рассуждение В.В. Колесова о родстве понятий солнце исердце: «Объемное пространство русского сознания очень дорожит не средним,а вот именно сердцем; на это указывает и облик слова. Только два русскихслова с давних времен носят лаского уменьшительный суффикс –ьц(е): солнце исердце. ...
Укорененность в сердце поддержана и другими, того же смысла,словами [нутро, утроба – М.С.], обозначавшими наполненность жизненнойсилой этой самой «середочки». Не середина в шеренге, но сердце в груди. И277Распутин В.Г. Указ. изд. Т. 2. С. 115.Там же. С. 126.279Там же. С. 124.280Там же. С. 127.278121отсюда-то, от защищенной силы сердечной, ведет во все стороны русскогочеловека всполохом «играние» крайностями, что предстают той яркойявленностью самого такого нутра, которую посторонний наблюдательпринимает за суть русского характера»281.2.3.4.
Образ огня.Образ огня как один из мифопоэтических образов о мироздании (огонь,вода, небо, воздух, мировое древо), играет важную роль в познании человекомокружающего мира и оформлении отношений «человека и природы». Впроизведениях В.Г. Распутина образ огня многозначен. В повести «Прощание сМатёрой» молодые люди ради денег бросили старую деревню и уехали в новыйпоселок работать и жить, а «остальные боялись этого, не зная, что ждетвпереди.
Тут все знакомо, обжито, проторено, тут даже и смерть среди своихвиделась собственными глазами ясно и просто – как оплачут, куда отнесут, скем рядом положат, там – полная тьма, что на этом, что на том свете»282.Первыми хотели жечь избы Клавка и Петруха, они не только «переменам былирады и не скрывали», но и ждали, не могли «дождаться часа, чтобы подпалитьотцову-дедову избу и получить за нее оставшиеся деньги»283.
Клавка «клялаМатёру и материнцев, которые цеплялись за деревню, насылала на их головывсе громы и молнии», а «бесовый» Петруха даже своими руками пожег избу,которая была домом его матери Катерины «с малых лет»284. Мотив денег ипроклятий общему – матёринскому прошлому – не случаен, это знаквнутреннего распада, отпадения от общего, «соборного» мира.«Изба полыхала вовсю»285, «Петруха все хватался за нее и все переносилс места на место, подальше от жара; люди тоже отступали, когда припекало, но281Колесов В.В.
Русская ментальность... С. 30.Распутин В.Г. Указ. изд. Т. 2. С. 43.283Там же. С. 41.284Там же. С. 62.285Там же. С. 61.282122не расходились и не сводили с огня тревожных, пытающихся что-торассмотреть и понять глаз». Дети «стояли завороженные и подавленныестрашной силой огня. Старухи с суровыми и скорбными лицами держались невместе, а кто где – с какой стороны подбежала каждая и уперлась перед жаром.Как никогда неподвижные лица их при свете огня казались слепленными,восковыми; длинные уродливые тени подпрыгивали и извивались». Духовнаяоценка происходящего выражена в яркой живописной картине: свидетелямиотступничества являются старики и дети, объединенные сходной реакцией, а«пляшущие» вокруг «уродливые тени напоминают бесовское торжество.Огонь в этом пожаре в избе проявляется в разных формах: «пламя»,«полымя», сплошный огонь, длинные буйные языки, жаркое недоброе сияние,прыгающее, бурое, опаленное сияние.
Пламя то «охватило всю избу»,«взвивалось высоко вверх», «горело сильно и ровно, раскалившись от жара», и«пылало так, что не видно было неба». В нем «лопались и плавились стекла»,«что-то обваливалось и стучало, как от взрывов», «в окна выбрасывалораскаленные угли», и «кровля рухнула», тогда огонь «опал, покатились верхниегорящие венцы», «озарялась Ангара под берегом», «зияла открытой раной спульсирующей плотью».
И «пока передохнуло, отдыхиваясь и отрыгиваясь, и сновой силой направилось пламя, из которого частями выхватывалась, будтоплясала, русская печка». Вся изба разрушена в огне. «У всех будет то же самое,никто не минует этой судьбы».В повести мифологический герой Хозяин острова видел этот огонь отначала до конца.
В его глазах изба – живое существо: изба «потянулась, сболью скрипнув, осела». В пожаре «вся жизнь, какая была в дереве, к этомувремени сварилась, и оно горело без страдания» 286 . Через образ Хозяинаострова явлен и олицетворенный огонь, который «долго прихватывался заплотный и гладкий, веками вышорканный пол, и никак не мог зацепиться занего, соскальзывал и смазывался – и вдруг, углядев, ринулся на тонкую286Распутин В.Г. Указ.
изд. Т. 2. С. 62-65.123дощатую заборку и легко выскочил по ней наверх… будто поддувалом,плеснуло свежим воздухом, и огонь, свободно вздохнув, загудел и пошелгулять по всей избе, подбирая любую горящую мелочь и продолжая накалятьпотолок истены», «Пламя выбилось наружу и навалилось на постройку с обеихсторон. Высоким заревом вспыхнула крыша…».
Пожар оставил дымы надматеринскими лесами, которые долго носило «прощальными кругами»287 поострову.Хозяин предвидел, что «подгорела Подмога», и это сбылось. «Видатьконец…», когда люди из леспромхоза перегнали скот от Подмоги в Матёру, ипотом «занялись огнем леса». Матёринцы возмущались, что чужие подожгли имельницу «по… тихой команде». «Горело с жутким, идущим изнутриподвывом; высокое пламя загибало поверху ветром и обрывало; сажныелохмотья неслись дальше… Она вся уже потерялась в огне – казалось, он,играя, то поднимал ее над землей, то опускал; верилось даже, что все этоогромное бешеное полымя может клубком сорваться с места и, вознесшись,полететь, полететь над Ангарой, пугая народ, празднуя свою буйнуюсатанинскую радость».
В этом пожаре мельница, скот, Подмога «поехали», чтовызывает глубокую скорбь старухи Дарьи: «Все меньше и меньше оставалосьсвоего, привычного, все торопилось съехать, убраться с опасного островаподальше. И деревня стояла сирая, оголенная, глухая, тоже готовая котъезду…собственные где-то терялись, пропадали. И уже сквозно, далековидели глаза – пустела Матëра, свободно было взгляду»288.Если для настоящих матёринцев огонь – воплощение беды и конца старойжизни, то для «новых» людей (Клавка Стригунова) огонь – просто средство вскорейшем получении причитающихся за дом денег. Она своими рукамиотрезала себя от своего прошлого. Посреди деревни на месте ее бывшей избы«зияла черная дымящаяся яма».
С этого момента «разъединилась, распалась287288Распутин В.Г. Указ. изд. Т. 2. С. 65.Там же. С. 127-129.124Матëра на две стороны...» 289 . Символика этого эпизода несомненна –распавшаяся Матëра – это распавшаяся жизнь, омертвевшая, преданнаязабвению. Повествователь с недоумением комментирует странное поведениетолпы, состоящей из одних приезжих: «Что делает огонь пожирающий слюдьми? Почему так страшно он на них действует? Эти как с ума посходили:они прыгали, кричали, бросались под жар – кто дальше забежит, дольшепродержится,погеройствует...»290.Здесьможноувидетьпроявлениепровидческого дара писателя – задолго до «новых времен» он увидел процессотрыва от корней, духовного обнищания и превращение людей в «архаровцев»(«Пожар»).
Поведение этих людей можно рассматривать как проявлениебесовства. Леспромхозовские пожогщики «на жаркую память подожгли вследза собой контору, в которой квартировали». С тех пор «дым больше так и несходил с Матёры» 291 «полдеревни сгорело, а уцелевшие, расцепленные,раздерганные на звенья избенки до того потратились и вжались в землю отстраха, до того казались жалкими и старыми, что и понять нельзя было, как вних жили. Какие песни! Горели уже Матёринские леса, и в иной день остров,окутанный дымом, с чужого берега было не видать – туда, на дым, и плыли»292.Кладбище также «потихоньку под один огонь и дым сделано былотеперь»: «Воротца на кладбище были распахнуты, … на первой же полянке,чернела большим пятном выжженная земля», и Дарья «вскинула голову и неувидела на могилках ни крестов, ни тумбочек, ни оградок», она не чувствовала«ни возмущения, ни обиды», а «Один, один конец»293.«Царь-листвень» также был зажжен пожогщиками, однако выстоял.«Огонь затрещал, скручивая бересту, пуская черный, дегтярный дым, и вдругразом пыхнул, на мгновение захлебнулся своим широким дыхом и взвилсявысоким разметным пламенем», «Огонь поплясал, поплясал и начал, слизнув289Распутин В.Г.















