Диссертация (1101422), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Распутина в связи с проблематикой нравственнойи остро социальной, традиция рассматривается в тесной связи с актуальнымипроблемами жизни общества. В произведениях писателя при трудных моментахгероиобращаютсякБогузапомощью.«Духовнаяжизньчеловекаопредмечивается не только в его производственно-материальной деятельности,не только в социально значимых действиях, не только во внешних(материализованных) проявлениях его характера (именно эти линии создания ивосприятияхудожественногообразаинаходятсявцентревниманиялитературной критики). В такой же мере духовность опредмечивается вречевых поступках человека, языковом его поведении, т.е. в широком смысле –в текстах, им порождаемых»217.214215Распутин В.Г. Указ.
изд. Т. 2. С. 525.Там же. С. 526.216Зайцев В. А., Герасименко А. П. История русской литературы второй половины ХХ века. М.: Высшая школа,2004. С. 220.217Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Издательство ЛКИ, 2010. С. 69-70.1002.3.1. Пространственная организация художественного мира. Дом, земля,мир.Матёра, деревня, род, семья, дом – это координаты одухотворенного иобжитого пространства. «В сознании древнего русского человека высшие (посути дела, нравственные) силы выражались в представлении о Роде. Это был непросто Бог, а скорее идея Вселенной, включавшая в себя все высшие ижизненно важные понятия существования русского человека.
Б.А. Рыбаковотмечает, что с именем Рода связан широчайший круг понятий и слов, вкотором корнем является «род»: Род (семья, племя, династия), народ, родина,природа, родить, рожать, урожай. Таким образом, в народном сознании семья,народ,родина,природа,урожайвоплощаютсявединомсимволе.Представление о роде и почитание его сохранялось и через много веков послепринятия христианства» 218 . Матёра существует уже триста лишним лет.
Вповести дано его подробное описание, реальная «география» пространства,создающая ее зримый образ: «остров растянулся на пять с лишним верст и неузенькой лентой, а утюгом, – было где разместиться и пашне, и лесу, и болотцус лягушкой, а с нижней стороны за мелкой кривой протокой к Матёрe близкоподчаливал другой остров, который называли то Подмогой, то Подногой.»219.Но это и духовное пространство, хранящее память о прошлом, о людях и ихземных трудах.
Название острова и села символично. Матёра, конечно же,образно связана с такими родовыми понятиями, как мать (мать – Земля, мать –Родина). Остров – это как бы «малый материк». О нем и говорится как о живомсуществе: «Все это бывало много раз, и много раз Матёра была внутрипроисходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждогодня»220.218Святая Русь... С. 1013.Распутин В.Г.
Указ. изд. Т. 1. С. 4.220Там же. С. 3.219101Идея родства человека и природного мира, имманентно присущаянародному сознанию, проявляется в авторском повествовании: «Та Матёра и нета: постройки стоят на месте, … все пока в жизни, в действии, по-прежнемуголосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно,что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода.Все на месте, да не все так…». «Деревня на своем веку повидала всякое»:«наводнения, … жуткие воронки, … пожары, голод, разбой», но «худо-бедно ижила деревня, держась своего мeста на яру у левого берега, встречая ипровожая годы, как воду».
Жители деревни по реке «сносились с другимипоселениями и возле которой извечно кормились». «как нет… конца и краябегущей воде, нeт и веку деревне: уходили на погост одни, нарождалисьдругие, заваливались старые постройки, рубились новые. Так и жила деревня,перемогая любые времена и напасти, триста с лишним годов»221.Остров символизирует замкнутый мир, хранящий предания и традиции,однако порядок, гармония и лад прежнего мира оказались разрушеннымиРазрушен дом и разрушается «домовина» (так называли гроб), что создаетощущение вселенской катастрофы.
На кладбище остались «сиротливые,оголенные могилы, сведенные в одинаково немые холмики. .. А старухи допоздней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливалитумбочки»222.Остров Матёра у В.Г. Распутина не просто отдельная деревня, а моделькрестьянского мира, в котором бок о бок живут люди, животные и птицы.
Вцентре острова находится мощный листвень, (мифопоэтический образ Древажизни), по преданию прикрепляющий остров к земле. Душой острова, егохранителем является таинственный и мистический Хозяин (Распутин вводитфантастический образ в реалистическое повествование).Мотив дома в творчестве В.Г. Распутина многозначен, в немсконцентрированы, символически претворены, с ним связаны многие аспекты221222Там же.
Т. 1. С. 3-6.Там же. С. 21.102народного бытия. Его можно рассматривать и как зримое воплощение самогособорного единения. Дом – слово-понятие, обладающее в художественноммире способностью «высвечивать» особый ситуационный контекст, позволяетпо отдельному, частному судить об общем и целом, то есть играет рольдиагностическую, по выражению В.Н. Топорова. Домом проверяется герой,проявляется его внутренняя суть, степень его «самостояния». Ценностныеориентиры личности так же связаны с восприятием дома и того смысла изначения, которые имеет дом в мироощущении человека. Разрушительнаятенденция современной действительности, размышления автора над ихсоциально-нравственной природой часто преломляются через этот емкий образ.Дом представляет собой некое пространство, но не мертвое, а живое,одухотворенное. Дом оказывается не только связанным с прошлым, но онживет вместе с человеком, питает его сердце, сообщает ему нечто очень важноедля жизни.
Опустевший, он, согласно фольклорной традиции, являетсясимволом смерти – так отражается народное представление о доме как основе,сердцевине жизни. Дом сравнивается с человеком. Образ избы в авторскомповествованииотвечаетособенностямнародногосознания,которомусвойственно поэтическое одухотворение окружающего мира.Несобственно-прямая речь, к которой часто прибегает в повествованииавтор, позволяет передать глубокое трагическое переживание прощания сдомом как похоронный ритуал.Изба символизирует дом крестьян и крестьянского очага.
В началеповести описаны и опустевшие избы, в которых «мертво застыли окна… ирастворились ворота во дворы – их для порядка закрывали, но какая-тонечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило, скрипело дахлопало; покосились заборы и прясла, почернели и похилились стайки, амбары,навесы, без пользы валялись жерди и доски – поправляющая, подлаживающаядля долгой службы хозяйская рука больше не прикасалась к ним. Во многихизбах было не белено, не прибрано и ополовинено, что-то уже увезено в новое103жилье, обнажив угрюмые пошарпанные углы, и что-то оставлено для нужды,потому что и сюда еще наезжать, и колупаться»223. В Матёре находятся избы идругие постройки, не потерявшие «вида и духа» 224 в течение почти двухстолетий.
Предчувствие скорого конца Матёры, ощущение трагизма этойситуации усилены особым авторским приемом – они даны через чувствования ивосприятие Хозяина, который все видит и знает наперед, скорбит иотчаивается, как человек.Егоглазамичитательвидитизменениедеревни:«большимирасплывчатыми пятнами чернела деревня… длинней и тревожней скрипнуластарая лиственница…сорвался с березы, что рядом с лиственницей напоскотине, последний прошлогодний лист». Хозяин почуял: здесь, в Матёре, идостанет, наконец, Богодула смерть, что живет он, как и Хозяин, последнеелето. От избы Петрухи «исходил тот особенный, едва уловимый однимХозяином, износный и горклый запах конечной судьбы, в котором нельзя былоошибиться. Вся деревня из конца в конец курилась по ночам похожимистаянием, но у Петрухиной избы он чувствовался свежей.
Чему быть, к томуземля и молчаливые становища на ней начинают готовиться загодя»225. СлышитХозяин острова, что «стонала изба»226.Матёра трактуется в повести как мир цельный, единый и живой. Избывыстроены «в порядок» (деревенская улица). Противопоставлено матёринскомуживому, естественно сложившемуся в течение столетий порядку пространствонового поселка , символизирующего жизнь на новый манер, «без Матёры», –пространство,лишенноеодухотворенности,расчерченное,стандартизированное, безликое. Образ его создается отстраненно, как «чудныеновости», слухи.
Если старая деревня живет и дышит, то новый поселокразлинован и расчерчен, что лишает его глубины, он дан информативно какпространство, лишенное третьего измерения. В него «съезжается народ из223Распутин В.Г. Указ. изд. Т. 1. С. 4.Там же. С. 5.225Там же. С. 45.224226Там же. С. 46.104двенадцати деревень, ближних и не ближних ... дома там ставятся на две семьис отдельными, само собой, ходами и отдельным жильем, а квартиры для каждойсемьи провешены в два этажа, меж которых крутая, как висячая, лесенка.
И такдля всех без исключения одинаково»227.Прототипом Матёры является затопленная деревня Атамановка, в то жевремя она вызывает ассоциации с фольклорным островом Буяном, священным,в понимании древних славян, – ведь он воспринимается как «первая земля»,всплывшая среди волн первобытного океана. Здесь же располагается мироваяось и бьет источник вечной жизни. На Матёре, как и на Буяне, растет «мировоедрево» – царский листвень, который будто соединяет все три мира – мирподземный, земной и небесный. Хронотопу острова в немалой степениблагодаря этому символическому образу присуща семантика сохраненияжизни,бессмертия,определяемоеоднакомотивомвозможноостровногоидругоемонашества:семантическоеостровныеполе,монастырисоответствовали ряду «экклезиастических представлений… В самой Россииостровом спасения является церковь; в свою очередь, в ней самым надежнымостровом островом посреди «житейского моря, воздвигаемого напастей бурею»является духовное подвижничество…»228Мир после смерти обладает чертами пространственной реальностипространственным образом в повести.















