Диссертация (1101422), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Указ. изд. Т. 2. С. 48.Там же. С. 33.197Распутин В.Г. Указ. изд. Т. 2. С. 26.19694Образ Матёры создается в обрамлении мифопоэтической образности,легенд и преданий: Хозяин острова, царственный листвень, напоминающий«пастуха, несущего древнюю сторожевую службу», избы ,«стонущие» в тоске,предания о «русалочьем муже» Проне, о несчастной Паше, об основаниикупцом церкви и т.д., да и само представление о том, что на острове – дведеревни: одна – деревня живых, а другая – тех, что «под крестами». Описаниеже «неуютного и неопрятного», «бивуачного типа» поселка, куда переселилисьжители с затопленного острова в повести «Пожар», не случайно начинается свисящей в «поссовете» схемы: «... прямые улицы, детсад, школа, почта, конторалеспромхоза и контора лесхоза, клуб, магазины, гараж, водокачка, пекарня –все, что полагается для нормальной жизни, все, как у людей»198.
Подорванностьжизненных основ метафорически выявляется в нереальности обозначенного на«схеме»: «детсад не действует», а клуб «уже двадцать лет размещается вобщественной бане»199.Совестливый герой повести наделен эстетическим восприятием мира,рефлексия его обнаруживает черты народно-поэтического сознания, в этомИван Петрович противостоит «плоскому», как на «схеме»200, «безОбразному»миру, в котором хозяйничают «архаровцы»: «... он не сворачивал с правды идела. И разве не важно для них оставаться в границах, какими они былипредоставлены человеку? Правда – это река, ложе которой выстелено твердымкамнем и берега которой в отчетливых песчаной и каменистой линиях, река счистой и устремленной вперед водой, а не подпертая масса с гуляющимуровнем гниющей жидкости, с хлябкими и подмытыми берегами. Правдапроистекает из самой природы, ни общим мнением, ни указом поправить еенельзя.
Так почему же тогда он, живущий по несворачиваемой правде, вступилв войну не только с другими, кто ее не хочет или принимает только198Там же. С. 199.Там же. С. 201200Там же.19995наполовину, но и с самим собой?»201. Отраженное в несобственно-прямой речисамосознание героя – главный предмет художественного исследования, иглубокосимволиченвсветеэтогофиналпроизведения,вкотороммифопоэтический подтекст выявлен с помощью архетипа «земля»: «Они, людиживые, отрядят, кого куда отпустить, но ей, земле решать, ей, вынашивающейправых и виноватых, своих и чужих, собственным правом судить, что потом изкого выйдет» 202 .
В отношении Ивана Петровича к земле можно усмотретьпроявление соборного чувства, «подключающего» к заботам сегодняшнимпамять об ушедших и тревогу о будущем. Отсюда и восприятие окружающегоприродного мира как живого существа, запечатлевшееся в фольклоре иобнаруживающееся в сознании героя, современного человека.В душе Тамары Ивановны часто звучит народная песня, как река, «самасобой натекающая под легким наклоном»203. Здесь метафорический образ даетпредставление о присущей героине силе народного характера. Меняющиеся вразных жизненных ситуациях слова одной и той же песни «притаенногоголоса» отражают и перемены внутреннего состояния Тамары Ивановны:радость, печаль, возникающую надежду, а традиционный припев – «Ойлюли...» – воспринимается ею как «баюкающий». Анализ текста позволяетсделать вывод о композиционной роли реализованной метафоры реки:Тихая, тихаяРеченька текла.Дождика, дождикаМного набрала.Ой люли, ой люли,Речка, не бурли.Воду свою светлую201Распутин В.Г.
Указ. изд. Т. 2. С. 224.Там же. С. 251.203Распутин В.Г. Деньги для Марии... С. 367.20296Не му-ти204.Легкая, легкаяЛодочка плыла.Горькие слезы яВ лодочке лила.Ой люли, ой люли,Сердце, не слези,Долю мою счастнуюНе сро-ни205.Образный строй песни противостоит также метафорически выраженномуощущению распавшегося, разоренного мира – точка зрения героини и авторасовмещаются в описании воображаемых руин, обломков «недавнего прочногомира», однако «вдруг картина менялась и руины получали осмысленноепостроение, выстраивались в незнакомый, но все-таки порядок, по крайнеймере, в очередь к порядку, и казалось, что надо только перетерпеть этострашное время, охранить детей и собственные души – устроится же когданибудь жизнь, не может не устроиться»206.Песня Деминой подруги Егорьевны схожа с народной, котораявспоминается Тамаре, по форме, с характерными повторами, образностью,интонациями:Голова ль моя, головушка!До чего ты довела —Говорили раньше: вдо-овушка,Говорят теперь: вдова-а 207.Совушка-вдовушка,Где же ты летала?Или над могилкою204205Распутин В.Г.
Деньги для Марии... C. 361-362.Там же. C. 367.206Там же. С. 368.207Там же. С. 450.97Сладко ты рыдала208 ?В диалоге с мужем она говорит, что сама ее сочинила, и признается: «Я вмолодости дура дурой была, песню принимала за забаву, я только недавно ипоняла, какая в ней радость»209. Интересно, что в этой песне-импровизациииспользуется контаминация мотивов и образов, допустимая в народномтворчестве,нопоройсоздающаянеобычныеитрудноподдающиесярасшифровке сочетания 210 , и эмоциональные пояснения исполнительницы ксвоему созданию способствуют характеристике ее неординарной личности.В повести также используются сказочные мотивы, ими, например,окрашены воспоминания Тамары о детстве дочери, что как нельзя лучшераскрывает самую суть юного человека, растерявшегося перед искажениямиреальной жизни: «Светка росла слезливой, мягкой, как воск, любилаприласкаться, засыпать у матери на руках, сказки позволяла читать тольконестрашные, и не про детей, подвергавшихся колдовской силе, не про братцаИванушку и сестрицу Аленушку, о судьбе которых начинала страдать заранее,прижимаясь к матери, а про козляток да поросяток»упоминаемыхсказочныхсюжетоввоспринимается211как.
Драматизмпророческий,соотнесенный с будущей судьбой брата и сестры и особым образомакцентирующий внимание на детской теме в контексте происходящих вобществе изменений.Разные стороны народной жизни, верований, обычаев, ритуалов находятотражение в творчестве В.Г. Распутина, они играют большую роль в выявленииспецификинародногомиропониманияиэтическогокодекса.Интереспредставляет вопрос о бытовании различных табу, обрядов в народной среде ихудожественной интерпретации этого явления в творчестве писателя.В произведениях В.Г. Распутина не раз возникает философскиосмысляемая тема смерти и связанный с ней мотив прощания, похорон.208209Распутин В.Г. Деньги для Марии... С.
452.Там же. С. 450.210Аникин В. П. Теория фольклора: курс лекций. М.: КДУ, 2007. С. 193-196.211Распутин В.Г. Деньги для Марии... С. 374.98Используемые при этом элементы обряда, традиции надгробного плача,причитания способствуют раскрытию народной психологии, связи поколений.Так, в повести «Последний срок» старуха Анна учит дочь Варвару искусствупохоронного причитания, продолжая старинную традицию и тем самым как бызавещая хранить порядок жизни: «Тепери ни ребенка ко сну укачать, ничеловека в могилу проводить – ничё не умеют.
Одна надежда на тебя»212. Ведьименно то, что нарушен порядок, строй жизни, заставляет страдать старуюженщину перед кончиной, и разлад, как показывает писатель, коснулся душсамых близких людей – собственных детей. Скорбный и поэтический народныйпричет, который, стараясь запомнить, повторяет за матерью дочь, услышали,войдя в комнату, взрослые дети: «Они прислушались и различили слова –ласковые, безнадежные и в то же время как бы вывернутые наизнанку слова,имеющие обратный и единственный смысл:Отходила ты у нас полы дубовые,Отсидела лавочки брусчатые,Отсмотрела окошечки стекольчаты,Ты, лебедушка моя, родима матушка.– Что это у вас тут происходит? – громко и насмешливо спросила Люся.
–Что за концерт? Варвара и старуха враз смолкли»213. В этом эпизоде благодарястолкновению образного поэтического народного слова с отстраненноироническимириторическимивопросамивыявляетсянетольколегкомысленно-поверхностное отношение современного «цивилизованного»человека к смерти, но и утраченное им органичное для народного сознанияпонимание высшего смысла бытия. Ощущение значительности происходящегосо старухой недоступно ее детям.И в рассказе «В ту же землю», где сюжет развивается вокруг тайныхпохорон старухи, так же, как и в повести, в ситуации повседневной житейскойсуеты и людского равнодушия, общего распада жизни являет себя вечная тайна212213Распутин В.Г.
Указ. изд. Т.1. С. 471.Там же. С. 474.99смерти.Стилистикаавторскогоповествованияобнаруживаетсвязьсобразностью не только народной речи, но и духовных стихов: гроб,приготовленныйдляумершейАнныЕгоровны,назван«домовиной»,«обителью бренности» и «теплоприимной обителью», воспринимается он как«нечто, явившееся по высочайшей воле, огромное, важное, заполнившее неодну лишь квартиру, но весь дом»214.
Важно то впечатление, которое получаетдевочка-подросток от происходящего: «Не бездыханно лежала АксиньяЕгоровна перед Танькой, а стояла, как и она, в раме выходной двери,обернувшись всем телом для прощания. Сколько потом придется пытать себя –всю жизнь! – чтобы понять то обосветное, что говорилось ею»215. Авторскийнеологизм(«обосветное»)созданвдухенародных,христианскихпредставлений о свете «этом» и «том» и лаконично и точно выражаетавторскую идею рассказа «социального, но о сиюминутном и вечномодновременно»216.Православнаяоснованародногомиропониманияисамосознаниявыявляется в творчестве В.Г.















