Диссертация (1101422), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Следует отметить и определенную типологическуюблизость этого образа с часто встречающимися в произведениях «деревенскойпрозы» персонажами, наделенными близкими «юродству» чертами. Они частоявляютсявыразителяминепосредственного,простодушно-доверчивогоотношения к миру, наделены внутренним ладом, способностью интуитивно165166Живов В.М. Святость: Краткий словарь агиографических терминов. М.: «Гнозис», 1994. С.109-110.Митрофанова А.А.
Указ. кн. С. 97.83чувствовать правду... Таковы Евсей Мошкин (Ф.А. Абрамов «Братья исестры»), «чудики» в рассказах В.М. Шукшина, дядя Миша Хампо в повестисамого В.Г. Распутина.Указанный тип персонажей интересен писателю, о нем он рассуждал встатье, посвященной творчеству В.М. Шукшина: «... ничего в его героестранного нет... не в пример многим из нас, житейски благополучным, душевнозамороженным и духовно излукавленным, он человек живой, умеющийстрадать и совершать поступки, и если душа его больна, если поступки его собщепринятой точки зрения, несуразны, то вы попытайтесь, попытайтесьразобраться, почему это произошло, и спросите себя, не завидуете ли вы ему.Так кто же он, «чудик»... что в нем такого, что возбуждает в нас тревогу исовесть и вызывает почти потерянное ностальгическое сочувствие к нему,человеку отнюдь не лучших правил и установлений?...»167.
В особо любимомим герое рассказа «Алеша Бесконвойный» В.Г. Распутин отмечал важноекачество – «исступленное, горячечное чувство личности, перехлестывающеечерез край благоразумия», «мающуюся душу» 168 и «упорное сопротивлениеобщепринятому»169сопротивляетсянормативности,. Шукшинский герой, как и герои В.Г. Распутина,посягательствунасвободуличности,испытывает любовь ко всему окружающему миру: он «осознанно любит.Любит степь за селом, зарю, летний день... Стал случаться покой в душе – сталлюбить.
Людей труднее любить, но вот детей и степь, например, он любил всебольше и больше».170 Христианскую основу образа Алешиподчеркивает всвоем исследовании Е. Вертлиб: «Алеша Бесконвойный, как истый христианин,каждую неделю причащается: баня – его заутреня и вечеря, «тайная вечеря».Благодаря этому Храму он душу блюдет в чистоте. Самозабвенно и ревностно167Распутин В.Г. Твой сын...
С. 310.Там же. С. 314.169Газизова А.А. Три высказывания о прозе В.Г. Распутина // Творчество В.Г. Распутина в социокультурном иэстетическом контексте эпохи. Коллективная монография. М.: Прометей, 2012. С. 99.170Шукшин В.М. Беседы при ясной луне. Рассказы. М.: Сов. Россия, 1974. С. 243.16884он устраивает себе праздник души…». 171 Так «удивительная способностьнациональной духовности проявиться в неожиданных формах и ситуацияхстановится предметом художественного изображения».172Появление такого героя в творчестве В.Г.
Распутина обусловлено егопристальным вниманием к народной душе, к процессам в народноммировосприятии, ценностной структуре. Юродивый играет особую роль ввыражении авторской позиции: своим поведением, миропониманием онобличает, сопротивляясь общим процессам распада, он апостасийный –«удерживающий» – персонаж.В повести «Пожар» это – дядя Миша Хампо, некоторые его чертыпозволяют увидеть в нем проявление архетипического мотива юродства: подетски плачет, живет в конуре, его пьянство может быть воспринято каквнешнее безумие, «перевернутое благочестие» 173 . «Обличение грешников,способность видеть бесов, их окружающих» 174 , – одна из важнейшиххарактеристик юродства – представлена как функциональная черта этогоперсонажавпротивостоятхудожественной«архаровцы»,структуревременныепроизведения.работникиЭтомугероюлеспромхоза,люди«перекати-поле», без жилья, семьи и привязанностей.
Архаровцы и Хампопротивопоставлены друг другу: пожар – родная стихия для архаровцев, так каквоплощает близкий им дух хаоса и разрухи в то время как смыслом жизниХампо было сохранение порядка.Хамство и мелкое пакостничество, свойственные архаровцам, можновоспринимать как знак их духовной деградации, распада личности. Шутовствоархаровцев – имеет сугубо отрицательный смысл и выражается в их склонностик пародированию традиционных привычных ценностей: Ивана Петровича они171Вертлиб Евгений.
Русское – от Загоскина до Шукшина (опыт непредвзятого размышления). СПб.:Библиотека «Звезды»,1992. С. 356.172Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе.М.: Интеллект-Центр, 1999. С. 236173Живов В.М. Святость: краткий словарь агиографических терминов» М.: Гнозис, С.109-110.174Там же. С.110.85называют «гражданином законником», как бы насмешливо подчеркивая егопричастность к порядку и свою отторженность от него.Тот же смысл имеет их характеристика Ивана Петровича: «герой борьбыи труда».
В их восприятии мира и других людей, таким образом, можно увидетьдоминирование разъедающего цинизма. При этом «разрушение» становитсяигрой, этот мотив уживается с тягой к разорению: они первыми начинаютмародерствовать на пожаре и воруют вещи («сверток с цветными тряпками»)под видом игры в мяч.Единственный герой, противостоящий им, – дядя Миша Хампо, «духегоровский», житель затопленной деревни. В его облике проступают чертыюродивого: у него парализована рука (уродство), он косноязычен, любую фразуначинает с долгого «хампо-о-о», за что и получил свое прозвище.
Висторической памяти остались неподлинные имена известных на Русиюродивых,аподвижничестваприсвоенные(БлаженныйимнародомВасилийилиуказывающиеМосковский,наБлаженныйместоИоаннВласатый Ростовский, Блаженная Ксения Петербургская и т.д.).Косноязычие – характерная черта юродивых, оно некоторым образомпривлекало внимание к их речам, требовало вслушивания и вдумчивоговосприятия их, расшифровки. Поучительный, глубинный смысл речейюродивых требовал особого труда в их постижении. Так и Хампо «иногдапорывался сказать что-то об Ангаре, а вернее всего – об Егоровке, ушедшей подводу, показывал в ее сторону рукой, давился «хампо», но тут уж люди, кроменазвания старой деревни, подсказать ему ничего не могли...
А ведь что-тотужился он сказать важное»175.Суть Хампо в том, что он прирожденный «сторож, сторож-самостав»,таков смысл его жизни: «Так он выкроился, такой из сотен и сотен уставов,недоступных его голове, вынес первый устав: чужого не трожь» [библейское«не укради» – М.С.]. Такова его вторая функция – он не только страж, но и175Распутин В.Г. Указ. изд. Т. 2. С. 240.86защитник вековых ценностей: «все неудобства мира, и неустройства его он,может быть, с одним только и связывал: трогают [чужое – М.С.]» 176 . Таквыявляется апостасийный смысл этого образа: видимо, божественный порядокдля Хампо символизирует и старая Егоровка, о которой он хочет сказать «чтото важное», вместе с которой постепенно ушли под воду для людей итрадиционные ценности.Можно сделать вывод о том, что идеал дядя Миша Хампо видит или вневозвратном прошлом, или в недосягаемом будущем, что, по словам Д.С.Лихачева, является важнейшей национальной чертой.Пожар предельно обостряет противостояние порядка (Хампо) и разора(архаровцы).
Эти две силы переходят в прямую борьбу: верный своему«божественному» идеалу, Хампо пытается уследить за ворами-архаровцами.Это та самая борьба, которая, следуя мнению И. Есаулова, ведется Ф.М.Достоевским на страницах произведений, представляющих собой «полясражений юродивых и шутов, причем, как правило, юродство имеетположительные авторские коннотации, а шутовство – отрицательные»177 .Трагическая гибель Хампо может быть воспринята как кульминациясимволического противостояния всей повести: смерть порядка, гибель «устоев»и торжество архаровского хаоса.Чертами юродства В.Г.
Распутин награждает и подростка Ивана, герояповести «Дочь Ивана, мать Ивана». Несмотря на юный возраст, он формируетсобственную, не зависимую от массовой культуры, точку зрения на жизнь. Вего позиции, поведении сквозят черты, сближающие его с юродивым. Преждевсего это связано с вдумчивым отношением к слову: «Ивана поразило не то, чтооно [слово] разошлось и обнаружило свой смысл, а то, что настолько было навиду и на слуху, настолько говорило само за себя, что он обязан был распознатьего еще в младенчестве»178.176177Распутин В.Г. Указ. изд. Т. 2. С.
241.Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004. С. 166.178Распутин В.Г. Деньги для Марии... С. 382.87Раскрывая смысл знакомого слова, Иван, как и юродивый, «обновляет»вечные истины христианства, напоминает об их смысле окружающим. Иванвспоминает: «... «спасибо» – это «спаси Бог». Вот уж верно: «спаси и вразуминас» произносим как пустышки...»179. Основная черта формирующейсяличности Ивана сопоставима с юродством: это оппозиционность егомышления.
Его идеалистическое отношение к миру, которое могут не пониматьвзрослые, образно можно трактовать как «мудрость в глупости», что тожеявляется чертой юродивого, поведению которого часто была присуща«детскость». «В блаженных видели тот детски чистый, не запачканный суетоюи грехом микромир, с которым в душе сливались самые светлые воспоминания.Лицемерие, житейские расчеты – все это казалось настолько чуждым детей июродивых, что даже вошло в поговорку: «Глупый да малый скажут правду». Аотсюда становится понятно, почему русское общество в трудные минутыискало разрешения вопросов и избавления от бедствий у блаженных».180Семейная драма способствует взрослению Ивана, и, возвращаясь в город,он решает «искать неслучайного полезного дела» и прежде всего «найти людей,умеющих извлекать корень квадратный из всех нагромождений и конструкций,в которые превращены поиски родного»181.
В этом решении можно увидетьобнадеживающее стремление юного человека к единению с людьми в решениинасущных проблем, что соответствует идее соборности как сущностной внациональной судьбе.2.2.5. Мотив творчества.Рассказ «Новая профессия» интересен и тем, что типические черты«странного» человека, не вписывающегося в общий «порядок», соединены смотивом179творчества,образомимпровизатора,благодарякоторомуРаспутин В.Г.















