Диссертация (1101422), страница 13
Текст из файла (страница 13)
Указ. изд. Т. 2. С. 188.68холодногопрагматизма,приэтомответственностьзапроисходящееразрушение не возлагается только на принимающую решения власть: тревогуглавной героини Дарьи вызывают изменения, происходящие в душах людей. Вконце повести описан непроницаемый туман над островом, в котором«закружали» молодые люди в лодке, посланные за стариками и отчаявшиеся«куда-нибудь выплыть», а «мглистый и сырой, как под водой, непроглядныйсвет» 125 в окне курятника, места последнего ночлега стариков, сменяется«размытым мерцанием», в котором проносятся мимо, точно при сильномвышнем движении...
похожие на тучи очертания», при этом шум лодочногомотора доносится, «будто споднизу»126. Этот семантически емкий образный рядвоспринимается как мифопоэтический и соотнесен не только с историей градаКитежа (о чем говорилось выше), но и с библейским мотивом Всемирногопотопа, в нем присутствует и мотив вознесения: вертикаль движения задана втексте.
В финале повести очевидно авторское предупреждение – напоминание онеотвратимости ответа, к которому будет призван человек. Гибель Матёрыможно воспринимать и как «предсказание» экологических бед, и в жертвенномключе: не будет ли память о ней, запоздалое раскаяние «удерживающими» накраю апостасийной бездны?Центральное сюжетное событие повести «Пожар» в глубинном смыслесимволизирует опустошение во внутреннем мире, «бездомность» человека,утратившего вековые устои, и грядущие катастрофические последствия этого.Образ нового поселка лишен примет дома, это «временное пристанище»,неукорененной, бессмысленной предстает и жизнь людей: «Дети между темрождались, вырастали и сами… заводили детей, рядом с живым становищемразрослось и другое, в которое откочевали навеки». Характерно этопротивопоставление:125126кладбище,Распутин В.Г. Указ. изд. Т.
2. С. 190.Там же. С. 191.куда«откочевалинавеки»и«живое69становище» – «все как остановка, все как временное пристанище, откуда несегодня-завтра сниматься».127Тема озабоченности судьбой России в непосредственной связи сдуховным развитием человека отражается и в произведениях 1990-2000 годов.Центральное место в композиции рассказа «Новая профессия» (1998 г.)занимает «сказка-притча» о «последней надежде» отдалить наступление концасвета, которая заключается в «удержании» любви. Малая толика любви,сохранившаяся от той, «заповеданной две тысячи лет назад», способна спастимир.Особаяситуациявдохновенногоимпровизационногоисполненияспособствует выявлению высокого пророческого смысла монолога Алеши,стилизованногоподнародныелегендыапокрифическогохарактера,иконтрастирует с пошлой обстановкой «новорусской» свадьбы.В рассказе «В непогоду» (2003 г.) В.Г.
Распутин создает образодухотворенного мира. Описание меняющихся картин природы, сначалаумиротворенной, а потом охваченной страшной бурей, сопровождаетсяглубокимипереживаниямигероя-повествователя,близкогоавтору.Насыщенный библейскими аллюзиями текст, усиленная метафоричность ивзволнованная интонация рассказа, в котором мир как будто предстоитнадвигающейся последней катастрофе, заставляют читателя испытать вместе сгероем потрясение: он чувствует, что «бешеные порывы» ветра «не безназидания; жуткие эти стенания – не без горького плача родных наших,сошедших с земли, о нашей участи».
В этом контексте органично сближениесопоставление образа великой Римской империи, погубленной маленькой«букашкой-душегубом, слизистой тлей» – «праздностью и развратом», исовременным миром, превратившимся во «всесветное торжище зла». Геройвосклицает: «Как ... много ненужного и вредного мы завоевали и как мало надобыло охранить!... И не охранили! Горе нам, прогневившим Бога!»128127128Распутин В.Г. Указ. изд. Т. 2. С. 199.Распутин В.Г. Живи и помни.
М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздаст, 2010. С. 506-508.70Катарсическое переживание завершается картиной успокоившейсяприроды и финальной фразой: «И мудро отступил в сторонку Апокалипсис».Ощущение произошедшего чуда, «отсроченной» расплаты подчеркнутосочетанием высокой лексики: «Беззвучный торжествующий глас, незримыеплодоносные струи полились на землю» – и разговорной интонации: «...
солнцепополнело, запустилось лучами и засияло на всю катушку»129.В.Г.Распутинобеспокоенсостояниемрусскойдеревни:распадтрадиционного крестьянского мира воспринимается как угроза небытия, утратыродового чувства, угасания самой жизни. В названии рассказа «Изба» (1999 г.),как и в названии места действия повести – Матëра, указан архетип «дом»,родина, а центральный образ избы «как онтологической модели родовогопространства-времени несет в себе приметы одухотворенного человеческогожилища»130. Важно замечание о том, что «одним из центральных в деревенскойпрозе становится символ дома, жилища – социокультурный образ, имеющийохранное значение (предохранения от холода, непогоды, мрака ночи и хаосастихийных сил) как средоточие человеческого тепла и света, семейного очага,убежища и спасения»131.В распутинской истории «избы» и отношении персонажей к нейотражены реалии современной действительности, выражено критическоеотношение писателя к нарушению порядка в жизни людей.
Главная героиняАгафья вопреки всему, как будто даже за порогом смерти, защищает лад в избе,являющейсяодушевленнымсвидетелемеетрагическойжизни.Ейпротивопоставлены «постояльцы», не способные стать хозяевами: молодыеГорчаковы и Катя-Ваня, «не слепившие гнезда» и «зло, беспощадно и тихо»пьющие. Этим «временным» людям как будто сопротивляется изба, в которойвопреки всему, всем переменам, происходящим в деревне, «все равно129130Распутин В.Г.
Живи и помни... С. 510.Большакова А.Ю. Судьбы крестьянства в русской литературе. М.: Изд-во Ин-та педагогики социальнойработы, 2002. С. 75.131Там же. С. 74.71держался… какой-то древний… мускусный запах» 132 . В заключительныхстроках,несмотрянаочевидный,зафиксированныйраспаджизни,всимволическом описании избы слышится оптимистическая нота, моральный«посыл» будущему: «И в остатках этой жизни, в конечном ее убожествеявственно дремлют и, кажется, отзовутся, если окликнуть, такое упорство,такая выносливость, встроенные здесь изначально, что нет им никакоймеры»133.В рассказе «На родине» (1999 г.) картина «запустения и разора» вызываетразмышления автора-повествователя о таинственных сторонах национальнойдуши: «Что в русской душе такого, что жаждет она запустения, ищет в порухепищу? Почему так любим мы быть возле края жизни и заглядывать в могилу?Заглядываем – чтобы окончательно столкнуть туда всю свою нажить или,напротив, почти из небытия, нет, больше – из самого небытия – вернуть ивоскресить? Тысячелетняя неопределенность – туда или оттуда? – вот-вот,кажется, даст ответ»134.Апостасийные мотивы постоянны во многих произведениях В.Г.Распутина 1990-х годов.
Писатель указывает приметы искаженной, уродливойдействительности: развалившийся леспромхоз, сгоревшая школа, закрытаябиблиотека,обезлюдевшаядеревня.Ониимеютсвязьсморальнымразложением, распадом, разладом человека и природы.В рассказе «Нежданно-негаданно» (1997 г.) во внутреннем монологеженщины: «Нет теперь ни умных, ни дураков. Есть сильные и слабые, волки иовцы»135 – выражена философия безнадежности, которой противостоит герой,Сеня Поздняков, своей позицией деятельного добра.
В разговоре людей напароходе писатель выявляет не только критику социальной действительности,недоумение перед происходящим вокруг, но и тревогу о будущем.132133Распутин В.Г. Указ. изд. Т. 2. С. 604.Там же. С. 607.134Там же. С. 617.135Распутин В.Г. Указ. изд. Т. 1. С. 551-553.72В большой степени интерес писателя к традиционному духовнонравственномускладурусскогочеловека,исконноприсущемуемунеравнодушию к социальной несправедливости проявился в последнейнапечатанной повести «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003 г.).Поиск героя, способного противопоставить «перевернутому» миру(можно отметить использованные в повести апокалипсические мотивыподмены, обмана, искажения порядка), завершился выбором, характерным дляписателя.
В центре произведения – трагический образ женщины-матери,бесстрашно отстаивающей саму жизнь, свое дитя, ради этого принимающуюстрашный грех убийства на свою душу. Символика повести разработана сособой тщательностью: враждебный героине мир представлен в концептерынка.Рынок – не только место торговли, рынком становится прокуратура, весьгород подчинен «рынку». Следователь и прокурор готовы за взятку освободитьпреступника, «рыночные отношения» подменяют нравственные связи междулюдьми, «рынок» вторгается в душу юной Светки, развращая ее, ломает еесудьбу.
Не облегчая развязки трагического конфликта героини с миропорядком,автор не только намечает оптимистический исход сюжетной ситуации, но иобращает внимание на внушающие надежду явления: сочувствие горожан кТамаре Ивановне, участливость пожилого милиционера, действенную помощьследователя Николина.Жертва, принесенная матерью, имеет благодатные плоды: ближестановится дочь, пережитое побуждает ее к серьезным размышлениям,переосмысливает свою жизнь и муж.Особое значение имеет в провидческой концепции повести образ юноши– школьника Ивана. Лингвистические опыты, увлечение «старыми» словами,как показывает автор, важны для духовного становления молодого человека,смыслы, заключенные в словах родного языка, обладают живительнымисилами. Пережитые испытания, столкновение с социальной несправедливостью73укрепляют его в выборе жизненной позиции: «...
вдруг открылось какое-тоглубинное зрение и переместило его из одной действительности в другую».Символична фраза из церковно-славянского словаря, привлекшая его внимание:«Душу мою озари сияньями невечерними», – пропел Иван ... замирая в восторгеи изнеможении». И в ответ на замечание-вопрос Демина о том, что «спета наша(русская) песенка», молодой герой, улыбаясь, отвечает: «Попоем еще».136Пророческим звучанием, выходящим за рамки сюжетной ситуации,отмечены заключительные строки повести: возвращается из заключения вродной дом героиня, и хотя чувствует она себя еще «вне времени и жизни, накакой-то короткой переправе с берега на берег», но «дышится ей вольно»137.Первые сказанные ею слова энергичны, что свидетельствует о том, что героиняне сломлена, следовательно, и семейный лад будет восстановлен. Соединениесемьи, как и участие, проявленное к ней в её драматической истории друзьями– Деминым и Егорьевной, а также мотив воспоминаний героини о прошлом,удерживающий голос отца перед убийством и тяжелые переживания – даютоснование видеть действие соборного противостояния внешнему разладу инамеченномувначалеповестивразмышленияхТамарыИвановнывнутреннему семейному конфликту.















