Диссертация (1101422), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Так, русскиевнесли в православие жизнеутверждающий оптимизм победы добра и усилилиего нравственные начала, придав им более конкретный характер практическогодобротолюбия. Этим русское православие отличалось от византийского,которое абсолютизировало идею зла, его неотвратимости, преодолеть котороеможно только через строгий аскетизм и мистические искания.113В научной литературе о творчестве В.Г. Распутина дискуссионнымявляется вопрос о соотношении христианских и языческих элементов вобразной структуре его произведений. Эта проблема требует пояснения.Христианская основа миропонимания героев, близких автору, не вызываетсомнения, христианский идеал определяет и мотивно-образную структуруповествования.«народноеОднакосуществуютправославие»,понятияхранителями«крестьянскаякоторогоявляютсявера»илиуходящиераспутинские старики, их миропонимание не было церковным в точномпонимании этого слова (например, на Матёре и церковь давно была разрушена).По выражению А.А.
Панченко, «народное православие» выступало «в качествеисторической формы сознания, отличной и от архаической мифологии, и от113См.: Святая Русь. С. 947-952, 1013-1015.63догматического христианства» 114 . Русскому человеку, часто не знающемутеоретико-догматических основ христианства, тем не менее, свойственнаспособность жить в христианских координатах. Как отмечает Н.И. Толстой,совершенно закономерно говорить «о целостности религиозно-мифологическихнародных представлений, о диалектном народном единоверии, которое былохарактерно для славян и которое было именно таким потому, что составляющиеего диахронически-разнородные элементы находились в народных верованияхв дополнительном распределении, образуя единую, хотя и подвижную, а внекоторых случаях и несколько противоречивую систему» 115 . Поэтому и всознании героев, и в художественной структуре произведений отражается этахарактерная особенность национального мировосприятия.
В построении самойповести переплетение мифологической и христианской ветвей совершенноорганично. К этой крестьянской вере близок сам автор: «Я и сам, пожалуй, изтаких, не совсем воцерковленных... мое приближение к истинной верепроисходит медленно. Но то, что скоро делается, не всегда делается крепко, ипосторонним в храме я себя не чувствую»116.Можно предположить, что крестьянское понимание веры включаетбольшуюдолюпереработанныххристианством,ноязыческихпопроисхождению, компонентов устного народного творчества. В повести«Последний срок» приведен образец народного плача-молитвы по умершейматери, в котором тесно переплетаются дохристианские и христианскиесимволы (матушка сыра-земля, Божья церковь, звон колокольный и род-племя).Это те духовные начала, которыми жили сохраняющие традицию старики.
Самуход Матёры, ее погружение в воду как невидимого до поры Китеж-града,трактуется не как исчезновение, а как сберегающее духовный завет сокрытие довремени. Потому и не могли «пожогщики» уничтожить «царский листвень»,114Панченко А.А. Народное православие. Исследования в области народного православия. Деревенскиесвятыни Северо-запада России. Научное издание. СПб.: АЛЕТЕЙЯ. 1998. С. 19.Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик1995. С. 58-59.116Распутин В.Г. Наши учителя теперь из породы потверже… // Москва М.: 2002, № 3.
С. 10.11564которым, по преданию, крепился остров к земле. Интересно фольклорноэтнографическое наблюдение, отмеченное в книге А.А. Панченко, – «у каждойсвятыни обретался свой хранитель: старец, отшельник, убогий» 117 . Дарья,вероятно и есть такой «хранитель»: не случайно ее сопровождает во время еёскорбного пути после прощания с избой «маленький, не виданный раньшезверек» (мифический Хозяин острова), который пытается «заглянуть ей вглаза» 118 По всем канонам почитания «деревенских святынь» этот сюжет(поругания святыни – Матёры) еще не закончен – было святотатство, но еще небыло наказания. Предвидение последующих тяжелых нравственных утратвыражено в авторском описании того, что способен разглядеть в будущемХозяин: «… как придет сюда Катерина и будет ходить тут до ночи, что-тоотыскивая, что-то вороша в горячей золе и в памяти, как придет онапослезавтра, и после… и после… Но он видел и дальше…»119.
Мысль о новомобретении утраченного не выражена. Место утраченных ценностей духовногозначения занимают начала иного порядка – как мы видим, например, в повести«Пожар», являющейся неким логическим продолжением повести «Прощание сМатëрой». Жизнь деревни Егоровки из повести «Пожар» – уже без опоры, бездуховныхкорней,внутренневыхолощенная.Внейгосподствуетнематёринский дух вечности, а дух вечной временности, физической и духовнойнеустроенности.
Это и есть модель того времени, когда прежние духовныеначала уже сокрыты, но не обретены вновь.В повести «Дочь Ивана мать Ивана» действие и вовсе разворачивается нена земле, в деревне, а в городе, на рынке, где утрачены все духовные опоры, америлом всего стали деньги. В этом мире агрессивной бездуховности всепродается и все покупается, чужая речь и чужие нравы вытесняют все родное ипривычное, навязывая чужое, противоречащее самому строю жизни. Однаковзрослеет Иван, для которого с детства главным было родное слово, а делом117Панченко А.А. Народное православие… С.
78.Распутин В.Г. Указ.изд. Т. 2. С. 167.119Там же. С. 66.11865становится работа плотника, мечтающего восстановить в далеком родном селеразрушенную церковь. Эти библейские параллели («вначале было слово» иплотничество Иосифа) не случайно появляются в тексте повести, подтверждаяавторскую позицию.По замечанию В.Я. Курбатова, «национальное чувство двуедино... в немслиты материнское (язык, песня, сказка, предание, память) и отцовское (долг,право, государство). В.Г. Распутин следом за лучшими русскими художникамислушал главное, материнское, родовое, скрепляющее, без чего народ ненарод)»120. Соборное начало русской жизни выявлено в этой характеристике совсей очевидностью, и слова критика подтверждаются размышлением самогописателя о том, что «из духовного склонения Руси и особая роль в нейлитературы», которая всегда «у нас… являлась тем, что не измышляется, аснимается в неприкосновенности посвященными с лица народной судьбы»121.Именно распутинские старухи, в частности матёринская Дарья, и былитеми носителями народного духовного предания и соборного чувства в которомвоедино переплелись и христианская вера, и чувство кровной связи с роднойземлей.В творчестве В.Г.
Распутина обнаруживается единая художественнаяконцепция, основанная на твердой нравственной позиции, что позволяетчитателю сформировать представление об авторском идеале. Именно с высотыэтого идеала, его духовного содержания, рассматривается современность иглавным образом – процессы, происходящие во внутреннем мире человека и внародном самосознании. И, следует заметить, это вполне соответствуеттрадициям русской классической литературы, где всегда была высока забота одейственности писательского слова. Об этом писал философ Е.Н. Трубецкой:«Наше творчество, художественное и философское, всегда жаждало истины не120Курбатов В.Я.
Валентин Распутин: личность и творчество. М.: Сов. писатель, 1992. С. 54.Распутин В.Г. Мой манифест.// Распутин В.Г. В поисках берега. Повесть, очерки, статьи, выступления эссе.Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. С.87.12166отвлеченной, а действенной: величайшее, что есть в нашей литературе, былосоздано во имя идеала «целостной жизни»122.2.2.2. Пророческие мотивы.Пророческиемотивыявляютсяважнымструктурнымэлементомпроизведений писателя и связаны с мировоззренческим аспектом. Будучиписателем, чье творчество развивалось в русле «деревенской прозы», В.Г.Распутин в рассказах 1990-х годов и в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003г.) не только продолжает художественное исследование основ национальнойжизни, но и ведет его вглубь души современного человека.
Произведения,обращенные к родовой памяти русского читателя, обладают универсальностью,благодаря постановке проблем, касающихся развития современного общества вцелом, нравственно-философское осмысление событий частной жизни выходитна бытийный уровень, и в этом также обнаруживая преемственную связь срусскойклассикой,пословамВ.М.Марковича,устремлявшейся«к«последним» сущностям общества, истории, человечества, вселенной» исоотносившей реальность с такими категориями, как «вечность, высшаясправедливость, провиденциальная миссия России, конец света, Страшный суд,царство Божие на земле»123.О пророческом характере произведений В.Г. Распутина, проявившемся ссамого начала его творческого пути и обусловленном горячим патриотическимчувством, любовью и сочувствием к человеку, говорят многие исследователиего творчества.
Сложная мифопоэтическая образная система, мотивнаяструктура текста, символика, лиризация повествования, «просвечивающий»духовный подтекст, органично сочетаются с актуальностью жизненногоматериала, подчас публицистической заостренностью прямого авторского122Трубецкой Е.Н. «Свет Фаворский и преображение ума» // Вопросы философии. 1989. №12. С. 113.Маркович В.М. Вопрос о литературных направлениях и построении истории русской литературы ХIХ века //Известия Российской академии наук. Серия лит-ры и языка. 1993. Т.
52, № 3. С. 28.12367высказывания.Писатель,прогнозированияиспользуябудущего,различныеуказываетнахудожественныенеобходимостьформысохранениятрадиционных моральных ценностей.Эсхатологические и апостасийные мотивы, использование трагедийногосюжета характерны для произведений художника и способствуют выявлениюавторской позиции и ее христианской основы.В повестях 60-80 гг. «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание сМатёрой» и «Пожар» В.Г.
Распутин предсказывает духовный кризис,поразивший современный мир. Апостасийные мотивы (христианский контекстпониманиядопускаетиспользованиеэтоготермина)пронизываютповествование о событиях, происходящих в сибирской глубинке, задаваямасштаб художественного обобщения.Писатель часто включает символику предвидения, предсказания вфинальную часть своих произведений. Так, в конце своей второй повести(«Живи и помни») писатель замечает: «Нынче, как никогда, много неслоутопленников – отчего? – война кончилась, надежды стало больше – или жизньсделала слишком крутой крен, и не все удержались на повороте, слабыепопадали в Ангару? Кто знает…» 124 , – и это не только предвосхищаеттрагическую судьбу главной героини Настены, но и соотнесено с социальноисторическим контекстом. Предчувствие трагических жизненных «поворотов»в условиях распадающихся человеческих связей, утраты целостности жизни,деформации социальной действительности реализуется в сюжетах и образахпоследующих произведений.В повести «Прощание с Матёрой» основной конфликт разворачивается нафоне затопления острова Матёры, символизирующего человеческий корень,отчийдом.Трагедияпрощанияснимраскрываетсяспомощьюпсихологического анализа представителей трех поколений жителей Матёры.Автор диагностирует социальную болезнь равнодушия, беспамятности,124Распутин В.Г.















