Автореферат (1101421), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Распутина».Особенности художественного мира Распутина: духовная проблематика,присутствиевнемпророческихмотивов–составляютсвоеобразиеклассической русской литературы, подлинным продолжателем традицийкоторой он является.Художественная концепция творчества Распутина на всем протяженииего писательского пути неразрывно связана с понятиями «нравственность» и«духовность».НеслучайноА.И.Солженицынназвалписателей-«деревенщиков» «нравственниками», объяснив это тем, что «суть ихлитературного переворота – возрождение традиционной нравственности, асокрушенная вымирающая деревня была лишь естественной нагляднойпредметностью»6.§1.
Старость и молодость. Диалог поколенийАнализ диалогов и монологов в произведениях Распутина основан на ихклассификации, предложенной В.Е. Хализевым.7Главный смысл диалогов, как правило, не в столкновении позиций ивыявлении временных противоречий, а в более полном, развернутом выявлениимиропонимания персонажа. Поэтому в диалоге поколений прослеживаются какконстантные,такиискаженныечертынародногосамосознания,чтообъясняется изменениями в социо-культурной ситуации.НапротяжениивсеготворчестваРаспутинпродолжаетнравоописательную и дидактическую традиции русской литературы. Это, вчастности, сказывается в усилении роли монологической речи разных типов 6Солженицын А.
Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 года // Новыймир, 2000, №5. С.186.7 См.: Хализев В.Е. Теория литературы. 5-е изд.М.: Изд.центр «Академия», 2009. 13 (обращенный и уединенный монологи) в его произведениях последнеговремени.Диалог может быть использован автором как сюжетообразующийэлемент. В большинстве произведений Распутина система персонажей состоитиз представителей разных поколений, а их диалог, вербализированный илискрытый, нередко является сюжетообразующей формой, в которой отражаютсякак характеристические черты героев, так и авторская позиция.
Общение междупоколениями, с одной стороны, является движущей силой сюжета, с другой –раскрывает различные стороны внутреннего мира, жизненного и духовногоопыта старшего и младшего поколений, обнаруживает тревожащий авторасдвиг в ценностной системе, самосознании народа.Сюжет рассказа «Женский разговор», например, строится на диалогахбабушки и внучки. Устные речевые формы, специфика звучащего слова,диалектные элементы способствуют выявлению противоположных позицийстарой и юной женщин. Легковесной позиции девушки противостоитвневременная концепция женского предназначения.Распутин создает образы пожилых деревенских людей и в произведенияхмалого эпического жанра – рассказах 1990-х годов, таких, как «Женскийразговор» (1995 г.), «Нежданно-негаданно» (1997 г.). В них с не меньшейхудожественной силой раскрываются драматические стороны современнойдействительности.Молодые люди в произведениях Распутина часто воспринимают все, чтопроисходит в обществе, как норму, приспосабливаясь к новым правилам жизни,теряя нравственные и ценностные ориентиры.
Герои Распутина ощущаютбезвозвратную потерю родовой связи между людьми, «лада» как основыкрестьянского мира, потерю связи с родной землей, вылившуюся в ощущениедуховного тупика.Диалог поколений, не только фактически запечатленный в прозе, но и вболее тонкой – философской – трактовке этого понятия составляетотличительную особенность творческой манеры писателя, которого глубоко 14 волнует нравственная деформация человека в современном мире, которыйутрачивает этические «устои» и связь с вечными духовно-нравственнымизаконами.§ 2. Духовно-религиозные мотивыВзыскательный взгляд художника устремлен не только к современнику исовременности: за ними видится мир вечный. Писатель прозревает смыслыдуховные, вневременные в событиях сегодняшних, именно это придает егопроизведениям философскую глубину, духовный подтекст.
Христианскаяправославная культурная традиция во многом определяет поэтику русскогописателя, чье имя связано с таким значительным – и знаковым – явлениемлитературного процесса ХХ века, как «деревенская проза».В научной литературе о творчестве В.Г. Распутина дискуссионнымявляется вопрос о соотношении христианских и языческих элементов вобразной структуре его произведений. Эта проблема требует пояснения.Христианская основа миропонимания героев, близкихавтору, не вызываетсомнения, христианский идеал определяет и мотивно-образную структуруповествования.«народноеОднакосуществуютправославие»,понятияхранителями«крестьянскаякотороговера»являютсяилиуходящиераспутинские старики, их миропонимание не было церковным в точномпонимании этого слова (например, на Матёре и церковь давно была разрушена).По выражению А.А.
Панченко, «народное православие» выступало «в качествеисторической формы сознания, отличной и от архаической мифологии, и отдогматического христианства».8Русскому человеку, часто не знающемутеоретико-догматических основ христианства, тем не менее, свойственнаспособность жить в христианских координатах. Мотивы любви и красоты враспутинскихпроизведениях,безусловно,отвечаюттрадициирусскойклассической литературы, их включение в художественную ткань произведения 8Панченко А.А. Народное православие.
Исследования в области народного православия. Деревенские святыниСеверо-запада России. Научное издание. СПб.: АЛЕТЕЙЯ. 1998. С. 19. 15 не только соответствует нравственным ценностям, но и служит утверждениюавторскогоидеалагармонии,жизненного«лада»,противостоящегоапостасийным явлениям современного мира.Как отмечает Н.И. Толстой, совершенно закономерно говорить «оцелостностирелигиозно-мифологическихнародныхпредставлений,одиалектном народном единоверии, которое было характерно для славян икоторое было именно таким потому, что составляющие его диахроническиразнородные элементы находились в народных верованиях в дополнительномраспределении, образуя единую, хотя и подвижную, а в некоторых случаях инесколько противоречивую систему».9Эсхатологические и апостасийные мотивы, символика, трагедийныйсюжет, лиризация повествования характерны для произведений художника испособствуют выявлению авторской позиции и ее христианской основы.§ 3. Фольклорные мотивы и образы.
Человек в природном миреОснова миропонимания героев, близких к автору, не вызывает сомнения:христианский идеал определяет и мотивно-образную структуру повествования.Крестьянское мировосприятие включает языческие по происхождению,переработанные христианством мотивы устного народного творчества 10 .Распутин рассуждает об этом так: «Что касается суеверий и языческихтекстов…так это не мировоззрение и не вера сибиряков ХХ века, а дань быломумировоззрению, устная фольклорная традиция, из которой слова не выкинешь.У каждой реки есть старицы, отставленные в сторонку места прежних ходов ирусел; обыкновенно они отдаются царству мифических существ. Подобные жедуховные «старицы» сохраняются и в народе: жизнь и вера пошли своим путем,но в неизменном окружении природной обители, вместе с уцелевшими 9Толстой Н.И.
Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик1995. С. 58-59.10См.: Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-ЗападаРоссии. СПб.: «Алетейя», 1998. 16 неизменными приёмами труда и быта, остаются в памяти и старинные, мхомпоросшие, предания. А без них свод полносущной жизни был бы и не полон»11.Мифопоэтический контекст особенно важен для понимания целостностихудожественного мира Распутина и авторской концепции национальногосамосознания. Используя фольклорную традицию, писатель обращается куникальной исторической памяти народа. Эта традиция органично входит всозданный им художественный мир на разных его уровнях: жанровом (миф,сказка, легенда, предание, притча, песня и т.д.), стилевом, в сфере поэтики.В начале повести «Живи и помни» с помощью народной этимологииприоткрывается история деревни Атамановки: «Когда-то в старые годыздешние мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом:проверяли идущих с Лены золотишников»12.
Ее старое название Разбойниково,укоренившееся в сознании «местного народа», придает особый легендарныйколорит экспозиционной части произведения с трагическим сюжетом. В душеТамары Ивановны, героини повести «Дочь Ивана, мать Ивана», часто звучитнародная песня, смысл которой соотнесён с судьбой женщины: «Тихая, тихая /Реченька текла…» – и отражает её переживания.13Одной из особенностей авторского повествования является то, что в нем,как и в речи персонажей, часто используются пословицы, поговорки,диалектные слова. Тем самым достигается ощущение близости писателя ксвоим героям, крестьянская жизнь показана «изнутри».
В описании последнеголета Матеры ощутима авторская сопричастность переживаниям стариков:«Худо ли, хорошо ли, но приезжие все-таки копошились, что-то делали, и хлебпотихоньку убирался. Хорошо работать они не могли: не своё собирают – не ими страдать… А время шло. День да ночь – сутки прочь, а за сутки ещё ближе,еще непоправимей подворачивала осень».14 11Распутин В.Г. Русь сибирская, сторона байкальская. Предисловие к «Словарю говоров русских старожиловБайкальской Сибири» Г.Афанасьевой-Медведевой // Распутин В.Г.
В поисках берега: Повесть, очерки, статьи,выступления, эссе. – Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. С. 360 -361.12 Распутин В.Г. Собрание сочинений: в 2-х т. Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2001. Т. 1. 109-110.13Распутин В.Г. Последний срок. М,: АСТ, 2013.
С. 253.14Распутин В.Г. Указ. изд. Т. 2. С. 126. 17 Для образной структуры произведений Распутина характерно сочетаниеэлементов фольклорной архаики и библейских мотивов. Так, например, уже впервом описании одушевленного острова возникает тема Великого Потопа:«…все пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы,трезвонят собаки», «прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизнизаквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки», но «оставалосьпоследнее лето: осенью поднимется вода»15. В конце повести люди на катере,посланные за стариками на остров, «закружали» в тумане и отчаялись «куданибудь выплыть»: «Все сгинуло в кромешной мгле тумана».
Старики же,заночевавшие последний раз на родном острове, не различают дня и ночи,видят в окне «мглистый и сырой, как под водой, непроглядный свет», которыйсменяется «размытым мерцанием», в котором «проносятся мимо, точно присильном вышнем движении... похожие на тучи очертания», а «в разбитуюстеклину наплескивает сыростью», при этом шум лодочного мотора доносится,«будто споднизу»16.
Этот семантически емкий образный ряд воспринимаетсякак мифопоэтический и соотнесен не только с библейской ситуациейВсемирного потопа и историей града Китежа, в нем присутствует и мотивполета.Разные стороны народной жизни, верований, обычаев, ритуалов находятотражение в творчестве Распутина, они играют большую роль в выявленииспецификинародногомиропониманияиэтическогокодекса.Интереспредставляет вопрос о бытовании различных примет, обрядов в народной средеи их художественной интерпретации в творчестве писателя.














