Диссертация (1101387), страница 86
Текст из файла (страница 86)
Мережковский изображает распространенное всреде раскольников и некоторых православных 1407 восприятие императора как«нарушителя веры», «наивысшего предтечу» Антихриста. К примеру, издневника царевича Алексея узнаем о поездке к старцу Тимофею Архипычу,который «сказывает, что антихрист-де есть ложный царь, истинный хам.
И сейХамгрядет» 1408.Именновлегендео«Петре-Антихристе»,полагаетМережковский, народная мистика задает «свой самый глубокий, испытующийвопрос об отношении русского самодержавия к русскому православию – идеи“Человекобога” к идее “Богочеловека”» 1409. Однако Петр I не единственныйобраз, при помощи которого писатель подчеркивает антихристианскуюсущность государственной власти. Его нужно дополнить Павлом I изМережковский Д.С.
Революция и религия // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 13. С. 49.Смирнов П. Антихрист по учению раскола // Православная богословская энциклопедия. Т. 1. Пг., 1900. Стб.840.1406Мережковский Д.С. Александр I // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 8. С. 64.1407«Не у одних раскольников, – пишет Мережковский по поводу “Петровских преобразований”, – тут могла бывозникнуть мысль об Антихристе. Кажется, потрясение это отзывается и доныне не только в русском народе, нои в культурном обществе» (Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский // Мережковский Д.С.
ПСС. В 24 т.М., 1914. Т. 11. С. 122). В то же время отношение Мережковского к Петру I не было столь однозначным. «…Он,– читаем в статье “Теперь или никогда” (1905), – согласился принять на себя страшную тень Зверя, теньАнтихриста, доныне еще окончательно не снятую с лучезарного образа Петрова. Пора снять эту тень; порасказать с бесповоротною решимостью: дело Петрово — дело Христово» (Мережковский Д.С. Теперь илиникогда // Мережковский Д.С. ПСС.
В 24 т. М., 1914. Т. 14. С. 125).1408Мережковский Д.С. Антихрист (Петр и Алексей) // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 4. С. 172.1409Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 11. С. 27.14041405395одноименной пьесы или Аракчеевым из «Александра I». Последний хоть и несамодержец, но, как утверждает Мережковский в одной из статей, именно отнего зависят судьбы церкви, глава которой – «не Христос, ни даже русскийцарь, а русский хам Аракчеев» 1410. Следовательно, «Антихрист», или«Грядущий Хам», не обязательно отличается царским происхождением,напротив, природа его низшая. Об этом Мережковский предупреждает впублицистике: «Одного бойтесь – рабства, и худшего из всех рабств –мещанства, и худшего из всех мещанств – хамства, ибо воцарившийся раб иесть хам, а воцарившийся хам и есть черт – уже не старый, фантастический, ановый, реальный черт, действительно страшный, страшнее, чем его малюют, –грядущий Князь мира сего, Грядущий Хам» 1411.
Данная позиция объясняет,почему в начале ХХ века главным объектом критики писателя становится несамодержец Николай II, а многочисленные проповедники религии Человека безБога среди интеллигентов (М. Горький) и политиков (В. Ленин). Наканунереволюции 1917 года пророчески прозвучали слова Мережковского: «Яговорил некогда о хаме грядущем; боюсь, что скоро придется говорить опришедшем хаме» 1412.Если современное государство – царство Антихриста, то заменить егоможет только царство «Христа». Идея всемирного единения во Христе,вселенская теократия, – одна из основных в ППСС-2.
Ее выразителями уМережковского становятся: Валерьян Голицын («Да будет один Царь на землеи на небе – Иисус Христос» 1413); Сергей Муравьев («Раскаяться в долгомраболепии и, ополчась против тиранства и нечестия, поклясться, да будет всемедин Царь на небеси и на земли – Иисус Христос» 1414); Александр I («Евангелие– вместо законов; власть Божия – вместо власти человеческой.
Верил: когда всецари земные сложат венцы свои к ногам единого Царя Небесного, да будетМережковский Д.С. Аракчеев и Фотий // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 15. С. 116.Мережковский Д.С. Грядущий Хам // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 14. С. 37.1412Мережковский Д.С. Мистические хулиганы // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 16. С. 120.1413Мережковский Д.С. Александр I // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 8. С.
108.1414Там же. Т. 7. С. 145.14101411396Самодержцем народов христианских не кто иной, как Сам Христос, – тогда,наконец, совершится молитва Господня: да приидет царствие Твое, да будетволя Твоя на земле, как на небе» 1415). Упрекая историческую церковь в том, чтоона «бессознательно поддерживала худшую из всех политик, политику вечнойкосности, вечного рабства, политику князя мира сего, “Грядущего Хама”,который хочет скрыть лицо свое под личиною Грядущего Господа» 1416,Мережковский взыскует вселенской церкви, общей для России и Европы.Прообразом будущего соединения служит «Гистория о российском матросеВасилии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли»,рассказаннаяЕзопкойвтрилогии«ХристосиАнтихрист».МысльП.Я.
Чаадаева о том, что «без церкви вселенской нет для России спасения» 1417,занимает еще одного героя – Одоевского – из романа «Александр I». СозвучнаяМережковскому идея всемирного единения во Христе содержится также в«Дневнике писателя» Достоевского: «Ибо идея эта есть идея европейскогочеловечества, из нее составилась его цивилизация, для нее одной лишь оно иживет. Пала лишь идея всемирной римской монархии и заменилась новымидеалом всемирного же единения во Христе» 1418.
Не случайно данная цитатаприводится на страницах работы «Л. Толстой и Достоевский». Однако задолгодо того, в 1891 году, Мережковский написал стихотворение «Будущий Рим», вкотором эта же мысль воплощена в художественной форме: «Рим – это мираединство: в республике древней – свободы / Строгий языческий дух объединялплемена.
/ Пала свобода, – и мудрые Кесари вечному Риму / Мыслью о благелюдей вновь покорили весь мир. / Пал императорский Рим, и во имяВсевышнего Бога / В храме великом Петра весь человеческий род / Церковьхотела собрать. Но, вслед за языческим Римом, / Рим христианский погиб: верапотухла в сердцах. / Ныне в развалинах древних мы, полные скорби, блуждаем.Там же. Т. 6. С.
208.Мережковский Д.С. Теперь или никогда // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 14. С. 139.1417Мережковский Д.С. Александр I // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 7. С. 73.1418Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 11. С. 39. См.также: Достоевский Ф.М. Собр.
соч. В 9 т. Т. 9. В 2 кн. Кн. 2: Дневник писателя. М., 2007. С. 166.14151416397/ О, неужель не найдем веры такой, чтобы вновь / Объединить на земле всеплемена и народы? / Где ты неведомый Бог, где ты, о будущий Рим?» 1419Образ «неведомого Бога» взят Мережковским из Нового Завета: «...И,став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как быособенно набожны… Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел ижертвенник, на котором написано “неведомому Богу”. Сего-то, Которого вы, незная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:22, 23).
Этот фрагмент (правда,немного в другом переводе) использован поэтом как эпиграф к сборнику«Символы» и отсылка к нему встречается не только в процитированномстихотворении «Будущий Рим», но и в «Пантеоне». К месту вспомнить такжепризыв Кассандры из трилогии «Христос и Антихрист»: «Выпьем же вместе,брат мой, этот прощальный кубок за Неведомого, которого оба зовем, запоследнего Примирителя!» 1420 Как видно, писатель пересматривает трактовкусказанного апостолом Павлом, который, согласно каноническому толкованию,имел в виду, что истинный Бог, неведомый язычникам, открылся для христиан.По сути Мережковский аннулирует этот смысл, фактически отождествляяневедомого Бога и воскресшего Христа.Впоискахрелигиозному«неведомогосознанию» 1421.Бога»писатель(Посколькуэтаприходитграньк«новомумировоззренияМережковского изучена глубже остальных, мы не останавливаемся на нейподробно.) В статье «Борьба за догмат» читаем: «Старая идеология, староебезрелигиозное сознание русской интеллигенции рухнуло; от грядущего хаоса,от“апофеозабеспочвенности”,стихийнойбессознательностиибезрелигиозности может спасти лишь новое религиозное сознание, новоеМережковский Д.С.
Будущий Рим // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 23. С. 160.Мережковский Д.С. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи) // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914.Т. 3. С. 258.1421В докладе «О нужде и неизбежности нового религиозного сознания», прочитанном 15 октября 1907 года назаседании Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге, В.В. Розанов утверждал: «…нисколько неМережковский и другие назвали свои слова “новым религиозным сознанием”, но так говорили и так начали этоназывать, в печати и обществе, другие.
Кличка идет не от новаторов. Это надо запомнить хотя бы в целяхреабилитации от хвастовства» (Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): Историяв материалах и документах: 1907 – 1917. В 3 т. М., 2009. Т. 1. С. 74).14191420398понимание догмата» 1422. Считая христианские догматы истиной, Мережковскийвместе с тем полагал, что не все христианство в догматах. «Христианствобольше, чем догматы» 1423, – писал он в работе «Лев Толстой и церковь» 1424.Фундамент «нового религиозного сознания» должна составить «истиннаяцерковь». Вместе с Мережковским ее ищет Тихон, герой романа «Антихрист(Петр и Алексей)». «Он понял, – говорит автор, – что церковь старая не лучшеновой, и решил вернуться в мир, чтоб искать истинной церкви, пока ненайдет» 1425. О том, какая церковь – истинная, Тихон узнает от явившегося емустаричка со словами: «Устал, бедненький? Много вас у меня, много детушек.Ходите по миру, нищие, сирые, терпите холод и голод, и скорбь, и тесноту, игонение лютое.
Да не бойтесь-ка, миленькие! Погодите, ужо соберу я вас всех вновую Церковь Грядущего Господа. Была древняя Церковь Петра, Камнястоящего, будет новая Церковь Иоанна, Грома летящего. Ударит в камень гром,и потечет вода живая. Первый завет Ветхий – Царство Отца, второй заветНовый – Царство Сына, третий завет Последний – Царство Духа. Едино – Три,и Три – Едино.
Верен Господь обещающий, Который есть, и был, и грядет!» 1426ОсновополагающаявторостепенногодляМережковскогоперсонажа,неоднократноидея,вложеннаявысказываетсявустаписателемвнехудожественных текстах от первого лица 1427. Так, в статье «Меч»Мережковский Д.С. Борьба за догмат // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 15. С. 108.Мережковский Д.С. Лев Толстой и церковь // Мережковский Д.С.
ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 16. С. 148.1424На Религиозно-философских собраниях Мережковский в прениях после собственного доклада на ту же темузаявил: «…религиозный опыт может давать догмату все новое и новое содержание и все большее постижение.В этих горизонтах, указываемых догматами, возможно бесконечное движение» (Записки петербургскихРелигиозно-философских собраний (1901 – 1903 гг.). М., 2005. С. 59). На другом заседании писатель продолжилсвою мысль: «Догматы не кандалы, не цепи, а самые далекие горизонты, к которым мы идем» (Запискипетербургских Религиозно-философских собраний (1901 – 1903 гг.). М., 2005. С.















