Диссертация (1101387), страница 63
Текст из файла (страница 63)
«Никто не удивлялся и тому, – читаемв “Александре I”, – что у мужа Марьи Антоновны, Дмитрия ЛьвовичаНарышкина,дведолжности:явнаяобер-гофмейстера–итайная–“снисходительного мужа” или, как шутники говорили, “великого мастерамасонской ложи рогоносцев”» 982. Интерес к андрогинности проглядывает всловах Валерьяна Голицына о г-же Татариновой: «Никогда я не видывал уженщинытакихмужскихглаз;иэтомужскоевженскомвесьмапривлекательно» 983. В том же романе платонические отношения превозносятсянад плотскими. Показателен разговор Н.М. Рылеевой с Пестелем: «–Избаловали сестриц? – Что поделаешь? Они у меня такие красавицы, умницы.Особенно старшая.
Мы с нею друзья с детства. Меня вот все в полку женитьхотят. А по мне, добрая сестра лучше жены… – Ну, влˋюбитесь – жèнитесь. –Да я уж влюблен. – В кого? – Да в нее же, в сестру. – Ну, что вы, Бог с вами!Разве можно?... – Еще как! – улыбнулся Пестель, и опять лицо его помолодело,похорошело» 984. В том же духе Елизавета Алексеевна говорит об Александре I:«Всегда, будто бы, казалось ему, что мы – брат и сестра, близнецы духовные, имежду нами плотская любовь – кровосмешение…» 985 Мысль о том, чтоимператор«любилсвоюжену,какбрат» 986,повторяетсявстатьеМережковского «Елизавета Алексеевна» (1909).«В дальнейшем буду краток, потому что пишу не воспоминания, а толькоавтобиографическую заметку и не имею ни желания, ни возможности излагатьподробнее внутренний ход моего развития, который считаю и доныне ещенезаконченным.Мережковский Д.С.
Александр I // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 6. С. 161.Там же. Т. 7. С. 120.984Там же. С. 16.985Там же. С. 192.986Мережковский Д.С. Елизавета Алексеевна // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 15. С. 128.982983294Весной того же года умерла моя мать. Смерть матери, болезнь жены инекоторые другие тяжелые обстоятельства моей личной жизни были причинойтого религиозного переворота, который я пережил (52). Часто обвиняют меня в“схематичности”, “книжности” моих религиозных мыслей.
Это неверно или,может быть, происходит от слабости моего литературного дарования.Могу сказать по совести: все, что я говорю и думаю по вопросамрелигиозным, идет не от книг, не от чужих мыслей, а от моей собственнойжизни, – все это я пережил» 987.(52) «Вспоминая потом часто о смерти матери Д.С., – пишет Гиппиус, –странная мысль о какой-то уже нездешней о нем заботе приходила ко мне: какбы он это пережил, вдруг оставшись совершенно один, т.е.
если бы, благодаряфантастическому сцеплению случайностей, не встретил ни меня, ни когодругого, кого мог бы любить и кто любил бы его. Я не могла заменить емуматери (никто не может, мать у каждого только одна), но все же он не осталсяодин» 988. В художественном творчестве Мережковский воспел мать, посвятивей заключительные строки поэмы «Старинные октавы»: «Великого обета ненарушу: / О, мама, скоро я к тебе приду! / Как погибающий пловец – на сушу, /Стремлюсь к тебе и радуюсь, и жду: / Душа обнимет родственную душу, / Втвоих чертах любимых я найду, – / Как разрешишь ты все земные узы, – /Черты моей богини, вечной Музы» 989. Что касается болезни жены, то о нейтакже осталось свидетельство Гиппиус: «Лето в Дубровицах мне памятно помоей болезни.
У меня внезапно сделалась такая головная боль, что я несколькодней ничего не слышала, кроме моего же крика, и ничего не понимала.Вызванный из Москвы доктор (тот же, который до Крыма лечил меня оттуберкулеза) определил воспаление мозга и сказал, что надежды нет. Маматолько перекрестилась, а Д.С., кажется, не поверил, хотя совершенно потерялМережковский Д.С.
Автобиографическая заметка // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 24. С. 113 –114.988Гиппиус З. Дмитрий Мережковский // Гиппиус З. Ничего не боюсь. М., 2004. С. 46.989Мережковский Д.С. Старинные октавы // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 24. С. 72.987295голову» 990. Этот эпизод, относящийся к лету 1890 года, преломился в«Семейной идиллии»: «Я чувствовал, что смерть подходит к изголовью /Любимой женщины...
Со всей моей любовью / Я был беспомощен и жалок, какдитя» 991.Как видно, религиозные искания Мережковского неотделимы от решенияим вопроса о возможности преодоления смерти. «Чрезмерный страх смерти, –читаем в исследовании “Л. Толстой и Достоевский”, – почти всегда служитпоказателем религиозного бессилия и религиозной бездарности» 992. Вслед заэтими словами писатель обращается к фрагменту повести Толстого «Детство»,в котором описываются впечатления ребенка от смерти матери. Однаковпервые вопрос о путях преодоления страха смерти с особой остротой встает всборнике«Символы»,которыйоткрываетсястихотворением«Бог»,опубликованным в переломном 1890 году и набранным курсивом в качествеэпиграфа, определяющего основную тему всей книги: «…Хочу, чтоб жизньмоя была / Тебе немолчная хвала…» 993 В результате мучительных раздумийМережковский приходит к своему решению проблемы: человек способенпобедить смерть, если познает Бога через любовь.
Подтверждением томуслужит переложение средневековой легенды «Имогена» (1889). Сюжет прост.Чтобы жениться на дочери барона, бедный оруженосец должен пройти черезродительское испытание, но не один, а вместе с возлюбленной: «Ты возьмешьее на плечи, / По скалам и по стремнине / Ты пойдешь с бесценной ношей / Кокресту на той вершине. / Путь не легок: поскользнешься – / Смерть обоим...Если ж с нею / До креста дойдешь, – навеки / Будет дочь моя твоею» 994. Геройдостигает цели.
Бледный, он падает с драгоценной ношей у подножия креста, ираздается победный крик: «“Ты моя, моя навеки!” / “Поскорей разнять их!” –грозно / Закричал барон... Со свитой / Он примчался – было поздно... /Гиппиус З. Дмитрий Мережковский // Гиппиус З. Ничего не боюсь. М., 2004. С. 49 – 50.Мережковский Д.С.
Семейная идиллия // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 23. С. 195.992Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 9. С. 42.993Мережковский Д.С. Бог // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 23. С. 6.994Мережковский Д.С. Имогена // Мережковский Д.С.
ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 23. С. 180.990991296Слишком крепко Имогена / Обвила его руками... / На лице – покой и счастье, /И уста слились с устами. / “Что ж вы медлите? скорее / Разлучить их!” Ностояли / Все, поникнув головою, / Полны страха и печали. / Лишь один ответилробко: / “Никакая власть и сила / Разделить, барон, не может / То, что смертьсоединила”» 995.
Такова авторская философия. «Антонио, – говорит героиняодной из итальянских новелл Мережковского, – благословенна да будет смерть,которая научила нас любить, благословенна да будет любовь, которая сильнеесмерти!» 996 По всей вероятности, писатель, подобно своему герою из«Железного кольца» (1897), «прочел в комментариях к божественномуПлатону, что и грешному человеку порою достаточно бывает одного мгновениявысшего блаженства, чтобы темная душа его очистилась и соединилась сБогом» 997. К началу 1890-х годов Мережковский не сомневался: «Или Смерть,или Бог – нет другого исхода – или верить в Смерть, или верить в Бога» 998.«В первом сборнике критических статей “О причинах упадка и о новыхтечениях русской литературы” я пытался объяснить учение символизма нестолько со стороны эстетической, сколько религиозной (53)» 999.(53) 26 октября 1892 года Мережковский выступил в Русском литературномобществе с лекцией «О причинах упадка русской литературы».
Выступлениеповторилось 8 декабря, а 15-го числа того же месяца писатель прочел вторуючасть доклада – «О новых течениях современной русской литературы». Текстылекций легли в основу брошюры «О причинах упадка и о новых теченияхсовременной русской литературы», вышедшей в январе 1893 года. РаботаМережковского считается первым «манифестом» русского символизма.Принимая такое определение, уместно рассматривать ее в контексте сборникаТам же. С. 181 – 182.Мережковский Д.С. Любовь сильнее смерти // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914.
Т. 19. С. 23.997Мережковский Д.С. Железное кольцо. Новелла XV века // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 19.С. 51.998Мережковский Д.С. Записная книжка 1891 г. // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 343.999Мережковский Д.С. Автобиографическая заметка // Мережковский Д.С. ПСС.
В 24 т. М., 1914. Т. 24. С. 114.995996297«Символы». Так теоретические суждения могут быть подкреплены ихтворческим воплощением. По всей вероятности, именно к этому стремилсяписатель. Недаром он говорил: «Критики – всегда враги, поэты – всегда друзья,и стремятся разными путями к одной цели» 1000.Мережковскийнастаивалнарелигиозномсодержаниисимвола.Литература, в свою очередь, понималась им как «своего рода церковь» 1001. Впервой половине 1890-х годов в сознании писателя причудливо сочетались, соднойстороны,установканаинтуитивно-эмоциональноепознаниедействительности, мечты о новом идеализме, а с другой – еще не укрепившаясярелигиозность, поиск божественного идеала (как в язычестве, так и вхристианстве). Для Мережковского существовали три равнозначные величины:культура, культ, религия.
Не случайно он долго колебался с названием второгосборника стихотворений. Первоначальный вариант «Неведомому Богу» вдекабре 1891 года был заменен на «Вечные волны». И только в начале 1892-гопоявляется окончательный заголовок – «Символы» 1002. При этом каждыйвариант был значим для Мережковского и не потерялся в бумагах. Первыйвстречается в эпиграфе к сборнику: «...И став Павел среди Ареопага, сказал:“мужи Афиняне, по всему вижу, что вы благочестивы.Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, накотором написано: Неведомому Богу. Сего-то, которого вы, не зная, чтите, япроповедую вам”» 1003. Второй, немного изменившись, переходит в названиесборника критических статей «Вечные спутники», на страницах которого авторобращается к религиозно-мистической сущности искусства (культуры).«В эти годы я много путешествовал.
Долго жил в Италии, в Риме, воФлоренции, а также в Таормине, в Сицилии; побывал в Афинах и вМережковский Д.С. Вечные спутники // Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 18. С. 78.Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы //Мережковский Д.С.
ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 18. С. 181.1002Кумпан К.А. Д.С. Мережковский-поэт (у истоков «нового религиозного сознания») // Мережковский Д.С.Стихотворения и поэмы. СПб., 2000. С. 52 – 53.1003Мережковский Д.С. ПСС. В 24 т. М., 1914. Т. 23. С. 4.10001001298Константинополе (54). Тогда же издал второй сборник критических статей“Вечные спутники” (55). Переводил античные трагедии (56)» 1004.(54)ЗаграничныепутешествиябылинеотъемлемойчастьюжизниМережковского.















