Диссертация (1101387), страница 36
Текст из файла (страница 36)
В начале ХХвека, по утверждению ученых, «защищать единство книги означало отстаиватьжизненность и целостность самой культуры, и это было тем более необходимо,что“антикнижные”,“антикультурные”настроенияслишкомширокораспространялись среди интеллигенции, в частности – как результатпресыщения, как оборотная сторона чрезмерной привязанности к книге» 460.Во-вторых, к 1910-м годам, ко времени издания двух «Полных собранийсочинений», в массовом сознании современников у Мережковского все ещебыла популярность поэта декадентского круга 461, что, конечно же, неустраивало самого писателя и, как мы убедились раньше, не могло не сказатьсяна структуре и содержании его собраний сочинений.
По результатамчитательской анкеты, проводившейся в 1913 году, среди наиболее выдающихсяпоэтов, включая недавно умерших, Мережковский занял 6 место, намногоМинский Н. Абсолютная реакция (Л. Андреев и Мережковский) // Минский Н. На общественные темы. СПб.,1909. С. 207.459Терапиано Ю. Дмитрий Мережковский: взгляд в прошлое // Д.С. Мережковский: pro et contra.
СПб., 2001.С. 437.460Гужиева Н.В. Книга и русская культура начала ХХ века (Брюсов) // Рус. лит. Л., 1983. № 3. С. 161.461Репутация декадента закрепилась за Мережковским еще в середине 1890-х годов. В пародии С.Я. Уколова«декадент Треплев» говорит: «Ну что? Каково? А? Какую пьеску-то я смастерил? О том, что будет с душойКомиссаржевской через двести тысяч лет! Ого! Правда, за эту пьесу меня таскали на освидетельствование кдоктору Чеготту, но все-таки пьеса написана в самом декадентском духе и Мережковский поцеловал меня»(Бедный Ионафан.
Чайка. (Фантастически-сумасшедшие сцены с прологом, эпилогом, белибердою и провалом.Сюжет заимствован в больнице для умалишенных) // Петербургский листок. СПб., 1896. № 290. Цит. по:Собенников А.С. «Чайка» Чехова и «Гроза прошла» Мережковского (к типологии героя-«декадента») //Чеховиана: Чехов и «серебряный век». М., 1996. С. 197).458170опередив А.
Блока 462. Безусловно, выход полного собрания сочинений не могне укрепить авторитет писателя в глазах соотечественников. Свидетельствотому – оценка, данная А.А. Измайловым: «О Мережковском, пожалуй, уже всепоследние десять лет говорят: “наш уважаемый”, “наш известный”. Пятнадцатьтомов его сочинений, только что изданных Вольфом, заставили читателявоочию увидеть, как значительно его литературное наследство, и повыситьоценку, какая делалась раньше по случайным поводам, при выходе отдельныхего книг.
Когда недавно говорили о кандидатах в “бессмертные” нашейАкадемии Наук, его имя было выдвинуто на первое место, и в этом признанииединодушно сошлись его сторонники и враги» 463. В подкрепление словИзмайлова приведем заметку С. Юрьевского (псевд. С.Ф. Либровича) «Комубыть академиком», опубликованную в 1912 году. В ней, в частности,говорилось, что в лице Мережковского «академия приобретет безусловнокрупную величину, писателя, слава и значение которого оценены уже не тольков России, но и за границею» 464.НекоторыеподробностиобизданииППСС-1сохранилиписьмаМережковского к К.Ф. Некрасову, который весной 1912 года предложилписателю издать роман «Александр I». На тот момент книга была продана«Товариществу М.О. Вольф».
В ответном письме от 27 мая 1912 годаМережковский дословно приводит пункт в договоре о первом собраниисочинений: «Я, Мережк<овский>, обязуюсь предоставить Т<оварищест>вуВольф право печатать для подпис<чиков> п<олного> собр<ания> моихсочин<ений> за добав<очную> плату от 3000 до 5000, согласно желаниюТ<оварищест>ва, экземпляров моего романа, причем Т-во уплачивает мне закаждый экз<емпляр> 25% его продажной цены при доставлении текста» 465.См.: Вестник лит. СПб., 1913.
№ 5. Стб. 136.Измайлов А. Пророк безблагодатных дней // Измайлов А. Пестрые знамена. Литературные портретыбезвременья. М., 1913. С. 123.464Юрьевский С. Кому быть академиком // Вестник лит. СПб., 1912. № 11. Стб. 304.465Книгоиздательство К.Ф. Некрасова и русские писатели начала XX века // Рос.
арх. М., 1994. Вып. 5. С. 464 –465.462463171Что касается ППСС-2, выпущенного И.Д. Сытиным, то успеху этого делаво многом способствовало сотрудничество Мережковского в газете «Русскоеслово», которое началось в 1905 году, о чем мы уже писали в связи с историейтекста статьи «Чехов и Горький». После 1910 года публикаторская активностьМережковского в сытинской газете стремительно возросла. В воспоминанияхГиппиус о Мережковском читаем: «В промежутках между главной работой онписал теперь небольшие полемические статьи в газетах, больше в “Русскомслове”» 466. На это же указывает дневниковая запись Блока от 31 декабря 1911года: «Мережковских провести в “Русское слово” было трудно, теперьМережковский и Философов – “свои люди” там.
Гиппиус провести будеттрудно» 467.Под предводительством Сытина «Русское слово» зарекомендовало себякак газета либерального толка, в которой печатались лучшие журналисты, атираж постоянно рос, «достигнув к 1916 г. колоссальной по тем временамцифры 739 тыс. экземпляров» 468. Разумеется, работа в газете хорошооплачивалась, поэтому тесное сотрудничество с ней, а уж тем более издание вкачестве приложения полного собрания сочинений, считалось верхом успеха. Вто же время, несмотря на многолетнее сотрудничество, Мережковский, какполагает Е.А.
Динерштейн, «остался внутренне чужд Сытину. Все его попыткисблизиться с издателем, стать “своим человеком” в газете, так и не увенчалисьуспехом» 469. Незадолго до революции Мережковский с огорчением писалСытину: «Досадно очень, что судьба нас так разводит. Судьба ли, полно?Хорошо, что если только судьба. Мне кажется, что “обстоятельства” внешние ивнутренние отдаляют Вас от меня. Недаром же я ловлю Вас и никак поймать немогу.
Вы, точно комета на моем горизонте, – пролетите, и нет Вас, и надо ждатьГиппиус З. Дмитрий Мережковский // Гиппиус З. Ничего не боюсь. М., 2004. С. 161.Блок А.А. Дневник. М., 1989. С. 101 – 102.468Членова Н.А. Архив газеты «Русское слово» // Источниковедение отечественной истории. М., 1982. С. 119.469Динерштейн Е.А. Иван Дмитриевич Сытин и его дело. М., 2003.
С. 129.466467172N-ое число годов (как говорят математики), чтобы Вы снова появились намгновение» 470.В своем дневнике К.И. Чуковский довольно сурово и однобокоохарактеризовал отношения, сложившиеся между Сытиным и Мережковским:«Эти богоискатели всю жизнь продавались кому-ниб. Я помню их, как онилебезили перед Сытиным, перед Румановым» 471.
На самом деле Сытин такженуждался в Мережковском, по крайней мере, как издатель, преследовавшийкоммерческий интерес.***В письме К.Ф. Некрасову от 27 мая 1912 года Мережковский сетовал:«…напрасно Вы думаете, что меня издатели “осаждают”. Хороших издателеймало, а культурных, как Вы, почти нет» 472. С одной стороны, писатель прав,говоря о недостатке «культурных» издателей. Примерно в это же времяЧуковский с негодованием вопрошал: «Почему изнасиловать восьмилетнююдевочку нельзя и нужно за это идти в каторгу, а изнасиловать Тютчева илиБаратынского можно и это вознаграждается хорошим барышом?» И далее:«Возьмите сборники избранных стихотворений русских поэтов, изданныеСальниковым, Бонч-Бруевичем, П.Я. и др., – что это, как не изнасилование всехрусских поэтов сразу и поодиночке.
И этих негодяев не вешают, но раскупаютво множестве изданий» 473. С другой стороны, Мережковский регулярнопубликовался, выпускал книги и не писал «в стол». Как все старшиесимволисты, он пережил тот период, когда издателей приходилось искать иуговаривать. «Я знаю, – писал Мережковский А.С.
Суворину в начале своеготворческого пути, – что издание моих книг невыгодно, но я решаюсь все-такиТам же.Чуковский К.И. Дневник. 1901 – 1969. В 2-х тт. М., 2003. Т. 2. С. 202 – 203. Между тем из письма Чуковскогок Брюсову от 1915 года узнаем о том, что рассматривалась возможность издания еще одного полного собраниясочинений Мережковского приложением к «Ниве»: «…Теперь, когда в недра “Нивы” вошла вся эта группа“Знания”, очередь, конечно, за Вами, за Мережковским (которого “Нива” еще не давала; он был дан Сытиным),за Сологубом и, может быть, Ремизовым» (Чуковский К.И. Собр.
соч. В 15 т. Т. 14. М., 2008. С. 365).472Книгоиздательство К.Ф. Некрасова и русские писатели начала XX века // Рос. арх. М., 1994. Вып. 5. С. 464.473Чуковский К.И. Собр. соч. В 15 т. Т. 14. М., 2008. С. 374.470471173обратиться к вам по следующим соображениям: 1) моя крит<ическая> прозаидет лучше моих стихов, 2) Вы издаете книги и не очень выгодные, но все-такихорошие, полезные для русской литературы, а я питаю надежды, что та книга,которую я хочу издать, небесполезна» 474. Теперь же, в 1910-е гг., издатели самипредлагали Мережковскому сотрудничество.ИППСС-1,иППСС-2выпущеныпринепосредственнойзаинтересованности издательств. В «Известиях по литературе, наукам ибиблиографии книжных магазинов Т-ва М.О. Вольф» (1910.
№ 12) былоопубликовано объявление о выходе ППСС-1. В нем прямо говорилось о том,что «на долю Т-ва М.О. Вольф выпала честь быть издателем первого полногособраниясочиненийД.С. Мережковского»;крометого,выражаласьуверенность в читательском спросе: «Издание это должно сделатьсянеобходимой принадлежностью каждой общественной и частной библиотеки,каждого собрания книг интеллигентного читателя и любителя русскойлитературы». И еще одна примечательная фраза: «До сих пор произведенияМережковского были разбросаны по разным отдельным изданиям и сборникам,и давно уже чувствовалась потребность в издании полного собрания сочиненийавтора “Смерти богов”».Сытин тоже был заинтересован в издании ППСС-2.















