Диссертация (1101340), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Сапожков в одной из глав своей докторской диссертации «Русскаяпоэзия 1880–1890-х годов в свете системного анализа: от С.Я. Надсона кК.К. Случевскому (течения, кружки, стили)» (М., 1999) продолжает тему,заданную еще Н. Котляревским в конце XIX века. Он называет Надсонапредводителем«скорбныхпоэтов»,отмечаеткрайнююшаткостьинепоследовательность его мировоззрения, которому свойственны хаотичность,46Надсон Семен Яковлевич. Полное собрание стихотворений М.-Л., 1962.
С. 37 и др.16утверждение самоценности лирического порыва. Отсюда у Надсона «тяга кнапористому, эмоциональному синтаксису, к гиперболическим образам, кмаксималистскимвыводамиобобщениям,атакжекафористичностипоэтического высказывания. Вся образная ткань стиха нередко выдержана в«превосходнейшей» степени».
По С.В. Сапожкову, «поэтика Надсона – этопоэтикапредельныхсостоянийчеловеческогодуха,резкоконтрастных«перескоков» чувства. Лирический сюжет подчас оказывается насквозь «прошит»такими «бросками» из одного положения в диаметрально противоположное.Положения равновесия лирическая эмоция Надсона не знает. «Зачины» и«концовки» в рамках одного и того же стихотворения нередко отрицают самисебя»47.Полемичной в этом смысле выглядит позиция Л.П.
Щенниковой в еедокторской диссертации «Русская поэзия 1880–1890-х годов как культурноисторический феномен» (Екатеринбург, 2003). Она не согласна с мнением об«осколочной картине мира», которую С.В. Сапожков усматривает в творчествеНадсона и других «скорбителей». По ее мнению, «специфика субъективностиотечественной поэзии рассматриваемого времени определялась не столькоутратойобщественныхидеаловиощущениемсоциально-политическогоугнетения, сколько переживанием богооставленности и мирового одиночества».Экзистенциальное ощущение потери «светоносного Центра мира лирическивыражается в художественном образе наступающих на человека духовных«сумерек», «темноты», «потемок», «мглы», «ночи».
Л.П. Щенникова утверждает,что поэзия Надсона проникнута христианскими мотивами, что, на наш взгляд,выглядит неубедительно48. Надсон, по свидетельству мемуаристов, а также, судяпо его дневникам и письмам, не был убежденным ортодоксом в вопросах религии,неоднократно высказывая сомнения в постулатах и догмах христианской веры.Самих стихов на религиозную тему в его творчестве немного. Скорее мы47http://www.dissercat.com/content/russkaya-poeziya-1880-1890-kh-godov-v-svete-sistemnogo-analiza-ot-s-yanadsona-k-k-k-sluchev48См. также полемическую статью-рецензию С.В. Сапожкова «Русская поэзия 1880–1890-х гг.:«конструктивность хаоса» или «эстетический имморализм»? в журнале «НЛО» за 2005 г. //http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/ss31.html17согласимся с мнением исследовательницы, что «поэт до конца дней остался веренэтике христианской любви и братства как жизнестроительной и спасительнойсиле»49.Докторская диссертация Е.З. Тарланова «Поэзия К.
М. Фофанова итенденции в русской лирике конца XIX века»50, одна из глав которой посвященасравнительномуанализупоэзииФофановаиНадсона,несодержитконцептуального взгляда на творчество Надсона. Существенной основой егопоэзии для исследователя является «антиномия «святой веры» в животворящую,«великую силу любви», приближающую «обновленный и радостный мир», иедкой горечи безверия в жизнь». Этим противоречием Е.З. Тарланов вслед закритиком конца XIX века Е. Богословским объясняет неясность, расплывчатостьнадсоновскогоидеалаи«надломленный,болезненныйхарактерегочеловеколюбивой музы, обращенной к «усталым, страдающим братьям» покрови».
Ученый отмечает, что для Фофанова, как и для его современников,субъективное художественное видение Надсона во многом сливалось ссобственным мировосприятием реальности.Говоря о современном надсоноведении, обратим внимание на то, чтоисследователи редко обращаются к сопоставлению творчества Надсона и поэтовэпохи Модерна, прямо себя ему противопоставлявших. Так, О.А.
Лекмановуказывает на «присутствие» фигуры Надсона в сонете О. Мандельштама«Паденье – неизменный спутник страха…»51; С.Ю. Дудаков находит у Н.А.Заболоцкого прямые переклички и даже заимствования из поэзии Надсона (тема«некрасивой девочки», философские мотивы)52. Автор недавно защищеннойдокторской диссертации о поэзии И.А.
Бунина, Т.М. Двинятина, говорит овлиянии Надсона на бунинские стихи 1886–1888 гг. и о «полемике» Бунина с49Щенникова Л.П. Русская поэзия 1880–1890-х годов как культурно-исторический феномен: АДД.Екатеринбург, 2003. 46 с.50Тарланов Е.З. Поэзия К.М. Фофанова и тенденции в русской лирике конца XIX века: АДД. СПб., 1999.
49 с.51Лекманов О.А. Мандельштам и Эдгар По (к теме: «постсимволизм и романтики») // Постсимволизм какявление культуры: Материалы международной научной конференции. М., 1995. С. 39-41.52Дудаков С.Ю. Этюды любви и ненависти: Очерки. М., 2003. С. 11-16.18надсоновским «гражданственным идеалом»53.Таким образом, проблема «Надсон и поэты-модернисты» в отечественномлитературоведении уже поставлена и разрабатывается; нас же будет интересоватьсовсем не изученный пласт литературной культуры рубежа XIX–XX вв., а именновлияние Надсона на рабочих (пролетарских) поэтов.Как отмечалось выше, работы, относящиеся к первому периоду изучениятворчестваоценкамиНадсона,авторов–характеризуютсясовременниковэкспрессивнымипоэта.иНаибольшуюсубъективнымиценностьонипредставляют для библиографов и историков идей – своим обширнымфактическимматериалом.Висследованияхвторогопериодауказаннаясубъективность повернулась в диаметрально-противоположную сторону: Надсонобъявлялся либо «поэтом-демократом», либо бездарностью.
Более всего намимпонируетхарактеристикапоэзииНадсона,даннаясоветскимилитературоведами, прежде всего Г.А. Бялым, как наиболее взвешенная иобъективная.Нарочитая«концептуализация»или«деконцептуализация»творчества поэта, данная современными литературоведами, нам не близка.Проведённый выше аналитический обзор даёт нам право утверждать, что засто тридцать лет изучения С.Я. Надсона не было дано комплексного анализа егопоэзии в вопросах версификации, стиля, мотивно-тематического состава, развитияим традиций предшественников и влияния на позднейших поэтов.
Хотя висследовании проблематики надсоновского творчества достигнуты определенныеуспехи, вопросам стиля, жанра и поэтики уделено совсем небольшое место внадсоноведении,ахудожественноемастерствопоэта,какправило,недооценивается. В настоящей диссертации мы предложим углубленное изучениеуказанных вопросов, что позволяет говорить об актуальности нашегоисследования.Впервые в истории изучения творчества Надсона дается статистическийанализ его метрики, составлены метрический справочник и словарь рифм;53Двинятина Т.М.
Поэзия И.А. Бунина: Эволюция. Поэтика. Текстология: дис. ... докт. филол. наук. СПб.,2015. С. 23-27.19рассмотрены и классифицированы основные тропы, использованные поэтом;систематизированыосновныетемыимотивы;рассмотреныотдельные«сюжетные ситуации» и «несобранные» циклы; найдены и проанализированыаллюзии и реминисценции поэтов-предшественников; определены пути влиянияНадсона на демократическую («пролетарскую») поэзию рубежа XIX–XX вв. Всёэто обусловливает научную новизну нашей работы.Материалом нашего исследования является поэзия С.Я.
Надсона во всёмимеющемся на сегодняшний день объёме – 497 стихотворных текстов,составивших полное собрание его сочинений в Большой серии «Библиотекипоэта». К анализу привлекались также дневники и письма Надсона.Объектом нашего исследования является поэтика С.Я. Надсона в контекстерусской поэзии XIX – начала XX вв., а предметом – основные мотивытворчества, стилистические, метрико-ритмические его особенности.Целью диссертационной работы является выявление наиболее характерныхчерт поэзии С.Я. Надсона в трёх взаимосвязанных аспектах – версификационном,стилистическом, мотивно-тематическом.Достижению указанной цели служит постановка и решение следующегокруга задач:1) изучить основные литературно-критические работы по творчествуНадсона, дать им оценку;2) выявить репертуар размеров Надсона, определить наиболее характерныедля его творчества метры и размеры стиха;3) описать и проанализировать стилистическое своеобразие поэзии Надсона,наиболее востребованные тропы и приемы;4) систематизировать и исследовать основные темы и мотивы, несобранныециклы, сюжетные ситуации и образные оппозиции поэзии Надсона;5) определить традиции предшествующих поэтов, которым следовал Надсон,а также влияние его поэзии на творчество пролетарских поэтов.Теоретическойосновойисследованияпослужилиработыкакдореволюционных, так и современных исследователей творчества С.Я.
Надсона и20русской поэзии, отреферированные в настоящем Введении и используемые вконкретных разделах диссертации. Стиховедческая часть работы опирается наисследования В.М. Жирмунского, Л.И. Тимофеева, В.Б. Томашевского, В.Е.Холшевникова, М.Л. Гаспарова, А.А. Илюшина, Ю.Б. Орлицкого, В.П. Москвина,Е.В. Хворостьяновой, К.Ю. Тверьянович, Е.С. Лалетиной и др.В центре методологии нашего исследования – системный метод. В изученииверсификации мы использовали метод количественного подсчета; анализ работнаших предшественников, а также стихотворений Надсона в контексте эпохипотребовалпривлеченияисторико-литературногометода;многочисленныесопоставления опирались на биографический, сравнительный, сравнительноисторический, типологический и интертекстуальный методы; филологическомуанализу подверглись стиль и поэтика стихотворений; метод исторической поэтикииспользовался при рассмотрении «общих мест» лирики Надсона.Теоретическаязначимостьработызаключаетсявисследованииверсификационных предпочтений Надсона, в составлении словаря рифм иметрического справочника, в выявлении ряда «сюжетных ситуаций» лирикиНадсона, «несобранных» циклов и интертекстов.Практическая ценность исследования состоит в том, что его результаты ивыводы могут быть использованы в разработке университетских курсов поистории и теории литературы, спецкурсов по стиховедению, стилю писателя,проблемам интертекста, филологического анализа поэтического текста, впрактике школьного преподавания.Основные положения, выносимые на защиту:1)«ФеноменНадсона»каклитературноеявлениебазировалсянаутвердившихся версификационных и стилистических приемах, которые были иморигинально интерпретированы.














