Диссертация (1101340), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Надсону.142Параллели «детским» стихам Надсона можно найти в произведенияхА.П. Чехова, В.Г. Короленко, К.М. Станюковича, А.И. Куприна, герои которых –дети – принадлежат к низшим кругам общества, лишены детства и трудятсянаравне со своими «униженными и оскорблёнными» родителями. Вот началостихотворения «Признание умирающего отверженца» (1878):Я не был ребенком. Я с детства узналТяжелое бремя лишений,Я с детства в душе бережливо скрывалОгонь затаенных сомнений.Я с детства не верил в холодных людей,В отраду минутного счастья,И шел я угрюмо дорогой своейОдин, без любви и участья (с.
56).Так же, как Некрасов и Есенин, Надсон – один из немногих в русскойлитературе поэтов-«сыновей». В 11 лет оставшись круглым сиротой, Надсон всюсвою недолгую жизнь продолжал помнить о матери. Ее образ запечатлен в самыхлучших его стихах:Глухо стонет вьюга, стонет и рыдает,И в окно стучит костлявою рукой...Жгучий страх мне сердце детское сжимает:«Мама, дорогая, сядь, побудь со мной!..»И она прильнула нежно к изголовью,Нежно лоб мой гладит, в очи мне глядит,И под голос вьюги лаской и любовью,Грустью и заботой речь её звучит...
(с. 400).Образ матери предстаёт в «Сказке» как бесконечно дорогой и любимый образдалёкого детства. Мать учит сына добру, правде, любви:И звенит мне голос: «В долгой, в горькой жизниМного встретит спящих твой усталый взгляд,143Не клейми ж их словом едкой укоризны,Полюби их, милый, полюби, как брат!..» (с. 401).Надсон – идеалист, он хочет видеть всех детей счастливыми и обласканнымилюбовью. Так, лирический герой рождественской «Легенды о ёлке» (1882)радуется, когда видит детей вокруг зажжённой ёлки:Весь вечер нарядная ёлка сиялаДесятками ярких огней,Весь вечер, шумя и смеясь, ликовалаТолпа беззаботных детей (с. 343).А он – их дядя, добрый весельчак, смешит детей до упаду и рассказывает им одиковинных чудесах:Есть страны, где люди от века не знаютНи вьюг, ни сыпучих снегов;Там только нетающим снегом сверкаютВершины гранитных хребтов…Цветы там душистее, звёзды – крупнее,Светлей и нарядней весна,И ярче там перья у птиц, и теплееТам дышит морская волна… (с.
344).Поэту очень хочется, чтобы дети не плакали от дневных огорчений, в томчисле причиненных взрослыми, чтобы они спокойно засыпали и им снилисьволшебные сны. В творчестве Надсона есть прекрасный пример колыбельной.Музыкальность и мелодичность этого стихотворения, написанного 4-х и 3стопным анапестом, плавность и «текучесть» звуков быстро сделали егопопулярной песней:Тихо дремлет малютка в кроватке своей,Мягким блеском луны озарённой,И плывут вереницы туманных тенейНад головкой его утомлённой…Целый сказочный мир развернулся пред ним:144Вот на птице стрелою он мчится,Вот под ним перекинулась волком седымИ по лесу несёт его птица.Вот он входит на звёздный, ночной небосводИ в коралловый замок русалки идётПо жемчужным пескам океана...
(с. 253-254).Много позже схожий сюжет «ночного» фантастического путешествия лёг воснову популярной колыбельной XX века «Спят усталые игрушки...», написаннойА. Островским и З. Петровой в 1964 году.Замечательным вкладом Надсона в детскую литературу стали его стихи оприроде, насыщенные светлым восприятием красот родной страны. Простые ипонятные строки педагоги используют для ознакомления детей с окружающиммиром. Например:Заря лениво догораетНа небе алой полосой;Село беззвучно засыпаетВ сияньи ночи голубой;И только песня, замирая,В уснувшем воздухе звучит,Да ручеек, струей играя,С журчаньем по лесу бежит… (с.
105).Стихотворение очень образно, каждое предложение – отдельная картина. Егообразность пластична, оно наполнено гармоничными звуками и цветами,описанием действий. Обилие глаголов дают ощущение постоянного движения,важного для ребенка. Рифмы точные и ясные. Детское восприятие без труданарисует себе картину угасающего дня и сохранит ее в памяти. Среди пейзажныхстихотворений Надсона есть и другие, не менее удачные образцы подобного рода.В.Г.
Белинский отмечал, что для того, чтобы писать для детей, «нужна душаблагодатная, любящая, кроткая, спокойная, младенчески простодушная; умвозвышенный, образованный, взгляд на предметы просветленный, и не только145живое воображение, но и живая поэтическая фантазия, способная представить всев одушевленных, радужных образах. Не говоря уже о любви к детям»181. Именнотаким человеком был С.Я. Надсон. По воспоминаниям близко знавших поэта, онотличался необычайной душевной чистотой и благородством, «приветливый совсеми, иногда ласковый, как ребёнок, нежно любивший детей, замечательнооткровенный, кроткий, гуманный, с нежной и любящей душой, он вместе с тембыл крайне прямой, искренний, чуткий человек, очень отзывчивый ивпечатлительный.
Такое сочетание свойств, в соединении с возвышеннымпоэтическим настроением, делало его особенно решительным, подчас резкимврагом всего низкого, пошлого, лицемерного и раболепного. Это был человекживой, искавший правды, с донкихотским упорством, возмущавшийся доглубины души тем, что, по его мнению, шло в разрез с нею и в ущерб ей, иготовый вести борьбу на смерть со своим врагом, не спрашиваясь у собственныхсвоих сил, хватит ли их и вынесет ли он борьбу»182.3.7. Надсон и последующая литературная традиция (на примеретворчества ранних рабочих (пролетарских) поэтов)Если в предшествующих разделах мы сосредоточили своё внимание насвоеобразии поэтической манеры Надсона и его связях с предшествующейлитературной традицией, то в завершающем диссертацию параграфе мы хотелибы обратиться к тем авторам, которые испытали его влияние. Считаем этодополнительным аргументом, подтверждающим наш взгляд на Надсона как поэта,выработавшего собственный, и при этом влиятельный, стиль и обладающегонемалым художническим мастерством.Непосредственно после смерти Надсона, в конце 80-х годов XIX века, висторию русской литературы входит понятие пролетарская, или рабочая, поэзия.По традиции183, которой мы будем следовать, оба определения используются как181Белинский В.Г.
Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. М., 1978. С. 58.Полное собрание сочинений С.Я. Надсона. Т. 1. С. XLVI-XLVII.183См.: Пролетарские поэты: Сборник стихов: В 3 т.. Л., 1935-1939; История русской литературы: В 10 т. Т.X. М.-Л., 1954. С. 740-754.182146взаимозаменяемые. Следует отметить, однако, что пролетарий – понятие болееузкое,нежелирабочий,этоодинизвидов«наёмногорабочего,вкапиталистическом обществе, лишённого орудий и средств производства» 184.Непосредственно в эпоху формирования рабочего класса в России слово«пролетариат» обозначало «совокупность неимущих людей, живущих изо дня вдень, т. е. отличающихся необеспеченностью существования»185. Кроме того,понятие «пролетарский» отсылает к литературе партийной, т. е.
классово иполитически ориентированной, связанной с революционно-освободительнымдвижением, деятельностью РСДРП, а с 1903 г. – с пролетарской большевистскойпартией, организованной В.И. Лениным, и ее печатными органами. Такимобразом, поэзия пролетарская, в узком смысле слова, основными своими темамиделает тяжёлую долю рабочих, борьбу с самодержавием, ненависть к угнетателямнарода,«светлоепрофессиональныйбудущее»,центральнымреволюционер-рабочий,агероемстилевойеёстановитсяособенностью–«революционно-романтическая патетика»186.«Вместе с рождением пролетариата происходит и рождение его культуры илитературы»187.
На литературной арене появились «писатели-самоучки»188,прежде всего стихотворцы. Это были рабочие и мастеровые, а также выходцы изкрестьян и городской мелкобуржуазной среды, мещан. Особенностью ихтворчества можно считать его прикладную направленность – с самого моментапоявления рабочей поэзии она носила агитационный характер и была орудиемклассовой борьбы.Поздний пролетарский поэт А.А. Жаров откровенно признавался: «Стихиписать было некогда. А писать все же хотелось. К тому же стихи оказалисьблагодарным материалом для агитационной работы.
Не удивительно поэтому, чтосвои митинговые речи в те грозные годы… чаще всего завершали стихами»189.184Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1977. С. 565.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1898. Т. 25. С. 408.186См., например: Волков А.А. Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. М., 1964. 508 с.;Соколов А.Г.
История русской литературы конца XIX – начала XX вв. М., 1999. С. 171-176.187Пролетарские поэты. С. Х.188«О писателях-самоучках» – название программной статьи М. Горького 1911 года.189Жаров А. Стихи. Песни. Поэмы. М., 1957. С. 7.185147Сами рабочие поэты (особенно ранние) в основной своей массе былималограмотными, во всяком случае, не имели ни высшего, ни специальногообразования, но всех их объединяла одна черта – стремление к самообразованию,к знаниям, к чтению. «Книг достать было неоткуда; купить не на что, страсть кчтению превращалась в какую-то болезнь.
Я забивался в пустой сарай, валялся наполу, рвал на себе волосы и плакал, горько плакал в необъятной тоске по книгам...Я должен был писать для того, чтобы читать хоть самого себя», – писал рабочийпоэт П.А. Травин190. Макар Пасынок (И.И. Коган) отмечал, что книги он «глоталбез разбору»191.Как бы высокопарно это ни звучало, но пролетарские поэты действительнолюбили литературу и стремились к пониманию ее на том уровне, который был имдоступенвсилуимеющегосяинтеллектуального«бэкграунда».Раннийпролетарский поэт А.И. Маширов-Самобытник вспоминал: «В 1909 г. я настолькохорошоовладелисториейлитературы,чтонарядусполитическимивыступлениями стал читать доклады и на литературные темы… Так в 1912-13 гг.я выступал на больших ученических собрания с докладами о Некрасове,Короленко, Лермонтове, Надсоне…»192.Популярность С.Я. Надсона в конце XIX – начале ХХ века продолжалаоставаться очень большой.
Существенное влияние он оказал и на пролетарскуюпоэзию, в особенности первых пятнадцати лет ее существования. ВоздействиеНадсона испытали на себе первые рабочие поэты Ф. Шкулев, Е. Нечаев, А.Богданов, Н. Микульчик и др. «Моими любимыми поэтами были Некрасов,Барыкова, Надсон и Ал. Толстой»193, – признавался Ф.















