Диссертация (1101101), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Значительная часть этого исследования посвящена ролии значению Персии в жизни и творчестве таких писателей, как Н. Клюев,В. Хлебников, Н. Гумилев, С. Есенин, М. Кузмин и др. В этом исследованиивыделены и описаны характерные особенности и признаки восточнойкультуры в творчестве указанных писателей, а также акцентированы«восточные» знаки и образ дервиша, главный для нашего исследования. Так,например, образ дервиша появляется в показательных строках Н.
Клюева: «Ипомянут пляскою дервиши / Сердце-розу, смятую в Нарыме» [Клюев 1999:469]. Исследователь отмечает, что в лирике Клюева «достаточно религиозноэротического экстаза, чужеродного русской религиозной традиции, но вопределенной степени близкого откровениям лириков-суфиев, религиознымаллегориям их эротических образов, стремлению в интуитивных иэкстатических озарениях слиться с Богом», также автор констатирует, чтоПерсия в русской поэзии 1900–1920-х гг. была осмыслена «во-первых, какявление мировоззренческого порядка, во-вторых, как эстетическая традиция,в-третьих, как интимный мир, который особенно очевиден в творчествеС.
Есенина» [Солнцева 2011: 289–306].Таким образом, в классической русской литературе был сформировандостаточно объемный восточный (мусульманский) текст. Рассмотрениеопыта осмысления образа мусульманского Востока в классической русскойлитературе позволяет с достаточной уверенностью сказать, что восточныеобразы, мотивы оказывали значительное влияние на русскую литературу икультуру.191.2. Дервиши: истоки, практики, мировоззрение, поиски идеалаВ рамках проводимого исследования, задачей которого являетсяизучение феномена «дервиш» в русской литературе, представляетсянеобходимым определить содержание номинации «дервиш» и установить егоместо и роль в истории литературы.Проблема изучения генезиса феномена «дервишества», возникшего вопределенных исторических условиях, является одной из интереснейших.Термин «дервиш» упоминается в отдельных работах, его смысл раскрываетсяв энциклопедических, толковых, и специализированных словарях, чтодоказывает наличие этого понятия в русском сознании.Проблема дервишества затрагивалась исследователями и религиознымидеятелями ХIХ в.: А.
Вамбери, К. Казанский, П. Позднев и др.В ХХ – XXI вв. изучение проблемы дервишества в различных аспектах,преимущественно в рамках исламской мистики и суфизма, продолжилиР.И. Абакаров, З.И. Абдурашидова, Т. Андре, А.Дж. Арберри, В.В. Бартольд,Е.Э. Бертельсом,И.Р. Насыров,О.М. Бёрк,Н.И. Пригарина,Х.М. Зиеев,М.Т.
Степанянц,А. Мухаммедходжаев,Дж.С. Тримингэм,Л.Р. Шарафутдинова, К. Эрнст5 и др.П. Позднев (Архиепископ Московский, Саратовский и всея России с1923 по 1934 гг. Николай), наиболее глубокий исследователь феноменадервишества в отечественной дореволюционной науке, указывая на слова«дервиш», «суфи», «факир» и «ышан» как синонимы, приводил различныеварианты этимологии персидского слова «дервиш»: «Одни полагают, что оноозначает “порог двери”, другие – что буквально оно значит “в мысли” или “вглубоком размышлении”. <…> Третьи, наконец, полагают, что “дервиш”<…> означает человека, просящего милостыни у дверей, бедняка, нищего»[Позднев 1886: 82–83].5[Абакаров 2005], [Абдурашидова 2011], [Андре 2003], [Арберри 2002], [Бертельс 1965],[Бёрк 2002], [Зиеев 2006], [Мухаммедходжаев 1990], [Насыров 2008], [Пригарина 1989],[Степанянц 1987], [Тримингэм 2002], [Шарафутдинова 2005], [Эрнст 2002].20В энциклопедии Брокгауза и Ефрона высказана распространенная точказрения на происхождение слова «дервиш»: это «персидское слово, значитнищий (собственно – порог двери) и употребляется (как и арабский егосиноним факир) у мусульман для обозначения человека набожного, ищущегоспасения души в отшельнической жизни» [Брокгауз, Ефрон 1893: 426].Однако в англоязычной статье интернет-энциклопедии «Ираника»представлены новые данные по этимологии слова «дервиш» (от авестийскогоdrəgu–, driγu– «нуждающийся», «зависимый»), бедный, неимущий, тот, ктоживет в святой бедности, подвижник, затворник.
Происхождение термина«дервиш» связывали с родственным ему попрошайничеством, что былообъяснимо практикой среди многих дервишей – попрошайничество от дверидо двери. Тем не менее никакой существенной связи между дервишеством ипопрошайничеством нет, даже иногда считали, что воздержание отпопрошайничества является признаком истинного дервиша.
За персидскимсловом «дервиш» первоначально стояло просто неимущее лицо, безпризнаков аскетической жизни. Слово «дервиш» приобрело суфийскийоттенок через использование его в качестве перевода с арабского «факир»(бедный), слова с дополнительным именованием аскетической группылюдей, которые стали использовать для обозначения материально бедных. СXI в. и далее слово «дервиш» использовалось независимо от «факир».Дервишество сопоставляется с океаном, который кормится «из трехисточников: воздержание, щедрость и свобода от нужд» [ИЭИ].П.
Позднев определял дервишество следующим образом: это «мистикоспиритуалистическая секта с эксотерическим (доступным непосвященным) иэсотерическим (тайным) учением и правилами» [Позднев 1886: xxiv].Часто дервишество рассматривается в сопоставлении с христианскиминститутом монашества: «Хотя Магомет и сказал: “нет монашества вИсламе”, но вследствие склонности арабов к отшельнической жизни уже впервые века гиджры были основаны многие дервишские ордена илибратства» [Брокгауз, Ефрон 1893: 426]. П.
Позднев указывает на религиозно-21философскую основу дервишества, представляющего собой характерноеявление в жизни мусульманских народов и обладающее схожестью сдревнеиндийской теософией и греческой философией, которые пытаютсяразрешить вопрос об отношении человека к божеству и о воссоединениичеловека с Богом [Позднев 1886: I].Рольизначениедервишейтрактовалисьврелигиоведческой литературе в разные века (отэтнографической,Средневековья досовременности) весьма неоднозначно, порой противоречиво. Об этом говорятсовременные исследователи суфизма: О.М. Бёрк, И. Тораваль, Д. Тресиддер,Дж. С.
Тримингэм, А.А. Хисматулин, К. Эрнст и др. (см.: [Шафранская 2010:242]).В частности, немаловажно установить взаимоотношения суфизма идервишества. Как правило, дервишество рассматривают как ответвлениесуфийского учения: «Внутри суфизма были различные направления итечения. Среди его представителей можно найти бедных дервишей, шейховземледельцев, ремесленников, поэтов и др.» [Мухаммедхождаев 1990: 16].П. Позднев считает, что дервишество – более позднее понятие, чем суфизм.Исследователь отмечает, что дервишами они стали называться лишь тогда,когда первые суфийские ордена превратились в некие учреждения, а до этогоони именовались в Аравии и Персии суфиями [Позднев 1886: xxi].Однако существует взгляд, согласно которому суфизм не столькопредшествовалдервишеству,сколько«Первоначальносуфиистранствующимибыливышелизегодервишами.практики:КX в.сформировались первые суфийские объединения» [Степанянц 1987: 8].Таким образом, исследователь считает, что образ жизни и мышления –дервишество – предшествовал выработке собственно положений суфийскойфилософии.
Вероятно, наиболее точным будет мнение, согласно которомуформирование дервишеской мистической практики и суфийской философиипроисходило параллельно, во взаимовлиянии и взаимодействии; такая22исследовательская позиция, на наш взгляд, позволяет наиболее широко иобоснованно рассматривать феномен дервишества.Вместе с тем ясно, что дервишество, как и суфизм, явление далеко неоднозначное, и его взаимоотношения с исламом многосторонни. «Суфизмпротивопоставлял рациональному мышлению иррационализм и вместе с темвыступал одной из разновидностей религиозного свободомыслия, нередкосмыкающегося с философствованием» [Степанянц 1987: 3]. То же можносказать и о дервишестве, сочетавшем аскетизм с мистицизмом, отказ отземных страстей с жизнелюбием (например, средневековые поэты Низами,Хафиз, Джами и др.).В период Сахабиев, Табаинов и Таба-и-Табаинов суфизм исповедовалсяв Аравии.
Подлинным свидетельством суфиев является их благочестие,отрешение от мира и др. Особое уважением суфийские движения обрели вПерсии. Многие ученые рассматривают суфизм как персидскую философию:Имам Гизаалли, Джунд и Ферид-эд-Дин Аттар, Шамс-табриз, Джелал-эд-ДинРуми, Са'адий, Хафиз, Низамий, Джамий, Хаканий, Фирдовсий, Омар Хайям,Абд-ул-Аллах и многие другие великие суфийские поэты определили суфизмкак источник своих вдохновений для создания поэтических произведений оБожественной Мудрости [Инайят-Хан 1914: 55–56].Писатель, историк, переводчик, востоковед, тюрколог и семитолог,профессор А.Е.














