Диссертация (1101050), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Однако сам художественный мир до такой степенинасыщенгротеском,алогизмами,гиперболамиидругимиприемами,акцентирующими ненормальность и странность, что за обыденной реальностьюначинает просматриваться, угадываться некое другое измерение.Подобно этому в повести «Дьяволиада» описываемая реальность с самогоначала начинает делать своеобразные выверты, то и дело срываясь в абсурд: «20сентября 1921 года кассир Спимата накрылся своей противной ушастой шапкой,уложил в портфель полосатую ассигновку и уехал.
Это было в 11 часовпополуночи. Вернулся же кассир в четыре с половиной часа пополудни,совершенно мокрый. Приехав, он стряхнул с шапки воду, положил шапку настол, а на шапку – портфель и сказал:34–Не напирайте, господа.Потом пошарил зачем-то в столе, вышел из комнаты и вернулся через четвертьчаса с большой мертвой курицей со свернутой шеей.
Курицу он положил напортфель, на курицу – свою правую руку и молвил:–Денег не будет»71.Или: «Коротков открыл первую стеклянную перегородку и увидел за неюкакого-то человека в синем костюме. Он лежал на столе и весело смеялся втелефон. Во втором отделении на столе было полное собрание сочиненийШеллера-Михайлова, а возле собрания неизвестная пожилая женщина в платкевзвешивала на весах сушеную и дурно пахнущую рыбу»72.Восновемногихабсурдныхситуацийоказываетсястолкновениенасаждаемого советского уклада жизни с реалиями жизни уходящей. Такиесловосочетания, как товарищ Богоявленский (т. Богоявленский) и товарищПреображенский (т.
Преображенский) можно назвать оксюмороном. Продукттого же столкновения – Губвинсклад, который производит Церковное вино;контора «Главцентрбазспимат», расположившийся в здании бывшего ресторана«Альпийская роза» с хрустальными залами, и как следствие этого – орган впомещении «Спимата», издающий звук, похожий на удары колоколов; двесоседствующиенаоднойдверинадписи:«Дортуарпепиньерок»и«Начканцуправделснаб» и так далее.Такого рода противоречия, странности, граничащие с абсурдом и7172Булгаков М.А. Дьяволиада // Собачье сердце: Повести.
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. С. 7-8Там же. С. 2035переходящие в него, во множестве обнаруживаются в поэме Н.В. Гоголя«Мертвые души», где сатира перерастает собственные рамки и преобразуетсяво всеобъемлющую фантасмагорию. Всего несколько примеров: «горкивыбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивымирядками»73 на подоконниках; огородное чучело, на которое «надет был чепецсамой хозяйки»74; шарманка, игравшая мазурку, которая «оканчиваласьпеснею» 75 , а песня – вальсом; «дело смыслит и хмельного не берет» 76–характеристика, данная умершему крестьянину; «армейский штабс-капитан»77,который «работал и душою и телом, и руками и ногами, отвертывая такие па,какие и во сне никому не случалось отвертывать»78; перепуганный прокурор,который «стал думать, думать и вдруг, как говорится, ни с того, ни с другогоумер»79; «странный экипаж»80, который «не был похож ни на тарантас, ни наколяску, ни на бричку, а был скорее похож на толстощекий выпуклый арбуз»81;«приходская церковь Николы на Недотычках» 82 … Не говоря уже о самойпокупке-продаже мертвых душ.2.2 Роль имен собственных в создании сатирической и абсурдистской тканипроизведенияОтдельно нужносказать о роли именГоголь Н.В.
Мертвые души. Том первыйИзд-во АН СССР, 1937–1952. С. 3274Там же. С. 4875Там же. С. 7576Там же. С. 13677Там же. С. 16878Там же. С. 16879Там же. С. 20980Там же. С. 17681Там же. С. 17682Там же. С. 17773собственныхв создании// Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: [в 14 т.] Т. 6. [М.; Л.]:36сатирической и абсурдистской ткани произведения. Достаточно вспомнитьперечень имен умерших крестьян, души которых, буквально и фигурально,приобрел Чичиков:ПетрСавельев Неуважай-Корыто, Пробка Степан,Елизавета Воробей, Григорий Доезжай-не-доедешь, Еремей Корякин, «НикитаВолокита, сын его Антон Волкита»… Князь Чипхайхилидзев, француз Куку,Перхуновский, Беребендовский, Софрон Иванович Беспечный и многие другие.Булгаков пользуется этим приемом в полной мере. И в «Дьяволиаде»:Варфоломей Коротков, товарищ Пантелеймон, «Лидочка де Руни, МилочкаЛитовцева, Анна Евграфовна, старший бухгалтер Дрозд, инструктор Гитис,Номерацкий, … Мушка», Ян Собесский, Генриетта Потаповна Персимфанс,Дыркин (ср.
у Гоголя в пьесе «Женитьба»: «а один мичман, и даже хорошиймичман, был по фамилии, просто, Дырка»)И впоследствии в «Мастере и Маргарите»: поэт Иван Бездомный, Берлиоз,беллетрист Бескудников, поэт Двубратский, «штурман Жорж», Денискин,Абабков, Арчибальд Арчибальдович, Рюхин, Варенуха, Аркадий Аполлонович,Милица Андреевна Покобатько…2.3 Столкновение с нечистой силой и «вызов дьявола»Постепенно, по мере развития действия, рассыпающиеся законы логикиполностью уступают место сводящей с ума дьявольщине, и абсурдная,искривленная реальность, становится наваждением: «И тотчас из ясеневогоящика выглянула причесанная, светлая, как лен, голова и синие бегающие глаза.За ними изогнулась, как змеиная, шея, хрустнул крахмальный воротничок,показался пиджак, руки, брюки, и через секунду законченный секретарь, с37писком «Доброе утро», вылез на красное сукно» 83 ; «–Я уже заслала егодокументы в Полтаву.
И я еду с ним. У меня тетка в Полтаве под 43 градусомшироты и 5-м долготы»84; «Хозяин стоял без уха, и левая рука у него былаотломана. Пятясь и холодея, Коротков выбежал опять в коридор. Незаметнаяпотайная дверь напротив вдруг открылась, и из нее вышла сморщеннаякоричневая баба с пустыми ведрами на коромысле»85.Как пишут в своих комментариях к повести «Дьяволиада» В. Гудковаи Л. Фиалкова: «К безумию и гибели Короткова толкают не столькоКальсонеры-двойники, то есть случайные несуразицы происходящего, которыеон не способен объяснить, сколько общее ощущение шаткости, неуверенности иирреальности жизни».
Здесь надо отметить, что двойники Кальсонеры,морочащие несчастного Короткова, могут восприниматься не только как нечтопротивопоставленноереальности,как«случайныенесуразицы»,противопоставленные норме, но и как воплощение этой реальности, еефантасмагоричности, ненормальности.Подобно тому, как Медный всадникстановится воплощением всех мощных сил и стихий, стоящих над человеком.Вразоблачительнойстатье«Искусствоизменятьмир»критикГроссман-Рощин указал, что жизнь кажется Булгакову огромной и кошмарнойпутаницей.
Разве каждая строчка писания Булгакова первого периода не есть, всущности, вопль:«Сбились мы, что делать нам?838485Булгаков М.А. Дьяволиада // Собачье сердце: Повести. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. С. 40Там же. С. 41Там же. С. 35-3638В поле бес нас, видно, водитИ кружит по сторонам».86В том же духе выступает В. Зархи: «Для Булгакова наш быт – этодействительно фантастическая дьяволиада… в условиях которой он не можетсуществовать…»87.Подход к построению пространства в повести «Дьяволиада» заставляютвспомнить об еще одной ранней повести Н.В. Гоголя – «Заколдованное место».В двух этих произведениях совпадает общее ощущение безвыходности изамкнутости, с той большой разницей, что заколдованное место у Гоголя –ограниченная территория, где властвует нечистый дух, а в повести М.А.Булгаковатакимпространствозаколдованнымпроизведения:местом«Коротковявляетсяоказалсяввсехудожественноетупомполутемномпространстве без выхода.
Бросаясь в стены и царапаясь, как засыпанный вшахте, он наконец навалился на белое пятно, и оно выпустило его на какую-толестницу»88.В повести «Дьяволиада» присутствует еще один момент, напоминающий оранних произведениях Н.В. Гоголя, а именно о повести «Вий».
В мистическомпроизведении Н.В. Гоголя зловещие события начинают развиваться после того,как Хома Брут между делом поминает черта: «Что за черт!» - сказал философ868788Пушкин А. С. Бесы: ("Мчатся тучи, вьются тучи...") // Пушкин А. С.
Полн. собр. соч.: [в 16 т.] Т. 3.[М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937–1959. С. 226Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL:http://www.bulgakov.ru/d/diavoliada/Булгаков М.А. Дьяволиада // Собачье сердце: Повести. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. С. 3639Хома Брут: «сдавалось совершенно, как будто сейчас будет хутор» 89 и«Ей-Богу!»–сказал опять, остановившись, философ: «ни чертова кулака невидно»90. В какой-то мере Хома Брут сам неосознанно вызывает нечистую силу.То же самое делает Коротков, и тоже совершенно непреднамеренно инесознательно.
Получив зарплату спичками, он начинает проверять их качество:«Всю ночь Коротков не гасил огня и лежал, чиркая спичками. Вычиркал онтаким образом три коробки» 91 . В результате этого «под утро комнатанаполнилась удушливым серным запахом» 92 , в мареве которого Коротковупривиделся «огромный, живой биллиардный шар на ножках»93, от которого«сильно пахнет серой» 94 . На следующий день является Кальсонер. Между«дурацким сном» Короткова и явлением Кальсонера не происходит никакихсобытий,дваэпизодапричинно-следственнаяследуютсвязьодинмеждузанимидругим,вследствиеобнаруживаетсясочеговсейочевидностью.И наконец, впоследствии призыв дьявола практически в фаустовскомварианте осуществится в романе «Мастер и Маргарита».















