Диссертация (1101050), страница 15
Текст из файла (страница 15)
С.12394выскочив из подвального окна, перескользнула двор, заняв его весьпятисаженным телом, и во мгновение обвила ноги Щукина. Его швырнуло внизна землю, и блестящий револьвер отпрыгнул в сторону. Щукин крикнул мощно,потом задохся, потом кольца скрыли его совершенно, кроме головы. Кольцопрошло раз по голове, сдирая с нее скальп, и голова эта треснула. Больше всовхозе не послышалось ни одного выстрела. Все покрыл шипящий,покрывающий звук. И в ответ ему очень далеко по ветру донесся из Концовкивой, но теперь уже нельзя было разобрать, чей это вой, собачий иличеловечий»215.Катастрофа начинает молниеносное распространение. Стаи стремительноразмножающихся змей уподобляются вражеским войскам, надвигающимся настолицу и постепенно захватывающим подступы к ней: «Змеи идут стаями внаправлении Можайска…»216. В осажденном городе начинается паника. Втораяпо счету и теперь уже самая настоящая паника.
При ее описании используютсясредства, знакомые читателю по первой московской повести. Страшныйослепительный электрический свет, энергичные резкие движения, режущиеоглушительные звуки: «Пылала бешеная электрическая ночь в Москве» 217 ;«Горели все огни» 218 ; «Ни в одной квартире Москвы не спал ни одинчеловек»219; «в квартирах что-то выкрикивали»220; «небо, во всех направлениях,215216217218219220Там же. С.124-125Там же. С.131Там же. С.132Там же.Там же.Там же.95изрезанное прожекторами»221; «то и дело вспыхивали белые огни»222; «небобеспрерывно гудело»223; «то и дело вспыхивала трескучая тревожнаястрельба»224; «с бешеным легким всхлипыванием вылетали стекла»225; «выливсе паровозы»226; «машины рявкали и бегали по всей Москве»227.
С запада вМоскву устремились толпы беженцев, из Москвы на восток бежали москвичи.На улицах повсеместно возникала страшная давка, уносившая жизни. Военныечасти провожали как на фронт: « – Выручайте, братцы, завывали с тротуаров, –бейте гадов… Спасайте Москву!»228 А война была слышна уже в черте города:«Очень далеко на небе дрожал отсвет пожара, и слышались, колыша густуючерноту августа, беспрерывные удары пушек»229.Страх, отчаяние, обреченность, сумасшествие, война.
Война, которая будетпроиграна.На московском направлении разворачиваются полномасштабные военныедействия. И здесь вновь автор начинает разбавлять жесткий натурализмсатирическими вкраплениями: «Сообщалось, что Отдельная Кавказскаякавалерийская дивизия в можайском направлении блистательно выиграла бойсо страусовыми стаями» 230 ; «совет при главнокомандующем предпринимаетсрочные меры к бронировке квартир для того, чтобы вести уличные бои с221222223224225226227228229230Там же.Там же.Там же.Там же.Там же.Там же.Там же. С.133Там же. С.134Там же.
С.133Там же. С.13596гадами на самых улицах столицы, в случае, если красным армиям и аэропланами эскадрильям не удастся удержать нашествия пресмыкающихся»231.Далее фокус меняется: панорамная картина «московской битвы» сомножеством жертв и разрушений сменяется изображением одной отдельновзятой трагедии в одной отдельно взятой точке – гибели главного героя повестивсех событий профессора Персикова.
В стены института врывается разъяреннаятолпа, жестоко расправляющаяся с невольным виновником всех событий.Описание возвращается в русло беспощадного натурализма без тени насмешкиистановится,снашейсовременнойточкизрения,предельнокинематографичным. Картина расправы над людьми и разорения институтаужасна: «Искаженные лица, разорванные палки запрыгали в коридорах, и кто-товыстрелил. Замелькали палки»232; «Панкрат, с разбитой головой, истоптанный ирваный в клочья, лежал недвижимо в вестибюле…»233; «Низкий человек, наобезьяньих кривых ногах … дорвался до Персикова и страшным ударом палкираскроил ему голову»234; «Ни в чем не повинную Марию Степановну убили ирастерзали в кабинете, камеру, где потух луч, разнесли в клочья, в клочьяразнесли террарии, перебив и истоптав обезумевших лягушек, раздробилистеклянные столы, раздробили рефлекторы, а через час институт пылал, возленего валялись трупы, оцепленные шеренгою вооруженных электрическимиревольверами, и пожарные автомобили»235.
Кажется, трагедия будет развиваться,231232233234235Там же. С.136Там же. С.137Там же. С.138Там же.Там же.97предстоит еще какая-то борьба, но…Но развязка и одновременно – разрядка происходят неожиданностремительно. Полторы страницы – и жизнь в повести налаживается, еепространство полностью упорядочивается. Впечатление такое, что в какой-томомент автору просто наскучило писать, и он закончил свое произведениебыстрее, чем нужно. Все выражается, по сути, двумя фразами: «Их (гадов)задушил мороз»236 и «Все кончилось» 237 . Когда «сдача Москвы» стала ужеокончательно неизбежной, случился природный катаклизм, ознаменовавшийвмешательство в ход событий неких высших сил: «В ночь с 19-го на 20-еавгуста 1928 года упал неслыханный, никем из старожилов никогда еще неотмеченный мороз»238. Пресмыкающиеся погибли, город был спасен.
И к весне29-го года «опять затанцевала, загорелась и завертелась огнями Москва»239.3.5 Принцип античной драмы Deus ex machineРеализованный в повести принцип античной драмы Deus ex machineзасвидетельствовал, что люди нуждаются в высшем покровительстве. Без этогопокровительства человечество быстро само себя уничтожит. Преднамеренноили просто по ошибке, нелепой и случайной. Люди переоценивают свои силы,пытаясь влиять на установленный свыше порядок и ход вещей. Благие цели поулучшению самих изначальных основ жизни приводят к непоправимой инеобратимой катастрофе, справиться с которой люди не в силах.Как236237238239справедливоотмечаютисследователи,«событияразличныхТам же.
С.139Там же.Там же. С.138Там же. С.14098произведений Булгакова будто происходят в одном пространстве и времени,персонажи знакомы друг с другом». Многочисленные автоцитаты, переклички ианалогии способствуют созданию цельного и единого художественного мира.«Сон Короткова в “Дьяволиаде” перекликается со сном Петьки Щеглова из“Белой гвардии”… В “Роковых яйцах” мелькнет знакомая фамилия – Пеструхин,отсылающая к “Дьяволиаде”». Город, подвергающийся внешней стихийнойугрозе, это и Москва в «Роковых яйцах», и Киев в «Белой гвардии». ПрофессорПерсиков, проживавший на улице Пречистенка «в квартире из пяти комнат», иего ближайший помощник – приват-доцент Иванов предвосхищают профессораПреображенского и доктора Борменталя из повести «Собачье сердце».Домашнее окружение профессора Преображенского – швейцар в доме, ДарьяПетровна и Зина – имеют свои соответствия в повести «Роковые яйца» –экономку Марью Степановну, ходившую «за профессором, как нянька» 240 исторожа института Панкрата.
Фрагмент второй главы повести «Роковые яйца»,в котором описывается эксперимент, проводимый профессором Персиковым иего ассистентом над лягушкой, перекликается с фрагментом повести «Собачьесердце». «Роковые яйца»: «Лягушка тяжко шевельнула головой, и в еепотухающих глазах были явственны слова: “Сволочи вы, вот что…» 241 .«Собачье сердце»: «У Зины мгновенно стали такие же мерзкие глаза, как утяпнутого. Она подошла к псу и явно фальшиво погладила его. Тот с тоскою ипрезрением поглядел на нее. “Что же… вас трое.
Возьмете, если захотите.240241Булгаков М.А. Роковые яйца//Собачье сердце: Повести. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.С.54Там же. С.5999Только стыдно вам…”»242.§4. Гоголевские традиции в повести «Роковые яйца»В ближайшем соседстве с художественным пространством Булгакованаходится пространство Гоголя. В повести «Роковые яйца» мостик намечается впервых строчка, когда становится известным имя главного героя повести –Персиков.
Вспомним фельетон Булгакова, в котором речь идет о том, какзаведующие неким ларьком один за другим оказывались на скамье подсудимых.Один из многих заведующих носил фамилию Персик, а сам фельетон назывался«Заколдованное место».4.1 Мотив слухов и домысловВо многих произведениях Гоголя их центральное событие обрастаетсамымифантастическимипроисшествий.Самиэтислухами,слухи,апровоцирующимитакжеописаниеряднелепыхмеханизмовихвозникновения и распространения играют огромную роль в созданиигротескно-абсурдной картины мира. Вспомним фрагмент повести «Нос»:«Между тем слухи об этом необыкновенном происшествии распространилисьпо всей столице, и, как водится, не без особенных прибавлений. … скоро началиговорить, что нос коллежского асессора Ковалева ровно в три часапрогуливается по Невскому проспекту.














